Развитие цифровой экономики России в условиях пандемии
Автор: Цицкиева Х.М.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 12-3 (82), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается суть цифровой экономики, ее главные компоненты, достоинства, а также существенные недостатки. На сегодняшний день цифровая экономика является не просто финансовым трендом, а совершенно новым способом организации бизнеса. Действия минувших месяцев, сопряжённые с распространением коронавируса, вынудили множество предприятий сменить ориентиры. Фирмы, обычно предоставляющие обслуживание оффлайн, попытались приспособиться к новым реалиям. Невзирая на пагубное воздействие пандемии на всемирную экономику, для ее цифровой составляющей, возможно, она станет скорее плюсом.
Цифровая экономика, цифровизация, пандемия, предприятия, бизнес-процессы, цифровые технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170192010
IDR: 170192010
Текст научной статьи Развитие цифровой экономики России в условиях пандемии
Сегодня экономика многих стран, в том числе и России, оказалась в кризисном состоянии. Если прошлые кризисы были предсказуемы в некоторой степени, то нынешний кризис в мировой экономике совершенно уникален. Причина его не связана с перепроизводством, падением спроса на товары и услуги или финансовой нестабильностью. Текущий экономический кризис вызван пандемией - необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории ряда стран, континентов; высшая степень развития эпидемического процесса. Пандемия является наиболее опасной формой, то есть эпидемией, охватывающей подавляющую часть мира. Особенностью кризиса является наличие не столько естественных проблем в экономике, сколько искусственных ограничений. Под искусственными ограничениями подразумевают те, что связаны с невозможностью для людей вступать в социальный контакт. Поскольку пандемия затронула практически все сферы жизнедеятельности современной цивилизации, вы можете видеть попытки ученых описать то, с чем сталкивается мировая экономика. Экономисты начинают осознавать, каким образом данный кризис скажется на имеющихся финансовых отношениях, насколько результативными будут ответные действия пра- вительства, а также каким образом будет реагировать на них мировая экономика.
Одной из научно-технических форм преодоления глобальной проблемы является цифровая экономика, обладающая технологиями для дистанционного взаимодействия индивидов. Больше всего страдают сферы, основанные на непосредственном взаимодействии производителя и покупателя, а именно: гостиничный бизнес; сфера туризма; авиаперевозки; автоперевозки; общественное питание и др. [2]. Торгово-промышленная палата даёт прогноз того, что результатом искусственных ограничений, установленных Правительством РФ, может стать уход с рынка около 3 млн. малых предприятий [4]. Фирмы, которые не смогут приспособить свой бизнес к цифровой среде, весьма возможно, станут составляющими данной статистики.
Главным технологическим трендом сегодня выступает цифровизация. Она охватывает все сферы жизни человека. С экономической точки зрения считается интересным, каким способом цифровые технологические ниши помогут хозяйствующим субъектам выйти из кризиса с повышенными конкурентными преимуществами. Проблемы, с которыми столкнуться субъекты малого и среднего бизнеса, с одной стороны серьёзных рисков для экономиче- ской безопасности России не несут. С другой стороны, на этих предприятиях занято около 18 млн человек [3]. Здесь можно рассмотреть угрозу национальной безопасности, сопряжённую с тем, что множество жителей, столкнувшихся с дефицитом средств, в связи с потерей работы, могут стать причиной переживаний, массовых волнений в обществе и, как следствие, причиной правонарушений. Население, занятое в частном и среднем бизнесе, выступило заложниками ситуации с пандемией. Выводить их с данного статуса должны работодатели, в обязанности которых входит предусмотрение различных рисков. Главная проблема в том, что ожидаемые 3 миллиона банкротов оказались не готовы к современным технологическим вызовам. В связи с этим можно видеть, как предпринимательство перекладывает ответственность за свою технологическую, социальную и финансовую несостоятельность на государство. Но даже в таких жёстких условиях наиболее «подвижный бизнес» смог адаптироваться к новым реалиям, отыскав новые стратегии и применив их в своем бизнесе. Можно сказать, что минимальные потери от современного кризиса понесут те субъекты хозяйствования, деятельность которых напрямую базируется на принципах цифровой экономики. К примеру, сервисы, позволяющие проводить видеоконференции, показывают увеличение спроса на свои услуги, что отражается на росте акций данных компаний. Кроме того, необходимо отметить сервисы доставки еды, образовательных платформ и т.д. Необходимо выделить, что социальная значимость данных сфер сегодня в России не столь значительна по сравнению с теми же старыми промышленными предприятиями, однако их стратегическую важность в формировании экономики сложно переоценить. Довольно сложно предвидеть, какой эффект в период буйного формирования цифровой экономики эти фирмы окажут на другие несмежные сферы, например, здравоохранение, образование, производство технологий. Формирование данных секторов обуславливается потребностью домашних хозяйств. Появившееся свободное время население может использовать в целях информационного просвещения. Отталкиваясь от этого можно допустить, что одна из задач развития государственной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», заключающаяся в потребности увеличения цифровых компетенций населения, начала успешно реализовываться. Появляется новый покупатель - покупатель, существующий онлайн, взаимодействующий с другими потребителями при помощи нынешних цифровых технологий. Оцифровка изменяет форму оказания услуг.
