Разработка и принятие третьего устава российско-американской компании в 1840-1844 годах
Автор: Ермолаев Алексей Николаевич
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.9, 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ процесса разработки и принятия третьего устава Российско-американской компании. Данный устав являлся последним действующим уставом компании, которая занималась управлением и освоением Русской Америки. В правительстве России не было единого мнения относительно судьбы компании. Тем не менее Российско-американская компания добилась принятия третьего устава, хотя ей не удалось расширить свои привилегии.
Российско-американская компания, русская америка, аляска
Короткий адрес: https://sciup.org/14737215
IDR: 14737215
Текст научной статьи Разработка и принятие третьего устава российско-американской компании в 1840-1844 годах
Нормативно-правовой базой функционирования Российско-американской компании (РАК) были ее уставы, каждый из которых разрабатывался и принимался в правительстве России при участии самой этой организации. Подробный анализ создания компании и разработки ее первого устава в конце XVIII в. представлен в монографии А. Ю. Петрова [2000. С. 91–124] . По истечении срока двадцатилетних привилегий в 1821 г. был разработан и утвержден второй устав. Все детали, связанные с его разработкой и принятием, проанализированы академиком Н. Н. Болховитиновым [1975. С. 132–182].
Особенности принятия третьего устава компании практически не изучены. В литературе имеются лишь общие рассуждения по этому вопросу. Так, известный советский историк С. Б. Окунь указывал: «Самое существенное, что заставляло сохранить компанию, было подготовлявшееся продвижение к Амурскому краю» [1939. С. 205–207]. Таким образом, С. Б. Окунь связывал продление привилегий РАК с внешнеполитическими задачами государства.
В известных работах С. Г. Федоровой и Р. Г. Ляпуновой проанализировано социаль- но-правовое положение русского и аборигенного населения Русской Америки по третьему уставу компании [Федорова, 1971. С. 144, 190–192; Ляпунова, 1987. С. 100–101, 117].
Из зарубежных исследований следует отметить работу Б. Дмитришина, посвященную административному аппарату Российско-американской компании. Дмитришин заметил, что в период действия третьего устава правительство «тесно сотрудничало» с компанией в трех внешнеполитических мероприятиях: оккупации острова Сахалин в 1851–1852 гг., защите русских колоний во время Крымской войны и установлении контроля над рекой Амур [Дмитришин, 1994. С. 108–109].
Современные исследователи рассматривают продление привилегий РАК в 1840-х гг. как само собой разумеющееся событие. Во 2-й главе III тома «Истории Русской Америки» (автор – А. В. Гринев) делается следующий вывод: «В целом продление привилегий РАК на новый 20-летний период прошло удивительно гладко, особенно, если учесть предыдущие правительственные баталии по этому поводу, связанные с ревизией капитана В. М. Головнина и принятием “Правил” Российско-американской компа- нии в 1821 г.» [История Русской Америки, 1999. С. 58].
Данный вывод можно считать сомнительным, принимая во внимание, что продление привилегий затянулось на четыре года: впервые проект привилегий компания представила в правительство в мае 1840 г., а новый устав был утвержден только в октябре 1844 г.
Для понимания мотивов, побудивших правительство пойти на очередное продление привилегий, необходимо детально рассмотреть сам процесс принятия устава, длившийся несколько лет и отнявший у компании много сил.
В сентябре 1841 г. истекал срок действия двадцатилетних привилегий, дарованных РАК правительством в 1821 г. В компании заблаговременно задумались о новом продлении привилегий. На общем собрании акционеров 22 сентября 1836 г. был избран специальный комитет, который занялся разработкой проекта устава. В апреле 1840 г. проект устава был согласован и утвержден общим собранием акционеров 1.
