Развитие цифровой экономики и формирование устойчивого конкурентного преимущества

Автор: Гасанов Э.А., Гасанова Н.В., Красота Т.Г., Мишкина С.В., Велиев М.Э.

Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael

Рубрика: Современная экономическая теория

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье изучается влияние сквозных цифровых технологий, отраслей, факторов производства. Они всё больше определяет особенности развития цифровой экономики в условиях четвертой промышленной революции. В цифровой экономике осуществляется новые виды торговли, формируется новая комбинация экономических ресурсов в производстве, распределении и потреблении товаров и услуг. При этом формируются новые конкурентные преимущества, позволяющие осваивать новые рынки сбыта.

Цифровые технологии, цифровая экономика, отрасль, интернет, кластер, инновационная сфера, конкурентное преимущество

Короткий адрес: https://sciup.org/143180476

IDR: 143180476   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-3-24-30

Текст научной статьи Развитие цифровой экономики и формирование устойчивого конкурентного преимущества

Специфика цифровой экономики проявляется в том, что формируется и действует новый принцип взаимодействия факторов производства, базирующийся на цифровых технологических платформах, изменяющих значение традиционных экономических ресурсов. Цифровая экономика охватывает все, что связано с компьютерами, программным обеспечением, мобильными коммуникациями и передачи данных [1]. Центральным элементом цифровой экономики выступает повышение производительности в новых и традиционных отраслях посредством цифровых технологий в сфере обработки и передачи информации на основе Интернет и мобильных коммуникаций. Цифровые технологии обработки и передачи данных стимулируют развитие инновационных технологий. Связанная с инновациями, цифровая революция может значительно изменить структуру мезоэкономики. При этом повысится роль отраслей услуг, информации, обработки и передачи данных, которые уже приравниваются к основным производственным факторам. Доминирующий механизм функционирования цифровой экономики состоит из инновационно – ориентированных отраслей и секторов. В современных условиях повышение эффективности производства и устойчивого конкурентного преимущества определяется тем, насколько эффективно используется цифровые технологии и Интернет [2]. Они изменили рыночное поведение и реакцию рынка, что отражается на способах формирования и величине доходов, издержек и цен на акции. Созданы новые отрасли (торги в режиме онлайн и виртуальные магазины, B2B, B2C) изменились условия функционирования действующих отраслей за счет снижения информационных, коммуникационных и транзакционных издержек. Возможность получать в реальном времени самую детальную информацию о рынках и производственных мощностях способствует развитию экономической сети создания добавленной стоимости.

В рамках цифровой экономики производимые товары и услуги во многих случаях имеют наукоемкий и инновационный характер. Следует учесть, что к концу 2020 года объем цифровой торговли B2C-сегмента (электронной торговли между компаниями) может составить 3,2 трлн. долл. В целом, на мировой рынок B2B придется 6,7 трлн. долл. В 2012 году на цифровую торговлю приходилось 5,4% общего объема ритейла, уже в 2018 году этот показатель составил 10,1%. И хотя традиционные торговые каналы доминируют, однако новые крупные торговые сети формируются лишь на основе цифровых моделей [3]. При этом производители получают эксклюзивную выгоду с каждой стадии расширения спроса не только в продуктовом цикле отдельных компаний, но и в глобальном процессе изменения характера производства и образа жизни населения. Стратегическое значение имеет учет глобальной передовой практики и этапов развития цифровой экономики в мире [4]. Это необходимо для коррекции траектории движения цифровой экономики и выбора альтернативного устойчивого развития в стране. Под влиянием цифровизации создается уникальная ситуация, когда страна обязана развивать свой научно - технологический, научнообразовательный и инновационный потенциалы как основы развития цифровой экономики [5]. При этом следует учесть, что у регионов разные потенциалы и перспективы развития [6]. В глобальной передовой практике уже существует современная модель перехода к такой экономике. В ней можно выделить четыре ведущие фундаментальных платформ, составляющие каркас цифровой экономики:

  • 1)    целостная институциональная подсистема;

  • 2)    национальная научно-образова-тельная сфера для наращивания человеческого капитала;

  • 3)    высокоскоростная    национальная

информационная инфраструктура;

  • 4)    отрасли развития и распространения цифровых технологий.

