Развитие «электронного правительства» на российском и региональном уровнях: индикаторы и возможности мониторинга
Автор: Чугунов Андрей Владимирович
Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop
Рубрика: Информационно-коммуникационные технологии
Статья в выпуске: 1, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142181710
IDR: 142181710
Текст статьи Развитие «электронного правительства» на российском и региональном уровнях: индикаторы и возможности мониторинга
В последние годы различные правительственные структуры начали интенсивно использовать информационно-коммуникационные технологии с целью повышения эффективности и качества своих услуг. Эти инициативы и программы получили название «Электронного правительства». Мировой опыт показывает, что внедрение этих технологий предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг.
Ядром концепции «электронного правительства» является переход от ведомственного подхода деятельности органов власти и управления к ориентации на нужды и задачи граждан и хозяйствующих субъектов. При этом чрезвычайно опасно пытаться информатизировать существующие неэффективные процедуры — необходим реинжиниринг основных процессов функционирования органов власти, структур государственного и муниципального управления. Важным элементом этой концепции является принцип «одного окна», который необходимо распространить и на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтоб осуществить необходимую для него операцию, он должен просто обратиться в одну службу. А весь дальнейший взаимообмен документами и информацией должен произойти без его участия — в фиксированные сроки и в соответствии с административными регламентами. Естественно для этого необходима разработка общенациональных стандартов и регламентов для информационного взаимодействия между правительственными ведомствами и структурами управления (G2G — «Government to Government), правительственными структурами и бизнесом (G2B — «Government to Business), правительством и гражданами (G2С — «Government to Citizen).
Сегодня в России имеются все основные предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В целом уже решены задачи формирования в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. Некоторыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями.
Обычно деятельность по созданию «электронного правительства» связывается с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Однако эта программа стартовала раньше, чем были сформированы концепция и программа административной реформы в России. Можно сказать, что ряд проблем программы «Электронная Россия» был заложен в механизмах ее вы- полнения и распределения бюджета. Негативным фактором явилось также и то, что с 2002 по 2006 гг. объем финансирования мероприятий ФЦП «Электронная Россия» не превысил 25 % от первоначально предусмотренного.
Отсутствие законодательной базы для реинжиниринга процессов управления в органах власти фактически не позволяло эффективно внедрять электронные государственные услуги и, в большинстве случаев, речь идет об инициативных проектах, которые продвигают отдельные органы власти и структуры управления на федеральном и региональном уровнях.
Законодательная и организационно-нормативная база начала формироваться на втором этапе административной реформы, который стартовал в конце 2005 г., когда распоряжением Правительства РФ (№ 1789-р от 25 октября 2005 г.) были одобрены: «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.» и «План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.» 1. В Концепцию административной реформы были введены понятия административных регламентов и государственных услуг. После этого в середине 2006 г. была принята новая редакция ФЦП «Электронная Россия» и создана Межведомственная комиссия по координации мероприятий административной реформы и программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия», что создает благоприятные организационные предпосылки для внедрения технологий электронного правительства на федеральном и региональном уровнях.
Следует особо отметить направление, которое тесно связано с задачей внедрения в системе государственного управления механизмов управления по результатам. В рамках административной реформы предполагается проведение анализа функций федеральных органов исполнительной власти на предмет их соответствия целям Правительства РФ и задачам самих федеральных органов исполнительной власти, закрепленных в докладах об основных направлениях и результатах их деятельности.
Одной из целей административной реформы является снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров (с нынешних 8,5 до 3 % от выручки малых и средних предприятий к 2010 году). В частности, приняты изменения для внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связанные с устранением функций федеральных органов исполнительной власти по внесудебному приостановлению работы организаций и оборудования при выявлении нарушений требований законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Внесены изменения в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности. Подготовлены законопроекты о передаче саморегулируемым организациям госу- дарственных функций в области финансового аудита и оценочной деятельности. Разработаны методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг и формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг. Готовятся методики анализа вновь вводимых полномочий на избыточность и экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность. Вопросы применения ИКТ и обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти путем представления информации в Интернете также являются составной частью организационно-методического потенциала административной реформы.