Проект состоял из шести глав, первая из которых была посвящена привилегиям. Компания испрашивала разрешение у правительства продлить привилегии еще на 20 лет, т. е. по 1 января 1862 г. (п. 1). Все старые преимущества, которыми пользовалась компания, предлагалось сохранить, а некоторые уточнить или дополнить. Так, в п. 21 испрашивалось разрешение отменить ограничение на покупку пороха (40–50 пудов в год) и свинца (200 пудов в год). Большинство вновь испрашиваемых дополнительных привилегий касались льгот для служащих компании. В п. 16–17 предлагалось всех служащих РАК считать в службе министерства финансов с правом ношения соответствующего мундира и причислением к классным чинам табеля о рангах. Чиновникам, служившим в компании, предлагалось сократить сроки для выслуги ордена Св. Владимира IV степени, как это было предусмотрено для служащих в Сибири (п. 22). Лицам, принадлежащим к сословиям, имеющим право вступать в государственную службу, но не служившим, при поступлении на службу в компанию разрешалось через 2 года получить чин коллеж- ского регистратора (п. 21). Лица, не имеющие право вступать в государственную службу, могли служить в РАК и даже по истечении 10 лет могли получить личное почетное гражданство (п. 24). Интересным является тот факт, что компания продолжала настаивать на праве присоединять к Российской империи те земли, которые не были заняты Европейскими державами и США. Несмотря на то, что границы Русской Америки были четко определены конвенциями 1824 и 1825 гг. с США и Великобританией, в проекте привилегий присутствовал пункт, согласно которому РАК разрешалось основывать новые селения на незанятых территориях (п. 7). В проекте устава вообще не были указаны границы Русской Америки 2.
Таким образом, новых привилегий было немного, практически все они касались служащих компании. Испрашиваемые привилегии свидетельствуют о том, что руководство компании стремилось придать своей организации еще больший государственный характер. В этом смысле показателен п. 3 проекта привилегий. В нем говорилось: «Всем присутственным местам и начальствующим мужам признавать Главное правление компании за правительственное учреждение » (курсив наш. – А. Е. ). Получается, что сама компания желала себя видеть государственной структурой и пользоваться всеми преимуществами государственной службы.
Остальные главы проекта устава были посвящены капиталам компании, правам акционеров, управлению делами (в России и в Русской Америке), обязанностям директоров, местным жителям колоний 3.
В мае 1840 г. Главное правление РАК направило проект устава на рассмотрение в департамент мануфактур и внутренней торговли министерства финансов. В прилагаемой записке к проекту члены правления объяснили необходимость продления привилегий тем, что компания всегда действовала в интересах правительства, заботилась о туземцах и русском населении колоний, стремилась сохранить морского зверя. Серьезным юридическим аргументом, свидетельствующим о необходимости продлить привилегии, Главное правление называло факт одобрения императором контракта компании с английской Компаниией Гудзонова Залива (КГЗ) об уступке последней в аренду части территории Русской Америки на срок до 1850 г. 4
Прохождение проекта устава в департаменте мануфактур и внутренней торговли было чистой формальностью. Дело в том, что директором департамента в это время был тайный советник Я. А. Дружинин, который сам принимал непосредственной участие в разработке проекта устава компании, так как был одним из ее акционеров. Уже 25 мая 1840 г. департамент утвердил проект устава компании, найдя его «соответствующим цели и согласованным с существующими узаконениями» 5.
По распоряжению министра финансов Е. Ф. Канкрина в июне 1840 г. проект устава РАК был направлен на рассмотрение в Совет министра финансов. В сопроводительной записке департамента мануфактур и внутренней торговли, подписанной Я. А. Дружининым, было сказано, что прекращение привилегий приведет к нарушению торговли в Кяхте и совершенному истреблению пушного зверя, «а само управление тою страной сделается обременительным для правительства» 6.
В октябре 1840 г. Совет министра финансов, рассмотрев предложенные документы, полностью согласился с мнением департамента мануфактур и внутренней торговли и постановил передать дело на рассмотрение в Государственный совет 7. Процедура прохождения проекта устава в правительстве началась довольно успешно.
В январе 1841 г. проект нового устава был рассмотрен Соединенным департаментом государственной экономии и законов Государственного совета. Департамент признал, «что компания сия более уже 40 лет имеет в исключительном своем обладании звериные и рыбные промыслы, равно как и производство беспошлинной чайной торговли», однако «Правительству не известны в подробностях дела компании, ни то, что она достигла за 40 лет своего существования». Но, принимая во внимание заключение Коммерческого совета и Совета мини- стра финансов о продлении привилегий еще на 20 лет, а также подписанный в 1839 г. договор РАК с КГЗ сроком на 10 лет, департамент постановил: «1. Существование Российско-американской компании с представленными ей в 1821 г. правилами и преимуществами отсрочить до 1 января 1852 г., с тем, чтобы, по крайней мере, за 5 лет до истечения этого срока она непременно представила министру финансов предложения свои касательно дальнейшего своего действия и тогда внесла проект нового устава. 2. Между тем предоставить министерству финансов обратить на настоящий предмет ближайшее внимание, предложить Коммерческому совету заняться делом учреждения промыслов и торговли в американских наших колониях на таких основаниях, которые более соответствовали бы общим выгодам коммерции и общим пользам государства и затем представить свои заключения в Государственный совет» 8.