Универсальное развитие человеческого капитала предполагает формирование локальной научно – образовательной сферы [7]. С помощью этой сферы можно было бы обеспечить высокое качество подготовки кадров цифровой экономики, в том числе, инновационного направления. Существенным является создание устойчивых конкурентных преимуществ подобной подготовки. Обязательным условием реализации, инновационной по своему характеру, такой локальной сферы является региональный интеллектуальный кластер. Он способен создавать эффективную комбинацию науки, образования и бизнеса, соответствующую задачам цифрового развития. Интеллектуальный кластер в структуре цифровой экономики функционирует более эффективно:

  • 1)    он генерирует инновационные идеи и концепции;

  • 2)    формирует множество конкурентных альтернатив креативного развития человеческого капитала.

Подобный кластер концентрирует мощь локальной научно – образовательной сферы, усиливает поток экслюзивных идей, их генерирование и содействие их реализаций. В интеллектуальном кластере заключены значительные возможности реализации созидательных потенций цифровой экономики. Они характеризуются открытостью к изменениям, гибкостью, непротиворечивостью, то есть восприимчивостью к эксклюзивным научно-образовательным проектам. При этом обладает способностью создавать условия для диффузии новых технологий в цифровой экономике. Интеллектуальные кластеры – это локальные пространственные сосредоточения эффективных сопряженных университетов, научных центров и научно-исследовательских институтов, специализирующихся на создании и распространении новых технологий и имеющих соответствующих высокотехнологичных инфраструктур. Эффективное их функционирование предполагает высокого уровня развития локальной научнообразовательной сферы. Это предполагает значительной интегрированности работников университетов в производственных структурах, ориентации экономической стратегии на достижение инновационных целей в долгосрочном периоде.

Во многих развитых странах сформировались и эффективно функционируют интеллектуальные кластеры. В рамках которых сосредоточены университеты, исследовательские центры, академические институты, «где теоретические знания создаются, проверяются и кодифицируются, становятся главными институтами нового общества» [8, р. 30].

В цифровой экономике могут эффективно функционировать интеллектуальные и инновационные кластеры. Они благодаря цифровизации и гибкой логистике, обладают высокими возможностями для динамичного взаимодействия. Здесь формируются новые механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов в инновационной сфере [9]. Согласованное их действие порождает синергетический эффект и повышает восприимчивость и устойчивость конкурентных преимуществ цифровой экономики.

В новых условиях развитие человеческого капитала, повышение его уровня интеллектуальности, креативных способностей становится детерминирующим фактором цифровой экономики. Под влиянием цифровой трансформации интеллектуальный труд становится доминирующим видом труда. Физический труд постепенно оттесняется из сферы материального производства и соответственно повышается его гибкость, адаптивность и активность. Под воздействием перманентного роста прикладных исследований и НИОКР познавательная функция интеллектуальной деятельности вытесняется преобразовательной. В новой экономической ситуации абстрактное мышление выделяется в самостоятельную форму деятельности индивидов. Э.Вильховченко указывая на данное обстоятельство пишет: «Компьютеризация труда, при всей неравномерности по охвату отраслей и секторов и по её техническому уровню (так системы искусственного интеллекта, включая визуализацию проектирования, пока в начальной стадии), создаёт качественно иной труд – более опосредованный ( отдаленный от его физических объектов) и абстрактный ( работа с информационными символами»[10, с. 83].

Глобальная передовая практика показывает, что все это реализуется в современной экономике. На профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости. Качество занятых изменяется, высшее и послевузовское образование становится базовым для многих профессий. В современных условиях послевузовское образование приобретает стратегический характер, динамизируется и приобретает экспансивный характер.

