Развитие полиграфической базы газет Западной Сибири во второй половине 1940-х - начале 1960-х годов

Бесплатный доступ

Статья посвящена работе управленческих институтов (центральных и местных) советского государства по восстановлению и развитию полиграфической базы газет Западной Сибири. Местная пресса была частью сформировавшейся в 50-е гг. ХХ в. системы средств массовой информации СССР.

Газета, государственное управление, полиграфия, система средств массовой информации, рolygraphic

Короткий адрес: https://sciup.org/14737183

IDR: 14737183

Текст научной статьи Развитие полиграфической базы газет Западной Сибири во второй половине 1940-х - начале 1960-х годов

Тема взаимоотношений власти и прессы непреходяще актуальна, многомерна и многогранна. В советский период многие исторические исследования, посвященные данной проблематике, показывали только «значительность достижений» в сфере управления газетной периодикой, а в постсоветский – их внимание акцентируется на проявлениях в этой сфере диктата, авторитаризма и тоталитаризма [Козлов, 1978; Ов-сепян, 1999]. Современная политическая действительность в России пока еще сохраняет черты авторитарно-бюрократического режима, хотя и с формальными атрибутами демократии [Матузов, Малько, 2003. С. 84–85]. Причем власть и в СССР, и в современной России стремилась и стремится в той или иной степени контролировать деятельность СМИ. При советской власти весь газетный издательский комплекс безраздельно был государственной, т. е. партийной собственностью. В постсоветский период полиграфия сменила собственника.

В отношении содержания термина «власть» большинство специалистов сходятся в том, что это «возможность осуществлять влияние, руководство, управление, посредством определенного комплекса инструментов, среди которых право, насилие, авторитет и др. Власть – необходимый элемент любой общественной системы, но естественно, в каждой из них она имеет свои определенные черты. Эти черты определя- ются историческими, политическими, экономическими, правовыми, моральными, субъективными причинами» [Сизов, 2001. C. 3].

Исследователи газетного строительства нередко не уделяют внимания издательско-полиграфическое базе прессы. Между тем полиграфическая промышленность – понятие технологическое, отраслевой рынок – экономическое, учитывающее присутствие заказчика (покупателя) и его влияние на организацию и производство печатной продукции.

Все эти вопросы имеют весьма принципиальное значение. Их недооценка в последнее время привела к потере полиграфической промышленностью самостоятельного статуса в государственной статистике, отнесению ее к виду деятельности совместно с издательствами, производством аудиовизуальных средств и целлюлозно-бумажной промышленностью. Такое нововведение, а также отсутствие отраслевой статистики оказывают крайне негативное воздействие на все управленческие, прогнозные и биз-нес-системы в отрасли.

Надо заметить, что за почти 80-летний период советского государства комплексного исследования рассматриваемой отрасли не было, кроме ее некоторых технических аспектов [Яблоков, 1971]. В постсоветской России в 2007 г. был осуществлен первый масштабный мониторинг полиграфии стра-

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 1: История © Е. Ф. Семёнов, 2010

ны по заданию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Уточнение состава отрасли и ее производственного потенциала дало ошеломляющие результаты. Так, уже в начале 2009 г. полиграфическая отрасль страны насчитывала 16 тыс. полиграфических предприятий различной производственной мощности и специализации, на которых занято около 320 тыс. работающих. Институциональная структура отрасли характеризуется следующими данными: предприятия государственной и муниципальной форм собственности составляют 10 %, частные – 90 %. Сегодня полиграфия обеспечивает постоянный выпуск 14 тыс. наименований газет. Для сравнения: в Китае издается чуть более 8 тыс. газет, а в США – менее 2 тыс. Общий тираж российских газет в 2008 г. составил 7,8 млрд экз. Из этого количества 2,7 млрд экземпляров приходится на долю общероссийских газет, 2,6 млрд – на долю региональных (областных, краевых, республиканских) и 2,5 млрд – на долю местных (районных, городских) газет. При этом одна типография в России приходится на 19,6 тыс. жителей, тогда как в США – на 5 тыс., а в Германии – на 6,2 тыс. [Российский рынок…, 2009. С. 4–35].

С учетом отмеченного масштаба отрасли, представляет интерес опыт ее развития в период «поздднего сталинизма» и затем «хрущевской оттепели». После принятия на ХVI съезде ВКП(б) (1930 г.) специального решения о создании новой отрасли – полиграфического машиностроения, в 1931–1940 гг. на ее предприятиях было выпущено 25 тыс. печатных машин и станков. В 1934 г. в стране было уже 2 500 типографий, печатавших 6,5 тыс. наименований газет с разовым тиражом более 30 млн экз. Однако за годы Великой Отечественной войны произошло сокращение продукции газетно-издательского комплекса примерно на 10 % [Яблоков, 1971. С. 9–11].

