Разнообразие видов и форм документальных источников в историографическом исследовании проблем военной подготовки гражданской молодежи в 1946—1961 гг.
Автор: Аверченков Роман Валериевич
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 1 (11), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен краткий обзор основных документальных источников, на основе которых были созданы научные труды по проблеме военной подготовки гражданской молодежи в 1946—1961 гг.
Военная подготовка гражданской молодежи, документальные источники, историографический анализ, виды и формы историографических источников
Короткий адрес: https://sciup.org/14113747
IDR: 14113747
Текст научной статьи Разнообразие видов и форм документальных источников в историографическом исследовании проблем военной подготовки гражданской молодежи в 1946—1961 гг.
Большое место в историографическом исследовании отводится документальным источникам, на основе которых были созданы научные труды по проблеме в исследуемый период. При этом недоступность многих из них приводила к отсутствию объективного анализа, не давала ученым возможности вводить их в научный оборот и делать соответствующие историческим реалиям выводы.
Чрезмерная закрытость всех тем, связанных с вопросами военной подготовки [1], и другие факторы определили особенности разработки проблемы военной подготовки гражданской молодежи в середине 40-х — 50-х годах XX века.
В основном историография данного периода представлена законодательными документами, брошюрами, статьями, наставлениями [2] по военной подготовке.
Историографический анализ 1946—1961 гг. исходил из того, что большую часть исследовательской базы этого периода составляют законодательные акты СССР, постановления и распоряжения советского правительства [3, с. 255], документы Коммунистической партии Советско- го Союза, документы различных государственных органов и общественных организаций, документы высших руководящих органов Вооруженных Сил СССР в виде приказов и директив министра обороны и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, командующих видами Вооруженных Сил, военных округов, флотов и флотилий, относящиеся к проблеме военной подготовки гражданской молодежи.
Среди них огромное значение имеет Конституция СССР 1936 года, представлявшая собой основной законодательный документ. Она разделила законодательную и исполнительную власть и определила для каждой из них те виды актов, которые они имели право издавать. Среди них законы, принимаемые сессиями Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР. Однако с 1931 года в практику вошло принятие совместных постановлений СНК СССР и ВКП(б), что являлось абсолютно неправомерным действием, так как Ком- мунистическая партия не имела, по Конституции, таких полномочий. Тем не менее они стали важнейшими директивными указаниями по самым разнообразным вопросам жизни страны, в том числе и по обороне [4, с. 124].
Другой важной особенностью советского законотворчества была опора на идейно-теоретические установки марксизма-ленинизма и КПСС, в том числе по проблемам военной подготовки гражданской молодежи.
Согласно Конституции выборы были всеобщими, прямыми, при тайном голосовании; она отменила ограничения прав граждан по классовому признаку; был значительно расширен перечень прав и свобод граждан. Особое значение имело закрепление социально-экономических прав. В потенциале это все создавало благоприятные юридические основания для улучшения всей патриотической работы с молодежью.
Две статьи Основного Закона касались непосредственно военной службы и задач по защите Отечества. Так, статья 132 констатировала, что всеобщая воинская обязанность является законом, а воинская служба в Рабочекрестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР [5, с. 282]. В статье 133 говорилось, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж караются по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние.
Перечисленные в Конституции статьи давали общую ориентацию на цели и задачи, в том числе и в области подготовки молодежи к воинской службе, на значительный исторический период. Вместе с тем принятый Основной закон страны противоречил практике сталинизма и публично делал ее противозаконной. Трудящиеся массы — рабочие, крестьяне-колхозники и интеллигенция на деле были отчуждены от власти, ибо демократические институты, провозглашенные Конституцией, исполняли роль «демократической завесы», прикрывавшей авторитарный режим. Поэтому многие ее положения оставались лишь на бумаге, не вписываясь в практику повседневной жизни советского общества тех лет. И это не могло не сказаться негативно на обучении и воспитании будущих защитников Родины, что проявилось на бюрократизации всей системы военно-патриотической работы и вытекающих из этого явления немалых издержках.