Предполагается, что в результате реализации мероприятий новой редакции ФЦП «Электронная Россия» на 10 % повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25 %. В пресс-релизе Мининформсвязи России обозначено, что реализация мероприятий Программы позволит также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. С экономической точки зрения, по расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в период 2007-2010 гг. может составить около 74 млрд. рублей.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 июля 2006 г. № 1024-р одобрило Концепцию региональной информатизации до 2010 года, которая определяет приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В качестве приложения к Концепции сформулированы основные принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства региона2.
Важным аспектом любой программы информатизации, и особенно, когда речь идет о развитии информационных систем, обеспечивающих взаимодействие власти и населения, является возможность обеспечить эффективный мониторинг и периодический анализ востребованности электронных услуг.
Системы индикаторов измерения степени развития информационнокоммуникационных технологий
Задача создания комплексной системы индикаторов измерения степени развития информационно-коммуникационных технологий в различных странах мира и методологии ее практического применения начала формулироваться в конце 1990-х гг. К этому времени уже имелся существенный практический опыт и методический потенциал измерения отдельных факторов, влияющих на развитие информационного общества — охвата населения и бизнеса средствами связи (стационарной и мобильной телефонией), количества телевизоров, ра- диоприемников и компьютеров на душу населения, динамики роста интернет-аудитории и др. Результаты исследовательских работ в данном направлении позволили сформулировать общие требования к системам индикаторов и индексов, измеряющих различные аспекты внедрения ИКТ и степень развития технологий информационного общества:
-
— основным требованием к системе индикаторов является необходимость интегрального учета максимального числа факторов и условий, от которых зависит формирование информационного общества;
-
— индикаторы должны быть прозрачными и доступными для проведения расчетов или получения оценок;
-
— необходимо обеспечить максимальную совместимость и сопоставимость показателей для разных условий их измерения, а также для применения этих индикаторов в различных странах3.
Считается, что система индикаторов должна быть инвариантна по отношению к оцениваемым объектам и условиям проведения этих оценок. Только совместное выполнение обоих этих требований позволяет создать систему индикаторов, которая может быть использована в международном масштабе и предоставит специалистам количественные характеристики развития информационного общества, которые, в свою очередь, позволят объективно оценивать и сопоставлять текущее состояние любой страны мира, начиная от самых развитых, и до наиболее отсталых4.
В России формирование единой методологии государственного статистического наблюдения за производством и использованием ИКТ в различных отраслях экономики и в социальной сфере началось в 1999 – 2000 гг., когда в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 – 2000 гг.» были разработаны и утверждены Госкомстатом России формы статистического наблюдения за использованием ИКТ на предприятиях и для предприятий — производителей ИКТ (компьютерная техника и программное обеспечение). В 1999 г. с использованием этих форм было проведено единовременное выборочное обследование, результаты которого были опубликованы только в 2001 г. В 2002 г. Госкомстат России впервые провел выборочное обследование 160 тыс. предприятий и организаций по использованию глобальных сетей. Для этого исследования была разработана форма № 1-ГЛОБ. Первые результаты обследования стали доступны в 2003 г., и были опубликованы в 2004 г.5 В 2003 г. Госкомстат России также впервые осуществил обследование по годовой форме статистики № 3-ИНФОРМ «Сведения об использовании информационных технологий и производства связанной с ними продукции».
Следует отметить, что постепенно система показателей государственной статистики, связанная с ИКТ начинает приводиться к международным стандартам. Это связано с процессом принятия России во Всемирную торговую организацию (ВТО). С 2003 г. в России введен новый общеотраслевой классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который составлен с учетом требований Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности (ISIC). Введение этого классификатора позволяет использовать определения и группировки классов ISIC, разработанные в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для статистического анализа сектора ИКТ и обеспечения международных сопоставлений.