Координирующе-контрольные функции с точки зрения профессионально-издательской деятельности (финансы и экономика, технологии и материалы, система подготовки кадров специалистов и т. п) с 1930 по 1949 г. осуществляло Объединение государственных издательств (ОГИЗ РСФСР), которое затем было реорганизовано в Главпо-лиграфиздат при Совете Министров СССР. В 1952 г. он был разделен на три главка и передан в ведение Министерства культуры СССР, а в мае 1959 г. в составе Минкульта был создан Главиздат. В 1963 г. новая реорганизация привела к созданию Госкомитете-та по печати при Совмине СССР, подразделения которого действовали и на местах [Богданов, Вяземский. 1971. С. 113–115].

Анализ постановлений и решений центральных и местных партийных, а также советских и хозяйственных органов позволяет констатировать, что руководство с их стороны рассматриваемой отраслью было регулярным и системным, несмотря на распространенность директивно-бюрократического стиля. Так, только ЦК ВКП(б) / КПСС за рассматриваемый период приняли более 70 директивных документов по периодическим изданиям

В деле восстановления, укрепления и развития полиграфической базы западносибирской печати особо важную роль в первые послевоенные годы, например, сыграли постановления ЦК ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет» (20 июля 1945 г.), «О мерах по улучшению областных газет “Молот” (Ростов-на-Дону), “Волжская коммуна” (Куйбышев) и “Курская правда”» (30 июля 1946 г.), «О работе ОГИЗа РСФСР» (5 октября 1946 г.), «О мерах по устранению крупных недостатков в работе Главполиграфиздата» (20 апреля 1950 г.) и др. В этих документах отмечались устаревшая и обветшавшая материальнотехническая база, низкая квалификация персонала [КПСС о средствах…, 1979. С. 189–261]. Между тем сложные задачи восстановления и дальнейшее развитие народного хозяйства после войны требовали повышения роли прессы как средства идеологической мобилизации.

Главными векторами работы в сфере полиграфии руководящие инстанции определили: восстановление, укрепление и развитие материально-технической базы газет, прежде всего полиграфии; создание на этой основе новых печатных органов; повышение качества полиграфического исполнения газет, снижение сроков печати .

В 1946 г. в Западной Сибири (Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях) выходило почти 300 областных, городских, районных и многотиражных газет. Уже в течение 1946 г. все обкомы партии, советские и хозяйствен- ные органы региона создали бригады и комиссии по проверке состояния типографий, проанализировали их отчеты и утвердили планы работы по оказанию помощи типографиям. Например, резолюция бюро Кемеровского обкома партии от 24 сентября 1946 г. «О мероприятиях по улучшению работы городских и районных газет и усилению руководства ими» обязывала областное Управление полиграфии «оказывать полиграфическим предприятиям непосредственную, оперативную практическую помощь на местах по техническому улучшению газет» 1.

За 1947–1948 гг. типографии Алтайского края получили 44 плоскопечатные и тигельные машины, 28 машин другого типа и более 40 т шрифтов. В последующие годы ими была получена еще 31 печатная машина. На пленуме Алтайского крайкома профсоюза работников полиграфии и печати (в мае 1951 г.) отмечалось, что за четыре года в Алтайский край завезено оборудования на 2 млн 347 тыс. руб. Такого количества машин не поступало за все время существования края.

Полиграфия Новосибирской области с 1946 по 1950 г. получила 60 печатных машин. Почти полностью обновилась техническая база типографий Омской области, получившей оборудования на 6 млн 300 тыс. рублей. Значительно вырос технический потенциал полиграфии Томской, Тюменской и Кемеровской областей. В целом же за 1946–1950 гг. машинный парк полиграфических предприятий Западной Сибири вырос почти вдвое. Почти 80 % оборудования, установленного на полиграфических предприятиях, было отечественного производства 2.

Достижения отмечались и в подготовке кадров полиграфистов. В том же Алтайском крае за послевоенные пять лет количество работников типографий увеличилось на 1,5 тыс. чел. (т. е. почти вдвое), достигнув к 1950 г. численности 4,5 тыс. специалистов.

За послевоенное пятилетие число областных, городских и районных газет выросло в рассматриваемом регионе с 237 в 1946 г. до 248 в 1950 г., а многотиражных соответственно – с 49 до 81. В 1950 г. был возоб- новлен выпуск молодежных газет – «Комсомолец Кузбасса» (Кемерово), «Большевистская смена» (Новосибирск), «Молодой большевик» (Омск), «Сталинская смена» (Барнаул). Общий тираж региональной печати (областных, городских, районных и многотиражных газет) вырос с 575 тыс. экз. в 1946 г. до более 1,0 млн экз. в 1955 г. Например, тиражи областных органов прессы – «Алтайская правда», «Советская Сибирь», «Омская правда», «Красное Знамя», «Кузбасс» за пятилетку увеличились вдвое – с 40–60 до 80–90 тыс. экз. «Тюменская правда» выходила тиражом в 30 тыс. экз. Рост газетной продукции характеризовался и повышением периодичности многих западносибирских изданий: в 1953 г. шесть раз в неделю выходило 5 газет, пять раз – 6 газет, два-четыре раза – 206 газет, раз в неделю – 6 газет. Вырос и объем (газетная площадь): если в 1946 г. на четырех полосах половинного формата «Правды» издавалось около 7 % газет Западной Сибири, то в середине 1950-х гг. их число выросло вдвое. Значительно улучшилось качество полиграфического исполнения газет [Семёнов, 2006. С. 135–136].