Отдельно среди законодательных актов по военной подготовке гражданской молодежи в исследуемые годы следует выделить Закон о военной службе и воинской обязанности. В его основу были положены закрепленные Конституцией СССР 1936 года принципы, касающиеся советского военного строительства и осуществления обязанностей граждан по защите социалистического Отечества. Этот важнейший государственно-правовой акт закрепил переход Вооруженных Сил СССР к кадровой системе. Он установил, что армия и флот, пограничные и внутренние войска являются едиными для Советского Союза и комплектуются из граждан СССР на общих и равных началах для всех наций и народностей. «Все мужчины — граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе вооруженных сил СССР», — указывалось в статье 3 закона [6, с. 45].
Большое значение в создании пополнения для армии и флота имело включение в закон главы «О начальной и допризывной подготовке молодежи». На основании этого закона начальная военная подготовка учеников проводилась во всех школах с 5 по 7 класс включительно. В учебных планах школ на нее отводилось по 2 часа в неделю.
Допризывную подготовку по закону должны были проходить учащиеся трех старших классов средней школы — 8, 9 и 10, а также соответствующих ей учебных заведений (техникумов, школ ФЗУ и т. д.). Студенты высших учебных заведений вместо отмененной по приказу НКО в июле 1938 года высшей вневойсковой подготовки тоже обучались допризывной. Во всех перечисленных учебных заведениях на допризывную подготовку отводилось 2 часа в неделю. Для организации и ведения начальной и допризывной военной подготовки в учебных заведениях была штатная должность военного руководителя. Руководство всей системой начальной и допризывной подготовки возлагалось на Министерство Вооруженных Сил.
В итоге основные положения закона определили число привлекаемых к военному обучению юношей и подростков, что обеспечило более качественный набор по призыву на действительную военную службу. Принятый еще до Победы над немецко-фашистской Германией, Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 года на долгие годы был определяющим и способствовал качественному росту Вооруженных Сил, что и являлось одной из главных задач военной подготовки гражданской молодежи страны.
Важным шагом в развитии законодательных основ СССР по военной подготовке гражданской молодежи явилось постановление Государственного комитета обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 17 сентября 1941 года, которое действовало в исследуемых хронологических рамках. В нем на основе записанной в Конституции СССР обязанности всех граждан защищать свое социалистическое Отечество вводилось обязательное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. При прохождении военного обучения особое внимание обращалось на строевую подготовку, овладение стрелковым оружием, минометом и ручной гранатой, на противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, тактическую подготовку одиночного бойца и отделения. Окончившим курс обязательного военного обучения военнообязанным запаса делали отметку в военном билете, а допризывникам выдавали соответствующие удостоверения и брали в военкоматах на учет как прошедших обязательное военное обучение [7, с. 32—33].
Важной мерой в обеспечении общего роста количества готовящегося для Вооруженных Сил среднего командно-начальствующего состава в исследуемые годы являлась военная подготовка студентов вузов, которая проводилась кафедрами военной подготовки согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР № 413 от 13 апреля 1944 года («Положение о военных кафедрах ВУЗов») [8]. Основными задачами военной подготовки являлись как приобретение студентами знаний и навыков практических действий одиночного бойца, так и управление подразделениями до роты (батареи) в различных видах общевойскового боя; подготовка студентов в качестве организаторов и руководителей основных видов оборонно-массовой работы. Кроме того, в программах военной подготовки было предусмотрено от 30 до 50 часов на занятия физическими упражнениями, которые должны обеспечить студенту — будущему офицеру навыки в организации и проведении физической подготовки в войсковом подразделении.
