Ратная доблесть 2-го орджоникидзевского курсантского полка в событиях сталинградской битвы (на основе воспоминаний участников великой отечественной войны)
Автор: Далгат Фатима Магомедовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе такого ценного источника, как воспоминания участников Великой Отечественной войны, рассматривается малоисследованная в отечественной историографии проблема участия в событиях Сталинградской битвы курсантских полков, в частности 2-го Орджоникидзевского полка. Привлеченные документы личного происхождения способствуют восстановлению ряда фактов, которые не отразились в других документах, например сводках боевых действий. Они указывают на боевой и численный состав курсантских полков, их роль в качестве передовых отрядов крупных войсковых соединений, боевого охранения, а нередко и надежных отрядов прикрытия на начальном этапе оборонительной операции Сталинградской битвы. Использован метод сопоставления ряда воспоминаний ее участников - курсантов и офицеров, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой анализируемых материалов. В результате автор приходит к выводу, что воспоминания участников боевых действий сохраняют объективность, соотносятся с иными историческими документами, могут и должны привлекаться для реконструкции событий, так как дают возможность беспристрастно оценить прошлое, выделить из частного главное. Важность данной темы обусловлена непреходящей значимостью победы многонационального советского народа в Великой Отечественной войне.
Великая отечественная война, сталинградская битва, оборонительная операция, орджоникидзевский курсантский полк, военно-пехотное училище, дагестанская асср, суровикино, воспоминания, источники
Короткий адрес: https://sciup.org/149138914
IDR: 149138914 | DOI: 10.24158/fik.2022.1.12
Текст научной статьи Ратная доблесть 2-го орджоникидзевского курсантского полка в событиях сталинградской битвы (на основе воспоминаний участников великой отечественной войны)
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, ,
,
Одним из малоисследованных вопросов Сталинградской битвы является участие курсантских полков на ее оборонительном этапе. Цель исследования заключается в том, чтобы, опираясь на воспоминания участников тех боевых событий, в некоторой степени заполнить лакуны, связанные с действиями в этой битве курсантских полков, в частности 2-го Орджоникидзевского полка. В июле 1942 г. ударные силы вермахта прорвались в большую излучину Дона и его нижнее течение. Развернулась великая Сталинградская битва 1942–1943 гг. В ней с обеих сторон участвовало более 2 млн человек, она охватила территорию в 100 тыс. кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. В ходе этой грандиозной битвы выделяют оборонительную (17 июля – 18 ноября 1942 г.) и наступательную (19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) операции. В первой были задействованы курсантские полки, внесшие большой вклад в организацию отпора врагу. Среди бойцов этих полков были уроженцы Дагестана – М.В. Вагабов и Г.Е. Майстренко.
Михаил Вагабович Вагабов, учащийся 10-го класса Усурской средней школы Ахтынского района Дагестанской АССР, 1 октября 1941 г. был призван в армию и направлен во 2-е Орджоникид-зевское военно-пехотное училище вместе с другими молодыми людьми из Ахтынского района. В это же учебное заведение в марте 1942 г. был мобилизован и определен курсантом Григорий Ефимович Майстренко. До начала войны он работал учителем в средней школе № 2 города Каспийска. Учеба в училище продолжалась вплоть до 15 июня 1942 г., когда по команде «тревога» курсантов погрузили в эшелон, взявший курс на Сталинград. Им было известно о продвижении сил противника в данном направлении. С овладением города на Волге гитлеровцы связывали выполнение конечных стратегических задач в войне против СССР и последующее проникновение через Кавказ в страны Ближнего и Среднего Востока. Первоначально курсанты училища выгрузились в Сальских степях Ростовской области, так как в этой местности существовала угроза высадки воздушного десанта противника. По воспоминаниям Михаила Вагабовича, бесконечные ковыльные степи резко контрастировали с природой Кавказских гор (Вагабов Михаил…, 2008: 49). В этот район в середине июня и начале июля были дислоцированы многие северокавказские училища на случай воздушного десанта врага: курсанты Ростовского артиллерийского училища, Краснодарского пехотного училища и др. Однако высадки противника в степях не произошло.
12 июля 1942 г. приказом Верховного главнокомандования был создан специальный Сталинградский фронт под командованием Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, чтобы остановить фашистское наступление. Войска 62-й армии Сталинградского фронта заняли оборону на рубеже Клетская, Ерастовский, Суровикино, а войска 64-й армии – на рубеже Суровикино, Верх-некурмоярская. 15 июля эшелон с курсантами 2-го Орджоникидзевского военно-пехотного училища прибыл на железнодорожную станцию города Суровикино, где был преобразован в Орджо-никидзевский курсантский полк. Здесь они почувствовали дыхание войны. Над Суровикино летали одиночные фашистские самолеты-разведчики и сбрасывали бомбы на отдельные объекты. На рассвете следующего дня курсанты 3-го батальона полка, в состав которого был включен Михаил Вагабов, вышли из города, чтобы занять участок обороны. Он представлял собой склон, изрезанный продольными и поперечными кустистыми балками и овражками, труднопроходимыми для танков врага. На утро 17 июля 1942 г. произошло первое боевое столкновение батальона с противником. По воспоминаниям Григория Ефимовича Майстренко, у курсантов было мало оружия. Они выполняли работы по сооружению оборонительных рубежей и по мере получения оружия участвовали в оборонительных операциях Майстренко Григорий…, 2008: 152). В первые дни атаки «немцы шли с засученными по локоть рукавами, автоматы держали наперевес, как на параде. По всей видимости, они подобным маршем полагали идти до самого Сталинграда. Но горько просчитались» (Вагабов Михаил…, 2008: 51).