Оценка уровня готовности стран мира к использованию электронного правительства осуществляется в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ООН, ежегодно публикующего отчеты, представляющие потенциал и возможности развития этих социальных технологий в 191 стране мира. В настоящее время доступны данные трех отчетов, причем последний (опубликован в 2005 г.) представляет информацию за 2004 г 6. Согласно последним опубликованным данным (E-Government Readiness Report 2005) в 2004 г. Россия занимала 50-е место по уровню готовности к развитию электронного правительства. При этом следует отметить, что наблюдается постепенный рост места России в этом рейтинге — с 58 места в 2002 году, до 52 в 2003 г. и 50 места в 2004 г.
Первая попытка построения индекса готовности российских регионов к внедрению технологий и методов «электронного правительства» была осуществлена Институтом развития информационного общества (ИРИО, г. Москва)7. В основу индекса была положена разработка, предложенная Центром международного развития Гарвардского университета «Готовность к сетевому миру: Путеводитель для развивающихся стран» (Readiness for the Networked World). Согласно этой методике выделяются 19 параметров (индикаторов), которые сгруппированы в пять блоков (областей оценки), подлежащих оценке: информационная инфраструктура, обучение с использованием ИКТ, сетевая экономика, сетевое общество, государственная политика информатизации. По каждой категории индикаторов формулируются критерии для определения четырех степеней готовности. Гарвардская методика в несколько трансформированном виде использовалась ИРИО для осуществления исследований по теме «Готовность России к информационному обществу». В 2005 году в ИРИО был построен Индекс готовности регионов России к информационному обществу, значение которого рассчитано для 88 регионов России.
Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской
Федерации
В 2005 – 2006 гг. Институтом развития свободы информации (С.-Петербург) было осуществлено обследование официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и построен Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти8. Отличительной особенностью этого рейтинга от других обзоров и рейтингов правительственных сайтов, которые проводились в России с 2002 г., является четкая ориентация на требования к составу и характеру информации на официальных сай- тах федеральных органов власти, сформулированные в соответствующем Постановлении Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».
В ходе проведения мониторинга в 2005 г. содержание официальных интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти оценивалось по следующим параметрам:
-
— наличие или отсутствие тех или иных данных и сервисов;
-
— степень развернутости;
-
— частота (давность) обновления информации;
-
— актуальность представленной информации;
-
— доступность информации (насколько легко найти данные в материалах сайта).
После завершения мониторинга было произведено ранжирование сайтов федеральных органов исполнительной власти по отдельным индикаторам (см. табл. 1).
Параметр «Наличие» отражает количество элементов (информационные блоки и сервисы — из 82 возможных), которые в той или иной степени присутствуют на правительственном сайте. Максимальное значение этого показателя — 82 балла, минимально-допустимым уровнем был признано наличие 42 элементов.
Степень развернутости информации на сайте оценивалась в баллах от 1 до 3, в соответствующем столбце таблицы представлено отношение суммы баллов по этому индикатору к общему количеству присутствующих на сайте критериев (максимальный балл — 3, минимальнодопустимый — 2).
Параметр «Давность обновления» отражает частоту обновления информации на сайте (максимальный балл — 4, минимально-допустимый — 3).
Индикатор «Актуальность» является показателем достоверности информации, представленной на сайте, если показатель меньше 1, то это значит, что в материалах информационного ресурса присутствует устаревшая и не актуальная информация, о чем отдельно не сообщается (это же значение принято в качестве минимально-допустимого для правительственного сайта).
Показатель «Доступность» демонстрирует, насколько просто в материалах сайта можно найти необходимые сведения, руководствуясь картой сайта, ссылками, оглавлением и поисковой системой (максимальный балл — 3, минимально-допустимый — 2,5).
Федеральные органы исполнительной власти в рейтинге 2005 года были отсортированы по показателю «наличие», так как это, по мнению разработчиков данной методики, является основным индикатором оценки контента сайта.
