Разговоры "галантной" эпохи. Гармонические особенности итальянских вокальных дуэтов и диалогов в музыке первой половины XVII века

Автор: Попова Маргарита Михайловна

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и искусство

Статья в выпуске: 3 (9), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются два жанра итальянской вокальной музыки начала XVII в.: дуэт и диалог. Выявляются предпосылки их возникновения и стилистические различия, опирающиеся на принципы воплощения поэтических первоисточников в музыке. Наиболее полно эта разница проявляется в гармоническом решении вокального произведения, поэтому особое внимание уделено как поэтическому слову, так и его музыкальному оформлению; при этом выявляются определенные закономерности текстомузыкальной формы, иллюстрируемые аналитическими очерками на примере двух вокальных произведений указанного периода.

Вокальная музыка, итальянская музыка, дуэт, диалог, мадригал, basso continuo, basso seguente, гармония, риторические фигуры, текстомузыкальная форма

Короткий адрес: https://sciup.org/170196191

IDR: 170196191   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2022_9_33

Список литературы Разговоры "галантной" эпохи. Гармонические особенности итальянских вокальных дуэтов и диалогов в музыке первой половины XVII века

  • Whenham J. Duet and Dialogue in the Age of Monteverdi. Vol. 1. Ann-Arbor: UMI Research Press, 1982. XII, 287 p.; Vol. 2. 469 p.
  • Юнеева Е.А. Музыкальная культура Италии XVII - XVIII вв.: феномен барочной оперы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Волгоград, 2015. 32 с.
  • Журавлева О.И. Итальянский музыкальный театр эпохи барокко: его традиции в современном вокальном исполнительстве и образовании // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа: монография / Г.В. Акименко, Д.Б. Арганчиева, Ю.Н. Арсеньев, Е.В. Везетиу и др. Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. С. 104-131.
  • Булычева А.В. Сады Армиды: Музыкальный театр французского барокко. Москва: Аграф, 2004. 448 с.
  • Ноговицына К.А. Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / МГК им. П.И. Чайковского. Москва, 2015. 22 с.
  • Пылаева Л.Д. О проявлении принципов риторической диспозиции в свете теории переменности функций музыкальной формы // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Москва: НИЦ «Моск. консерватория», 2009. С. 92-101. (Науч. тр. / МГК им. П.И. Чайковского, каф. теории музыки; Сб. 64).
  • Пылаева Л.Д. «Страстные ритмы» во французских danses chantées (к проблеме соотношения слова и музыки) // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2009. № 2 (5). С. 132-135.
  • Козмин В.С. Основоположник оперы - музыкальной драмы Клаудио Монтеверди (450 лет со дня рождения) // Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / МПГУ; науч. ред. Г.П. Стулова. Москва: Чехов. Печат. Двор, 2018. С. 119-126.
  • Барский В.М. Тайное хроматическое искусство в музыке позднего средневековья и Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: материалы Музыковед. конгр. (Моск. консерватория, 27 сент. - 1 окт. 1989 г.) / сост. Т.Б. Баранова. Москва, 1989. С. 322-329.
  • GLixon B.L. Studies in Seventeenth-Century Opera. Routledge, 2010. 514 p.
  • GLixon B., GLixon J. Inventing the Business of Opera: The Impresario and His World in Seventeenth-Century Venice. Oxford: Oxford University Press, 2005. 424 p.
  • McKean J. The 17th-century dramatic voice, sacred and secular // Early Music. 2021. Vol. 49, Iss. 2 (May). P. 312-314.
  • Rosand E. Opera in Seventeenth-Century Venice: The Creation of a Genre. University of California Press, 2007. 684 p.
  • Dahlhaus C. Musikalischer Humanismus als Manierismus // Musikforsсhung. 1982. № 2. P. 122-129.
  • Fortune N. Italian Secular Monody from 1600 to 1635: An Introductory Survey // The Musical Quarterly. 1953. Vol. 39, № 2 (Apr.). P. 171-195.
  • Palisca C.V. The Beginnings of Baroque Music: Its Roots in Sixteenth-Century Theory and Polemics: Ph.D. Dissertation Music. Cambridge: Harvard University, 1954. 5, IX, 399 p.
  • Филиппов Б.А. История Нового Времени: курс лекций. Ч. 1: [машинопись] / Православ. Св.-Тихон. гуманит. ун-т. Москва, 2002. 156 с.
  • Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансные песни / МГК им. П.И. Чайковского. Москва: Композитор, 2007. 424 с., [1] л. цв. карт.
  • Leopold S. Al modo d'Orfeo: Dichtung und Musik im italienischen Sologesang des fruhen 17. Jahrhunderts. Band 1: Abhandlung. Laaber: Laaber-Verlag, 1995. VIII, 298 S. (Analesta musicologica; 29/I).
  • Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха / Междунар. ассоц. творч. интеллигенции «Мир культуры». 2-е изд. (доп.). Москва: Фортуна Лимитед, 2003. 271 с.
  • Лыжов Г.И. Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI-XVII вв.: между полифонической и гомофонной формой // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция: материалы науч.-практ. конф. / МГК им. П.И. Чайковского, Коллегия старин. музыки, Каф. истории зарубеж. музыки; сост. и ред.: Р.А. Насонов, М.Л. Насонова. Москва: Прест, 1999. С. 81-91.
  • Катунян М.И. Нотация бассо континуо: текст и контекст // Ars notandi: Нотация в меняющемся мире: Материалы научной конференции, посвященной тысячелетнему юбилею Гвидо Аретинского. Москва: НИЦ «Моск. консерватория», 1997. C. 63-81. (Науч. тр. / МГК им. П.И. Чайковского, каф. теории музыки; Сб. 17).
  • Рымко Г.А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / МГК им. П.И. Чайковского. Москва, 2014. 26 с.
  • Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция: материалы науч.-практ. конф. / МГК им. П.И. Чайковского, Коллегия старин. музыки, Каф. истории зарубеж. музыки; сост. и ред.: Р.А. Насонов, М.Л. Насонова. Москва: Прест, 1999. С. 39-84.
  • Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. Москва: Музыка, 1983. 77 с.: нот. ил. (Вопросы истории, теории, методики).
Еще
Статья научная