Новое партийно-государственное руководство во главе с Н. С. Хрущевым дало определенный импульс общественного обновлении. Хотя период «оттепели» был краток, в деле развития газетной полиграфии он оставил свой отпечаток. Тем более что начавшаяся в мире эра НТР также диктовала свои правила. Именно в эти годы происходит окончательное формирование системы средств массовой информации (СМИ). Радио становится многопрограммным, появляются первая круглосуточная информационно-музыкальная программа «Маяк», молодежная программа «Юность». У населения было 26 млн радиоприемников. Широкое распространение транзисторных радиоприемников позволило вовлечь 85 % территории страны в зону возможного приема всесоюзных программ радио. Началось радиовещание на зарубежные страны. В феврале 1956 г. начала функционировать вторая программа Центрального телевидения. К началу 1960-х гг. 4 млн телевизоров собирали телеаудиторию в десятки миллионов человек. В этот период существенно обновляется структура прессы, возникает ряд новых всесоюзных газет – «Промышленно-экономическая газета», «Социали- стическая индустрия», «Московские новости», «Советская Россия» и др. Растет и число журналов: в 1960 г. их насчитывается уже около 4 тыс. наименований с годовым тиражом свыше 770 млн экз. Таким образом, оформление сети СМИ со второй половины 50-х – в начале 60-х гг. можно считать началом формирования информационного общества в нашей стране, характерной чертой эры научно-технической революции.

Выпуск газет в СССР вырос с 44,3 млн экз. в 1953 г. до 89,1 млн экз. в 1964 г. Если оценивать выпуск всех видов печатной продукции (в % к листажу), газетное производство опережало выпуск журналов и прочей печатной продукции с 1955 по 1965 г. в 3–8 раз. Прирост составлял 5 % на каждые пять лет. Что касается Западно-Сибирского региона, то здесь увеличение количества изданий (наименований) газет за 1953–1964 гг. не произошло. Оно практически осталось неизменным.

Характерной особенностью издания газет в этот период являлся непрерывный рост тиражей – разовых и годовых. Общеизвестно, что разовый тираж характеризовал массовость газет и степень охвата ими читателей. Годовой тираж определяет объем газетной продукции. Например, если в 1954 г. разовый тираж газет в Омской области составлял 184 тыс. экз., то уже в 1958 г. – 238, в 1961 г. – 273, а в 1964 г. – 262 тыс. экз. Годовой тираж, в свою очередь, вырос с 42 748 тыс. экз. в 1954 г. до 60 988 тыс. экз. – в 1964 г. Подобная тенденция наблюдалась и в других областях региона и всей страны [Яблоков. 1971. С. 10–12; Сизов. 2001. С. 97].

За 1945–1955 гг. в СССР было организовано 11 пунктов для выпуска московских газет, а за последующие 10 лет – еще 16 пунктов. На такой основе был организован выпуск газет «Правда», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия» в Новосибирске, Барнауле, Кемерово общим тиражом примерно 500–600 тыс. экз. К середине-концу 1960-х гг. более 50–75 % тиража «Правды» печаталось на местных пунктах.

В конечном счете, если в 1945–1950 гг. в Западной Сибири остро стояла проблема удовлетворения потребностей населения в газетной продукции, а распределение лимитов на центральные и местные издания строго контролировалось руководством областей, городов и районов, то уже в 1956–1960 гг. по- ложение значительно улучшилось. В 1960 г. на душу населения приходилось 32 экз. комплекта газет – почти в 2 раза больше в сравнении с 1945 г. [Яблоков, 1971. С. 15, 19–20].

Большие вложения в газетный полиграфический комплекс и относительно медленная возвратность финансов (примерно за 4–5 лет на каждый вложенный рубль) в этот период выдвигали на первый план повышение экономической эффективности данной отрасли. Партийное руководство требовало устранения излишних издержек и потерь, а также выбора наиболее выгодных и экономичных решений, прироста продукции на каждый затраченный рубль капиталовложений, сокращение сроков окупаемости этих вложений.

Решению названных задач способствовала разработка новых типов полиграфического оборудования (ролевых печатных машин, фототелеграфной машины Газета-1 и др.), новых технологий (автоматизированных систем управления полиграфическим производством, высокой офсетной печати и др.). Шла разработка и моделей планово-финансовой, экономической деятельности полиграфических предприятий разного типа (центральных, городских и районных). Но реально эти решения внедряться начали после 1965 г.

Учитывая историческую ограниченность тогдашней политической системы, надо видеть ее перспективные, удачные управленческие решения в поиске внутренних резервов. Более чем 12-тысячный отряд западносибирских полиграфистов за послевоенное двадцатилетие выполнил перед собственным народом и государством миссию по обеспечению программ восстановления и дальнейшего развития страны.

FROM HISTORY OF RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT OF POLYGRAPHIC FACILITIES OF NEWSPAPERS IN THE WEST SIBERIA DURING SECOND HALF OF 1940s – FIRST HALF OF 1960s

Статья научная