По окончании Великой Отечественной войны органам советской власти в невероятно сложных условиях предстояло возглавить борьбу жителей страны за нормализацию жизни, за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Подвиг в борьбе с нацизмом сменился подвигом трудовым. Учитывая реальные материальные возможности и перспективы дальнейшего развития, Советское правительство разработало долговременную программу подъема экономики страны на пятнадцать предстоящих лет. Ее основной частью стал четвер- тый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг., который был изложен в Законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы», принятый 18 марта 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР [9]. Решающим фактором успешного выполнения пятилетки, как считало государство, должен был стать самоотверженный труд советских людей, особенно молодежи.
В 1946—1961 гг. различные аспекты военной подготовки гражданской молодежи рассматривались прежде всего в совместных постановлениях Совета Министров СССР и ЦК КПСС, носивших, как правило, закрытый характер и дававшихся в печати в изложении. Первым таким документом этого периода можно считать постановление 1948 года о разделении ОСОАВИАХИМа на три добровольных общества — ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ (20.08.1951 вместо них образован ДОСААФ).
Исходя из сложившейся ситуации, для обеспечения Советской Армии грамотным, физически крепким пополнением стало необходимо в короткие сроки перестроить военную подготовку гражданской молодежи. Вместе с тем следует отметить, что состояние работы в организациях ОСОАВИАХИМа в первые послевоенные годы свидетельствовало о том, что победоносное окончание войны дало повод ряду руководителей для беспечности и благодушия в области оборонно-массовой работы. В некоторых советах ОСОАВИАХИМа сложилось мнение, «что оборонной работе после войны надо дать передышку». Поэтому в целях улучшения деятельности оборонных общественных организаций по военной подготовке гражданской молодежи, пропаганде и распространению военных и военно-технических знаний среди населения, привлечения его к непосредственному участию в оборонно-массовой работе вместо ОСОАВИАХИМа были созданы добровольные общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ) в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О разделе ОСОАВИАХИМа» от 16 января 1948 года.
ЦК ВЛКСМ поддержал решение правительства и в постановлении от 15 июня 1948 года «О работе комсомольских организаций в связи с разделением ОСОАВИАХИМа» потребовал, чтобы каждый комсомолец состоял членом ДОСАВ, ДОСФЛОТ или ДОСАРМ и принимал активное участие в их работе. Например, по данным на 1 февраля 1948 года, в стране имелась 35 041 первичная организация ДОСАВ с количеством членов 962 454 чел., из них комсомольцев 162 685 [10].
Организации ДОСАРМ, ДОСФЛОТ, ДОСАВ обучали молодых людей военно-техническим специальностям, требуемым для войск. Дальнейшая практика показала, что подобная реорганизация привела лишь к распылению материально-технических средств, необходимых для развертывания оборонной работы, создала параллелизм в деятельности всех трех обществ, внесла неопределенность в работу первичных организаций.
В результате всестороннего изучения дел добровольных обществ Совет Министров СССР 20 августа 1951 года принял постановление «Об объединении ДОСАРМа, ДОСАВа, ДОСФЛОТа во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)», которое должно было вновь сосредоточить в одних руках военную подготовку гражданской молодежи и оборонно-массовую работу с населением нашей страны [11].
Основными направлениями в работе оборонного общества по обучению юношей призывного возраста различным военно-техническим специальностям являлись: обеспечение учебных организаций учебными и вспомогательными помещениями; оказание помощи в создании и совершенствовании учебно-материальной базы; организация и проведение учебнометодических сборов с руководителями, преподавательским составом и мастерами производственного обучения, совместно с военкоматами, районными партийными и советскими органами подбор и назначение начальников (директоров) учебных организаций, их заместителей по учебно-производственной части и учебно-воспитательной работе [12].