Основой политики занятости в этом случае становится привлечение, реабилитация, подготовка и переподготовка работников. Они должны быть способными к выполнению самых различных научно- производственных, инновационных и иных задач. В качестве стратегических предпосылок успеха такого типа флексибилизации выступают:

  • 1)    практическое овладение каждым работником сразу несколькими новейшими сегментами производственного процесса;

  • 2)    высокий уровень общего и технического образования работников;

  • 3)    значительная «ролевая» мобильность внутри производственного коллектива;

  • 4)    упрощенная структура квалификационной иерархии (преодоление барьеров между рабочими, мастерами и техниками);

  • 5)    прямая заинтересованность всех участников производства в повышении качества товаров и услуг, в экономии качественных ресурсов и новаторстве.

В рамках цифровой экономики формируется достаточно устойчивая тенденция, когда в рамках интеллектуальных кластеров развивается креативное мышление индивидов. Интеллектуальная деятельность в структуре мезоэкономики как объект познавательной, мыслительной деятельности позволяют перейти от рассмотрения мышления вообще к креативному мышлению [11].

Креативное мышление есть одна из внешних форм отражения реальной действительности в обществе, в рамках которого постоянно происходит:

  • 1)    целенаправленное и обобщенное познания индивидами существенных связей в природе;

  • 2)    квалифицированной выработке уникальных идей;

  • 3)    прогнозирования грядущих явлений и процессов, имеющих социально значимое содержание или практическое значение.

В системе подобного понимания, креативное мышление – это процесс развития, поступательного движения рациональной научной мысли. Она завершается формированием определенной позитивной идеи, нового знания, представления, взгляда на реальную плюралистическую экономическую действительность.

Наука и практика развитых стран доказывает, что креативное мышление занимает уникальное место среди других качественных характеристик работников. Следовательно, формирование современного креативного мышления работников является одним из приоритетов интеллектуального кластера в структуре цифровой экономики. На практике креативное мышление формируется, как правило, в двух направлениях:

  • 1)    происходит непосредственное мыслительное воспроизведение индивидами эмпирического действия, опыта, природных процессов и явлений;

  • 2)    осуществляется усвоение и мыслительная переработка накопленных знаний по учебникам, статьям, научным трудам (теоретическим путём, в рамках университетов)

В то же время мыслительная деятельность происходит непосредственным и опосредственным общением индивидов. Это происходит, когда мотивационная, личностная сторона мышления индивида выражает отношение его как субъекта к объекту познания, к другим людям, к задачам, которые он решает окончательно.

Носители интеллектуального труда усваивают накопленные теоретические знания и креативно их развивают. При этом непрерывно осуществляется:

  • 1)    процесс субъективизации объективированного знания;

  • 2)    переход знания из состояния объекта осознания во внутреннее качество субъекта (индивида), его сознание.

Данное качество и характеризует теоретическое креативное мышление как интеллектуальное свойство. В этом проявляется способность индивида отражать, осмысливать экономические и прочие явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить понятия, категории, теории, требования законов с реальностью и соответствующим образом строить свою интеллектуальную деятельность. Принято считать, что все, что является новым по отношению к существующим, может рассматриваться как креативное.

Выработанные идеи, мысли первоначально являются продуктом интеллекта конкретного индивида, результатом его индивидуального мышления. В условиях инновационного развития актуальны также изучение коллективного мышления. Это новое интегративное образование, занимающее промежуточное      положение      между индивидуальным и общественным мышлением, производящие коллективные интеллектуальные продукты. Они являются основой создания новых экономических благ.

Л. Эсаки считает, что мыслительные способности человека можно разделить на две основные категории:

  • а) первая категория – это оценочная способность. Она позволяет понять основные принципа и делать абстрактные суждения;

  • 2) вторая категория – это творческое созидательное мышление.

Первая категория работает в процессах анализа, понимания, отбора и вынесения правильного суждения. Вторая категория даёт способность выдвигать инновационные идеи благодаря воображению человека. Прежде всего, эта форма интеллектуального творчества обеспечивает движение силы прогресса, именно она обусловила развитие современного общества [12, с.13].