Заключение Соединенного департамента свидетельствует о том, что в правительстве России не было единого мнения по поводу продления привилегий компании. Не все ведомства империи безоговорочно выступали за сохранение компании в том виде, в котором она была.
Компании все же удалось избежать ограничения срока своих привилегий и монополий. В феврале 1841 г. Государственный совет рассмотрел дело о продлении привилегий РАК и пришел к выводу, что «компанию по разностороннему кругу ея деятельности нельзя ставить в сравнение ни с какой другою. Сверх торговой и промышленной монополии правительство уделило ей и часть своей власти по управлению отдаленным и просторным краем. В таком виде компания есть не одно коммерческое сословие, но некоторым образом и власть правительственная». Кроме этого, Государственный совет признал, что в случае непродления привилегий РАК, управление краем придется взять в руки правительства, а это приведет к увеличению государственных расходов. В то же время отмена монополии будет способствовать упадку торговли и истреблению пушного зверя. Исходя из всего этого, Государственный совет не согласился с мнением Соединенного департамента госу- дарственной экономии и законов и постановил продлить существование РАК еще на 20 лет, т. е по 1 января 1862 г. В течение 5 лет компания должна была известить правительство «о настоящем положении дел ее и тех результатах, коих она достигла <...> и представить предложения свои касательно дальнейших своих действий <...>, снабдить предложения свои подробнейшими объяснениями». До принятия нового устава компании предписывалось руководствоваться уставом 1821 г. Данное решение Государственного совета было утверждено императором 5 марта 1841 г. 9
Итак, Государственный совет признал необходимым продлить существование РАК на привилегированных началах еще на 20 лет. Сама компания в документах Государственного совета была названа «некоторым образом властью правительственной». Такое определение весьма показательно, оно свидетельствует о том, что правительство не признавало РАК государственной структурой, а лишь видело в ней организацию, наделенную некоторыми государственными функциями. Принятое в Государственном совете решение не означало, что правительство приняло устав компании в том виде, в котором она его предложила. Компании предстояло еще несколько напряженных лет работы, прежде чем главный документ РАК был согласован со всеми министерствами и ведомствами и приобрел силу закона.
Руководство компании пока еще не осознавало это и полагало, что дело осталось за немногим, а именно за составлением особой записки к проекту устава с изложением всех достижений РАК. В октябре 1841 г. Главное правление компании составило такую записку и представило ее на рассмотрение в министерство финансов. В ноябре того же года Совет министра финансов отклонил записку, заметив, что она включает в себя «только статистическое описание пространства владений и народонаселение оных и ограничивается общими выражениями» и потребовал от РАК предоставления более подробной информации 10.
Совет министра финансов возвратил все документы в Главное правление РАК на доработку 29 ноября 1841 г. Руководство ком- пании сразу же приступило к работе, и на этот раз директора компании подошли к делу серьезнее. В феврале 1842 г. в департамент мануфактур и внутренней торговли была подана обширная «Записка к проекту устава Российско-американской компании». В записке подробнейшим образом излагались все результаты деятельности компании в период с 1821 по 1841 г. Было сообщено, что за это время были основаны два крупных селения: на острове Урупе в 1828 г. и в заливе Нортон в 1832 г. Для снабжения продовольствием компания организовала 12 кругосветных экспедиций, построила 43 парусных судна и 2 парохода (в период с 1799 по 1841 г.), общая прибыль компании за второй период своего существования оценивалась в 53 724 640 руб. 93 коп., значительная часть которой пошла на содержание колоний 11. В департаменте мануфактур и внутренней торговли без особых проблем утвердили новый вариант записки и проект устава компании, а 5 марта 1842 г. названные документы во второй раз были направлены в Совет министра финансов.