Захватчик ставил задачу прорыва обороны советских частей, в том числе на участке обороны, где находились курсанты 3-го батальона. Особенно ожесточенные бои развернулись в 20-х числах июля, когда противник постоянно атаковал советские позиции с применением сил авиации и танков. Батальон нес большие потери, но продолжал удерживать позиции в районе Суровикино. Курсанты, несмотря на непрерывные атаки превосходящих сил противника, стояли насмерть и не отступали ни на шаг до вечера 6 августа 1942 г. Ночью после прекращения атак врага остатки батальона организованно отступили в направлении Калача-на-Дону. К этому времени 3-й батальон, как и силы трех дивизий 62-й армии под командованием генерал-майора В.Я. Колпакчи, оказались в окружении. Противник, заметив колонну курсантов, открыл по ней огонь из танковых орудий и пулеметов. По воспоминаниям Михаила Вагабовича, его товарищи были расстреляны в пшеничном поле, охваченном огнем. Утром 8 августа 1942 г. 3-й батальон 2-го Орджоникидзевского курсантского полка перестал существовать. Погибли его командир
М. Ткаченко, военный комиссар А. Даниленко и остатки личного состава, за исключением двух десятков взятых в плен курсантов, которые более 20 дней успешно выдерживали натиск превосходящих сил противника и нанесли огромный урон его технике и живой силе в большой излучине Дона. Несмотря на трагический конец, они и командир батальона оставили о себе славу воинов, героически сражавшихся в самые тяжелые дни оборонительной операции Сталинградской битвы. Сражение, разгоревшееся в конце июля, расстроило расчеты гитлеровцев на быстрый -одним рывком и напрямую - выход к Волге (Крылов, 1979).
Сам Михаил Вагабович попал в плен, откуда бежал и сумел перейти линию фронта. В дальнейшем он являлся участником множества сражений в составе штурмовой авиации и авиации дальнего действия, бился за освобождение Украины, Чехословакии, Польши. В декабре 1945 г. он демобилизовался из рядов Советской армии и продолжил прерванную войной учебу. Впоследствии фронтовик занялся наукой, преподавательской работой. В 1968 г. Михаил Вагабович защитил диссертацию на степень доктора философских наук, получил звание профессора Дагестанского государственного университета, почетное звание заслуженного деятеля науки Республики Дагестан и Российской Федерации. Он преподавал философию не одному поколению дагестанской молодежи.
Курсант Г.Е. Майстренко, сослуживец и земляк М.В. Вагабова, 24 августа 1942 г. участвовал в бою за село Власовка на подступах к Сталинграду, во время которого был ранен и эвакуирован через горящий город по Волге в госпиталь Уральска. В воспоминаниях Г.Е. Майстренко описывает состав полков курсантов, включавших до 2,0-2,5 тыс. человек. Он отмечает, что штабов при этих полках не было, поэтому обстоятельной документации не велось. В силу этого мемуары Г.Е. Майстренко приобретают особую ценность, так как история мужественного отражения противника курсантскими полками в тот период войны слабо освещена в документах.
После излечения он был направлен курсантом в Ленинградское военное училище связи. Затем до августа 1946 г. служил в звании техника-лейтенанта в Горьком. За участие в Великой Отечественной войне Григорий Ефимович Майстренко награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и др. После демобилизации Г.Е. Майстренко вернулся в Дагестан, в Каспийск, где получил звание почетного гражданина города, заслуженного учителя Дагестана.
Выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов в воспоминаниях «Сталинградский рубеж» описывает охваченный огнем Сталинград, великую битву у Волги, где генерал-майор Н.И. Крылов был начальником штаба легендарной 62-й армии. Оценивая большие заслуги курсантских батальонов Северного Кавказа, в том числе 2-го Ор-джоникидзевского высшего пехотного училища, он писал: «Некоторые из этих полков (училищ), прибывшие в донскую степь раньше самой 62-й армии, становились ее передовыми отрядами, боевым охранением, а потом нередко использовались в качестве надежных отрядов прикрытия. Придаваемые различным дивизиям, они везде дрались доблестно, но день ото дня редели. <...> К середине августа реально существовал уже только полк Орджоникидзевского училища, находившийся в армейском резерве» (Крылов, 1979: 24). После войны Н.И. Крылов был на командных должностях в Советской армии, являлся главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, заместителем министра обороны СССР1.