Рациональное и эффективное взаимодействие указанных способностей даёт индивиду более широкие возможности в рамках цифровой экономики. Креативное воображение отражает индивидуальность и направлено в будущее. Оценочные способности основаны, главным образом, на совокупности существующих и используемых знаний. Учитывая всё это целесообразно обратить внимание на очень важный и практичный аспект. Дело в том, что учебно-образовательная сфера:

  • 1)    направлена в первую очередь на развитие оценочных, аналитических способностей;

  • 2)    не препятствует воспитанию креативного мышления.

Но если мы хотим двигаться вперёд в научных исследованиях, креативная рабочая сила нам абсолютно необходима, поскольку она основа инновационной сферы цифровой экономики. В современных условиях качество и содержание интеллектуального труда определяют будущее развитие общество.

Данная тенденция связана с тем сдвигом, который произошел в характере и содержании общественного труда под влиянием цифровой революции. Это проявляется в переходе от преимущественно физического труда к преимущественно интеллектуальному труду как основе новой экономической деятельности. Подобная экономическая трансформация влечет за собой коренные изменения в образовании, содержании, методах, технических средствах и организационных формах подготовки работников. Инновационные потребности цифровой экономики предполагают резкого усиления креативности научнообразовательной сферы, что и возможно в рамках интеллектуальных кластеров. Доминирующая задача для них:

  • 1)    сделать работников способными к ведению новой экономической деятельности путем установления для них общих целей, ценностей;

  • 2)    создания структур координации креативных усилий работников;

  • 3)    проведения обучения и подготовки, с тем, чтобы работники были в состоянии решать поставленные инновационные задачи цифровой экономики.

Интеллектуальные кластеры и новые формы экономической деятельности под влиянием цифровой трансформации изменяют качество экономики. Они должны «превратить знание и образованность из предмета роскоши и элитарного орнамента в непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истинным капиталом любой экономики» [13, с. 107] . При этом повсеместное распространение цифровых технологий приводит к изменению образованию, Это служит интересам ускоренного развёртывания цифровой культуры, традиционных подходов к экономики.

Список литературы Развитие цифровой экономики и формирование устойчивого конкурентного преимущества

  • Носова С.С. Основы цифровой экономики / С.С. Носова, А.В. Путилов, А.Н. Норкина. – М.: КноРус, 2023. – 390 с.
  • Porter M. Strategy and the Internet/M. Porter//Harvard business review. 2001. Vol. 79. № 3. P. 63 – 78.
  • Шваб К. Четвертая промышленная революция/К. Шваб. М.: Эксмо, 2019. 138 с.
  • Нуреев Р.М. Три этапа становления цифровой экономики/Р.М. Нуреев, О.В. Карапаев//Вопросы регулирования экономики. 2019. Т.10. № 2. С. 6 – 17.
  • Амин М. 2022 год и далее: технологии, которые изменят цифровое будущее / М. Амин // [Электронный ресурс] режим доступа. https://www.ru-bezh.ru/gossektor/>news
  • Аверьянова Д.а. Этапы развития цифровой экономики / Д.А. Аверьянова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – 3-1. – С. 10-13.
  • Гасанов Э.А. Принципы интеграции университетов в глобальное пространство высшего образования/ А.Е. Зубарев//Вестник Тихоокеанского государственного университета.2019. № 3 (54). С.35 – 46.
  • Bell D. Notes on the Post-Industrial Society /D. Bell // «The Public Interest», -N.Y. ; National Affairs, 1967. № 6. P.24-35.
  • Гасанов Э.А. Теоретические аспекты механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов в инновационной сфере цифровой экономики/Э.А. Гасанов, Т.Г. Красота//Финансовая экономика. 2020. № 1. С. 145 – 148.
  • Вильховченко Э. Новое в культуре труда, производстве, компании / Э.Вильховченко // Мировая экономика и международные отношения.-1994. №12. С.81-93
  • Креативное мышление в бизнесе /Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес,2006. - 228 с.
  • Акио Э.Пять правил для будущих нобелевских премий /Э.Акио// За рубежом. -1996. - №43.- С-13.
  • Друкер П. Труд и управление в современном мире /П. Друкер // США: экономика, политика, идеология.1993. № 5. С.106 -115.
Еще
Статья научная