Отбор необходимого количества призывников, годных для обучения соответствующим специальностям, контроль посещаемости занятий призывниками, а также направление призывников в виды Вооруженных Сил и рода войск с учетом полученной ими специальности осуществляли районные военные комиссариаты. Подготовка водителей, парашютистов, радиоспециалистов и специалистов других специальностей целиком возлагалась на организации ДОСААФ. Подготовка специалистов в учебных организациях, училищах профтехобразования проводилась без отрыва от производства, за редким исключением. Дальнейшее повышение роли добровольного оборонного общества было отмечено в постановлении ЦК КПСС от 11 марта 1959 года «О состоянии и мерах по улучшению массово-политической работы среди трудящихся Сталинской области». В принятом документе подчеркнуто: «Отмечая громадное значение Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту в деле организации общественного мнения вокруг вопросов обороны, призывает местные советы продолжать оказывать им максимальную поддержку» [13, с. 505].
Наряду с постановлениями правительства и ЦК КПСС, носившими комплексный характер, в исследуемые годы вышло значительное количество других совместных документов по отдельным вопросам работы с молодежью, являющихся важнейшими источниками по проблеме. В них выделяются вопросы физической подготовки, образования, лечебно-оздоровительной работы, борьбы с преступностью.
-
1. Практически все документы по военной подготовке населения имели гриф секретности или ДСП.
-
2. Программа подготовки бойцов-автоматчиков, минометчиков в учебных формированиях ОСОАВИАХИМа. М., 1946; Программа подготовки снайперов в учебных организациях ОСОАВИАХИМа . М., 1946; Основы военно-морского дела. М., 1951; Кустов А. Ф., Лыков Ф. И. Основы военного дела. М., 1953.
-
3. Советская военная энциклопедия. Т. 3. М. : Воен-издат, 1977.
-
4. Прилуцкий В. В. Деятельность государственных органов и общественных организаций по военнопатриотическому воспитанию населения СССР (1922 — июнь 1941 г.) : дис. … д-ра ист. наук. М. : ВУ, 2001.
-
5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик : [принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г.] // Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях.
-
6. Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. // Сборник военного законодательства / под ред. генерал-майора юстиции Ф. Л. Петровского. М. : Гос. воен. изд-во, 1947.
-
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1970). 8-е изд., доп. и испр. М. : Политиздат, 1970. Т. 6.
-
8. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 47. Д. 254. Л. 44—50.
-
9. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 годы // Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период. С. 50—119.
-
10. ГАРФ. Ф. 9544. Оп. 1. Д. 6. Л. 37.
-
11. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 32. Д. 158. Л. 99—101.
-
12. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 47. Д. 76. Л. 28.
-
13. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1970. 8-е изд., доп. и испр. М. : Политиздат, 1970. Т. 7.
Список литературы Разнообразие видов и форм документальных источников в историографическом исследовании проблем военной подготовки гражданской молодежи в 1946—1961 гг.
- Практически все документы по военной подготовке населения имели гриф секретности или ДСП.
- Программа подготовки бойцов-автоматчиков, минометчиков в учебных формированиях ОСОАВИАХИМа. М., 1946
- Программа подготовки снайперов в учебных организациях ОСОАВИАХИМа. М., 1946
- Основы военно-морского дела. М., 1951
- Кустов А. Ф., Лыков Ф. И. Основы военного дела. М., 1953.
- Советская военная энциклопедия. Т. 3. М.: Воениздат, 1977.
- Прилуцкий В. В. Деятельность государственных органов и общественных организаций по военнопатриотическому воспитанию населения СССР (1922 -июнь 1941 г.): дис. д-ра ист. наук. М.: ВУ, 2001.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: [принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г.]//Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях.
- Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г.//Сборник военного законодательства/под ред. генерал-майора юстиции Ф. Л. Петровского. М.: Гос. воен. изд-во, 1947.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970). 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 6.
- РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 47. Д. 254. Л. 44-50.
- Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы//Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период. С. 50-119.
- ГАРФ. Ф. 9544. Оп. 1. Д. 6. Л. 37.
- РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 32. Д. 158. Л. 99-101.
- РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 47. Д. 76. Л. 28.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1970. 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 7.