Таким образом, глобальная пандемия создаёт особые условия и вынуждает человека пополнять ряды цифровых потребителей. Современные вызовы вынуждают и государство приспособиться к ним. В силу вынужденных мер самоизоляции населения, цифровые государственные сервисы должны обеспечивать доступные и высококачественные услуги. Профильные ведомства вводят высокотехнологичные разработки с целью мониторинга и идентификации нарушителей самоизоляции. Можно с уверенностью говорить, что сервисы и технологии, освоенные на федеральном уровне, станут приспосабливаться к обстоятельствам и масштабироваться на всей территории РФ. В свою очередь, развитие среды цифрового государства формирует требования для развития высокотехнологичных секторов экономики, занятых производством как информационного обеспечения, так и технологических компонентов [1].
Значительную опасность для экономики представляет нарушение в работе крупнопромышленных градообразующих предприятий. Однако именно они в большей степени предрасположены реагировать на современные вызовы в организационном, финансовом, проектном ракурсах. В силу того, что введение цифровых технологий требует больших вложений, они доступны пока только крупным игрокам на рынке. Правительство вынуждено выдерживать равновесие между ограничительными мерами в отношении деятельности малого бизнеса и потребностью сохранить экономику региона за счёт работы крупных ин- дустриальных предприятий. Этот подход объясняется следующим: во-первых, спонтанность возникающих торговых отношений между продавцом и покупателем гораздо выше, чем на крупных предприятиях. Во-вторых, субъекты крупного промышленного бизнеса выступают главными налогоплательщиками. В-третьих, на крупных предприятиях лучше отлажена система производственной защищенности, что даёт возможность осуществлять наблюдение, контроль социальнопроизводственных контактов и управление ими. Национальная экономическая безопасность хозяйственных систем обеспечивается в реальных секторах, где занята значительная часть трудоспособного населения, и кроме того, формируются налоговые поступления в бюджет.
В условиях распространения пандемии, промышленные гиганты попадают в особую рисковую зону, так как итог производства - это результат общего ручного и автоматизированного труда взаимодействующих между собой сотрудников. Таким образом, современный кризис бьет по производственным отношениям. Освоение цифровых технологий даёт множество возможностей для промышленных гигантов. Во-первых, такие обстоятельства позволяют развивать особую форму организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собою, процессах труда (кооперация); во-вторых, большинство крупных добывающих и обрабатывающих компаний России ориентированы на мировые рынки, которые также сталкиваются с ограничениями в связи с пандемией. Важным ресурсом, способным преобразоваться в конкурентное преимущество, выступает свободное время, которое выделяется у производственных работников в связи с простоями производства, срывами контрактов и прочим. Эпидемия затронула экономику практически всех стран. Уже имеется опыт международного государственного реагирования на этот вопрос [5]. В странах с развитой и развивающейся экономикой пришло осознание того, что лучшим ответом на глобальный вызов является технологическое перевооружение фондом в ракурсе их формирования. Очевидным стало то, что использование «сквозных» цифровых технологий даёт возможность обеспечить достижение двух стратегических результатов: во-первых, дистанцировать субъектов хозяйствования без критического нарушения протекания производственных отношений; во-вторых, совершать вклад в будущий экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики. В большей степени стратегических результатов добьются экономики, которые не имплантируют опыт оцифровки, то есть эксплуатируют цифровую инфраструктуру лидеров рынка, а напротив, те экономики, которые формируют свой технологический задел или осваивают новые цифровые рынки. Другими словами, относительно высокий показатель добавленной стоимости в ВВП от использования цифровых технологий, гарантируют себе в первую очередь технологические лидеры, которые формируют сферу цифрового рынка, представляют технологические решения для развития бизнеса.
Российская экономика не входит в абсолютные лидеры развития цифровой экономики. Можно выделить две сферы, которые отмечаются высокими результатами цифровизации: во-первых, банковская сфера, а также сфера предоставления государственных услуг населению. Данные сферы содействуют росту качества жизни населения, однако серьёзного эффекта на цифровизацию имеющегося промышленного потенциала не окажут. Возможно, данный опыт можно будет масштабировать на международном уровне, а также добиться коммерциализации идей.
Список литературы Развитие цифровой экономики России в условиях пандемии
- Цифровая повестка и инициативы в области цифровых технологий в условиях COVID-19 (обзор практик Европейского Союза, Организации экономического сотрудничества и развития, а также других стран). - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 19 с.
- Информация Министерства экономического развития РФ от 27 марта 2020 г. "Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат господдержку" // Гарант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/73812544/#ixzz6Kib8bogh (дата обращения 17.04.2020).
- Назарова К. Сбербанк оценил долю занятых в малом бизнесе // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/07/2019/5d3594ee9a794. (дата обращения 24.04.2020).
- ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a794. (дата обращения 10.04.2020).
- Салыгин В.И., Маркин А.С. Цифровая экономика в условиях пандемии // Научные труды вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 223. №3. - С. 244-250.
- EDN: XKNLNK