В течение нескольких месяцев члены Совета министра финансов работали с запиской и проектом устава компании. Первоначально члены совета признали некоторые пункты проекта устава «не вполне удовлетворительными». Все замечания были переданы Комитету акционеров по составлению проекта устава и директорам компании. Чиновники министерства финансов высказались за точное определение границ тех территорий, на которые распространяются привилегии и монополии компании в соответствии с Конвенциями о торговле и границах, заключенными Россией с США и Великобританией в 1824–1825 гг. В п. 3 проекта привилегий были старательно вычеркнуты предложения компании о том, что Главное правление РАК необходимо признавать правительственным учреждением 12.
Все замечания членов Совета министра финансов были учтены в компании, проект устава был заново переработан. Наконец 17 октября 1842 г. на заседании Совета министра финансов было принято решение направить проект устава на рассмотрение в Государственный совет 13.
В декабре 1842 г. департамент государственной экономии Государственного совета изучил представленные документы. Департамент пришел к выводу, что ряд привилегий проекта нового устава касаются не только компетенции министерства финансов, но и других министерств. Поэтому было решено «возвратить проект устава общий с приложениями к министру финансов, предоставить ему дополнить дело сие <...> сведениями и отзывами подлежащий ведомств, внесть оное потом с заключением своим» 14.
Исполняя решение департамента государственной экономии, министр финансов Е. Ф. Канкрин в конце декабря направил проект устава в четыре министерства: внутренних дел, государственных имуществ, морское и юстиции. Он просил каждого министра высказать свои замечания по проекту нового устава. Таким образом, дело о принятии устава РАК затягивалось на длительное время. В разработку устава были вовлечены уже пять министерств.
В целом ни один министр не выступил против основополагающих привилегий компании, касающихся добычи и продажи пушнины. Замечания носили рабочий характер и касались незначительных перемен в проекте. Все эти замечания были учтены Российско-американской компанией при очередной доработке устава.
Исправленный и переработанный проект устава РАК в течение мая-октября 1844 г. вновь прошел рассмотрение в департаменте мануфактур и внутренней торговли, Совете министра финансов, Государственном совете. 10 октября 1844 г. проект был подписан императором Николаем I и вступил в действие.
Длительный и трудный процесс разработки третьего устава РАК закончился. Этот устав компании известен не только тем, что был самым большим по объему (286 параграфов), но и тем, что он оказался последним действующим уставом компании. В разработке его приняли участие пять министерств, Государственный совет и сама компания. При этом РАК практически не удалось расширить свои привилегии. И без того скромный план получения новых преимуществ, изложенный в первоначальном варианте проекта устава в декабре 1840 г., был реализован не полностью. Компании не удалось добиться разрешения основывать новые поселения вне границ своих владений. Не были сняты ограничения на покупку пороха и свинца в Сибири. Не удалось компании добиться и некоторых дополнительных льгот для своих служащих. Так в устав не был включен п. 21 проекта привилегий, где предлагалось разрешить давать чин коллежского регистратора лицам, не служившим в государственной службе, но работавшим в колониях более 2 лет. Кроме того, не все служащие получили право носить мундир министерства финансов, а только те, кто состоял в сословиях, имеющих право вступать в государственную службу. Вместе с тем некоторые пункты проекта привилегий удалось реализовать. Служащие компании получили льготы по выслуге ордена Св. Владимира IV степени, кораблям компании разрешалось заходить в Китайские порты для торговли.
Главный документ компании в полной мере отразил интересы правительства России, которые заключались в том, что Российско-американскую компанию необходимо сохранить, но в то же время считать ее государственной структурой нельзя. Главный мотив сохранения компании на привилегированных началах был экономическим. В случае ликвидации РАК управление Русской Америкой пришлось бы взять в руки правительства, а это привело бы к увеличению государственных расходов. Отмена привилегий привела бы к упадку пушной торговли и истреблению морского зверя. В целом процесс разработки и принятия третьего устава компании четко показал двойственное отношение правительства к Российско-американской компании. Она была признана «некоторым образом» правительственной организацией, но в то же время не получила многие дополнительные привилегии и преимущества, направленные по своей сути на окончательное сращивание компании с государственными структурами.
THE WORKING AND STATEMENT THE THIRD CHARTER RUSSIAN-AMERICAN COMPANY
IN 1840–1844