Генерал-лейтенант А.И. Лопатин, назначенный в конце июля - начале августа 1942 г. командующим 62-й армии, говорил о полках курсантов как о полках героев (Крылов, 1979: 24). Военный совет 64-й армии также оценивал борьбу этих полков против врага как мужественную и даже героическую.
О беспредельной отваге курсантских полков сообщал в воспоминаниях Маршал Советского Союза Ф.И. Голиков. Автор мемуаров писал, что в ходе оборонительных боев 57, 62 и 64-й армий ему неоднократно приходилось в боевой обстановке встречаться с ними. Он сожалел, что о роли курсантов в Сталинградской битве сказано не так много, как они того заслуживали. На Сталинградском фронте, по воспоминаниям Ф.И. Голикова, действовали семь курсантских полков и один отдельный артиллерийский дивизион. Они были созданы из состава Житомирского, Винницкого, Грозненского и двух Орджоникидзевских пехотных училищ, Краснодарского пулеметно-минометного училища и двух артиллерийских училищ - Ростовского и Винницкого (Голиков, 2006). Представители всех этих учебных заведений вели боевые действия на самом раннем оборонительном этапе битвы. К концу августа вступило в бой Сталинградское военно-политическое училище.
Боевой и численный состав этих полков был солидным: почти в каждом из них имелось не менее 2,0-2,5 тыс. человек. Курсантские полки, как правило, размещались на опасных направлениях, поскольку имели опытный и подготовленный командный состав, физически крепких бойцов, состояли из морально и психологически стойких курсантов. Эти полки в большинстве случаев действовали самостоятельно, не прикрепляясь к какому-либо направлению или участку боевых действий. Командиры использовали их для маневра, что было важно в условиях напряженных боев (Голиков, 2006). Мужественная доблесть курсантов ковала победу Советских вооруженных сил над противником в Сталинградской битве, которая сейчас служит ресурсом воспитания нового поколения победителей: «Символ Сталинградской победы сегодня выступает важнейшим требованием и условием максимальной сплоченности нашего общества для решения крупных общественных и исторических задач, стоящих в настоящее время перед страной» (Кусмарцев, 2013: 60).
Таким образом, значимым источником информации о ратной доблести курсантов в Сталинградской битве являются устные рассказы оставшихся в живых участников описываемых событий и опубликованные ими воспоминания. Хотя написаны они не по свежим следам, а по прошествии многих лет, временная дистанция позволяет авторам объективно оценить события военных лет, выделить из частного главное и наоборот. Конечно, многое зависит от надежности памяти авторов мемуаров, их способности максимально точно передать то или иное событие. Для проверки полноты и достоверности информации мы использовали метод сопоставления ряда воспоминаний с другими источниками, в которых описываемые действия так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых материалов. Они помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках.
Воспоминания М.В. Вагабова, изданные отдельной книгой под названием «Великая Отечественная война глазами участника» (Вагабов, 2000), воспоминания Г.Е. Майстренко, маршалов и генералов Советской армии проливают свет на многие частности, которые могут иметь решающее значение для реконструкции истории Сталинградской битвы, а также позволяют рассмотреть малоисследованные вопросы войны. Изучив и проанализировав мемуары ее участников, научную литературу по проблеме, мы пришли к следующим выводам. На раннем этапе оборонительной операции Сталинградской битвы 2-й Орджоникидзевский курсантский полк выполнял ряд обязанностей, связанных, во-первых, с сооружением оборонительных рубежей в большой излучине Дона, во-вторых, с непосредственным участием в операции в качестве передового отряда 62-й армии, ее боевого прикрытия и охранения. Курсанты полка на протяжении 17 июля – 6 августа стойко сдерживали атаки превосходящих сил противника, были сорваны планы по стремительному овладению стратегическим районом Суровикино. Численный состав полка включал от 2 до 2,5 тыс. бойцов во главе с мужественными командирами и политработниками. В битве на Волге участвовали семь курсантских полков и отдельный артиллерийский дивизион, прервавшие быстрый и прямой выход врага к Волге.
Список литературы Ратная доблесть 2-го орджоникидзевского курсантского полка в событиях сталинградской битвы (на основе воспоминаний участников великой отечественной войны)
- Вагабов М.В. Великая Отечественная война глазами участника. Махачкала, 2000. 104 с.
- Вагабов Михаил Вагабович // Дагестанцы - защитники Сталинграда : сб. документальных очерков и биографий / гл. ред. Л.И. Голубева. Махачкала, 2008. С. 48-55.
- Голиков Ф.И. Сталинград. Воспоминания заместителя командующего фронтом // Новая и новейшая история. 2006. № 1. С. 55-64.
- Крылов Н.И. Сталинградский рубеж. М., 1979. 380 с.
- Кусмарцев М.Б. Воспитание новых поколений победителей на героических традициях Сталинградской битвы // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1 (22). С. 59-63.
- Майстренко Григорий Ефимович // Дагестанцы - защитники Сталинграда : сб. документальных очерков и биографий / гл. ред. Л.И. Голубева. Махачкала, 2008. С. 152-154.