Первое место в рейтинге занял официальный интернет-сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Этот ресурс на момент мониторинга содержал информацию по 54 из 82 выбранных для исследования критериев. В качестве единственного серьезного недостатка было отмечено отсутствие информации о кадровой политике органа — раздел «Вакансии» на момент обследования находился на реконструкции. В качестве недостатков были отмечены нагромождение большого количества информации на страницах в одном разделе и слабая структурированность материалов. Что касается оценок по критериям развернутости и актуальности информации, то они были довольно высокими.
Второе место в рейтинге занял сайт Федеральной налоговой службы (52 балла). Это ведомство относится к условно выделенному экономическому блоку федеральных органов исполнительной власти, которые в целом заняли лидирующие позиции в рейтинге. В силу харак-
Табл. 1. Рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти России (2005 г.)
№ |
Название |
Наличие |
Развернутость |
Обновление |
Актуальность |
Доступность |
1 |
Роспатент |
54 |
2,37 |
3,30 |
1,00 |
2,54 |
2 |
ФНС России |
52 |
2,63 |
3,42 |
0,98 |
2,38 |
3 |
МЧС России |
49 |
2,92 |
3,63 |
0,96 |
2,88 |
4 |
Росгидромет |
49 |
2,04 |
3,29 |
1,00 |
2,57 |
5 |
МИД России |
49 |
2,27 |
2,80 |
0,96 |
2,22 |
6 |
ФТС России |
48 |
2,52 |
3,46 |
1,00 |
2,29 |
7 |
Минсельхоз России |
47 |
2,47 |
3,43 |
1,00 |
2,83 |
8 |
Минобороны России |
46 |
2,41 |
3,26 |
0,98 |
2,00 |
9 |
Росатом |
45 |
2,38 |
3,07 |
1,00 |
1,93 |
10 |
Мининформсвязи России |
43 |
2,42 |
3,23 |
1,00 |
2,35 |
11 |
МПР России |
43 |
1,86 |
3,37 |
1,00 |
2,09 |
12 |
Минэкономразвития РФ |
42 |
2,12 |
3,50 |
1,00 |
2,38 |
13 |
Росавтодор |
41 |
2,88 |
3,68 |
1,00 |
2,93 |
14 |
Роспром |
40 |
1,98 |
3,18 |
1,00 |
2,35 |
15 |
Минздравсоцразвития РФ |
40 |
2,10 |
3,25 |
0,98 |
2,35 |
16 |
Роспотребнадзор |
40 |
1,90 |
2,83 |
1,00 |
2,30 |
17 |
Росстат |
39 |
2,38 |
3,67 |
1,00 |
2,82 |
18 |
Роснедвижимость |
39 |
2,41 |
3,46 |
0,97 |
2,38 |
19 |
Росархив |
39 |
2,38 |
3,41 |
1,00 |
2,26 |
20 |
ФСТ России |
38 |
2,87 |
3,74 |
1,00 |
2,66 |
71 |
Росжелдор |
17 |
2,00 |
3,12 |
1,00 |
2,41 |
72 |
ФСВТС России |
16 |
1,94 |
3,38 |
1,00 |
2,19 |
73 |
Минрегион России |
14 |
2,29 |
3,57 |
1,00 |
2,86 |
74 |
Росстрахнадзор |
14 |
1,64 |
2,71 |
1,00 |
1,29 |
75 |
Минюст РФ |
13 |
1,46 |
4,00 |
1,00 |
2,08 |
76 |
РосОЭЗ |
12 |
2,33 |
3,83 |
1,00 |
2,50 |
77 |
ГФС России |
10 |
2,20 |
4,00 |
1,00 |
2,60 |
78 |
Рособоронзаказ |
7 |
1,86 |
3,71 |
1,00 |
2,86 |
79 |
ФСО России |
6 |
1,83 |
4,00 |
1,00 |
1,67 |
80 |
Росэнерго |
5 |
2,00 |
4,00 |
1,00 |
2,20 |
Минимально-допустимый показатель |
42 |
2,00 |
3,00 |
1,00 |
2,50 |