Развитие регионов в январе-ноябре 2019 года: инерция сохраняется

Автор: Н. Зубаревич

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 2 (103), 2020 года.

Бесплатный доступ

Социально-экономическое развитие регионов за январь-ноябрь 2019 г. было вялотекущим. За исключением восстановления жилищного строительства после кризисного спада, быстрее всего это развитие шло в крупнейшей московской агломерации страны. При слабом росте зарплат в подавляющем большинстве регионов сохраняется низкий уровень безработицы. Бюджетная ситуация более благополучна, однако рост доходов бюджетов многих регионов в значительной степени обеспечивался увеличением трансфертов. Необходимость исполнения президентских указов отразилась в опережающем росте расходов бюджетов на национальную экономику и благоустройство.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176402

IDR: 170176402

Текст научной статьи Развитие регионов в январе-ноябре 2019 года: инерция сохраняется

(-12%) областях, внешние зоны двух крупнейших агломераций опережают федеральные города по объему вводимого жилья, особенно Московская область – в 1,7 раз больше Москвы.

Рост розничной торговли остается медленным (1,6% в январе-ноябре), но происходит почти повсеместно. Только в 9 регионах объем розничной торговли сократился в рамках статистической погрешности (на 1%). Без учета слаборазвитых республик с низкой достоверностью статистических данных, быстрее росла розница в Московской, Ленинградской, Тверской областях, Приморском крае и Якутии (на 4–5%). Сохраняется сверхконцентрация розничной торговли в крупнейшей агломерации страны вследствие высокой заработной платы и доходов населения: на Москву с Московской областью приходится почти 23% оборота розничной торговли, а на агломерацию Санкт-Петербурга – менее 6%.

Сохраняется отрицательная динамика объемов оказания платных услуг (-0,9%), спад продолжался более чем в половине регионов, наиболее значительный – в Хабаровском крае, Бурятии, Ингушетии и г. Севастополь (на 5–10%). Население продолжает экономить на услугах, предпочитая покупать товары, в том числе за счет потребительских кредитов (их объем продолжал быстро расти).

Номинальная заработная плата в январе-октябре выросла на 7%, с учетом инфляции реальный рост составил около 3%. Региональная динамика различается слабо. Более заметным ростом номинальной зарплаты (на 11%) выделяются только г. Севастополь и Республика Крым , получающие существенные трансферты, Сахалинская область, где быстро росли доходы бюджета из-за увеличения поступлений налога на прибыль, что позволило повысить зарплаты занятым в бюджетном секторе, а также Костромская область.

2(103) 2020

Региональные рынки труда стабильны . Уровень безработицы, измеряемый по методологии МОТ, в сентябре-ноябре остается очень низким (4,6%), региональные различия устойчивы1. Незначительный рост уровня безработицы по сравнению с тем же периодом 2018 г. отмечался в республиках Дагестан и Алтай (с 10–11 до 12–13% в 2019 г.), а также в Ярославской и Орловской областях (с 4–5 до 6%). Сохраняется традиционный для России способ балансирования рынков труда с помощью неполной занятости – количество занятых неполное рабочее время в III квартале 2019 г. составляло 1 млн человек и почти не отличалось от того же периода 2018 г., а численность находящихся в неоплачиваемых отпусках устойчиво держится на уровне 3 млн человек. Более острые проблемы неполной занятости, измеряемые отношением численности занятых неполное рабочее время к общей численности занятых на крупных и средних предприятиях и организациях, заметны только в Брянской и Новосибирской областях, республиках Карелия и Крым, г. Севастополь и Пермском крае (4–6% в III квартале 2019 г.). При сокращении численности трудоспособного населения и стагнации экономики безработица не растет, рынок труда балансируется сохранением масштабов неполной занятости.

Данные Федерального казначейства за январь-ноябрь 2019 г. показывают замедление роста доходов консолидированных бюджетов регионов (10% в номинальном выражении), в январе-сентябре 2019 г. они росли быстрее (12%). Рост доходов обеспечили три компонента: налог на прибыль (+9%), акцизы (+20%) и, значительнее всего, трансферты (+24%) (табл. 1).

Быстрее всего росли доходы консолидированных бюджетов Чукотского АО (на 71%), которому более чем вдвое увеличили трансферты, Сахалинской (36%) и Мурманской (28%) областей благодаря росту налога на прибыль в 1,6–1,9 раз, а также Амурской области, Забайкальского края, Еврейской автономной области, Республики Марий Эл (22–28%) в основном за счет роста трансфертов в 1,5–2 раза. Рост доходов бюджета Чечни на 22% обусловлен увеличением трансфертов на 24%.

Только в 6 регионах (Калужская и Кемеровская области, республики Башкортостан, Хакасия, Якутия, Ханты-Мансийский АО) доходы бюджета сократились по сравнению с тем же периодом 2018 г., в большинстве из них сокращение небольшое (на 1–4%) и в основном обусловлено снижением поступлений налога на прибыль. Сильно снизились доходы бюджета только в Хакасии (на 12%), она получила меньше трансфертов (на 5%), и, самое главное, на 40% снизились поступления НДФЛ, что сложно объяснить. Кроме того, сократились поступления налога на имущество в бюджет Республики (на -12%) вследствие исключения из налоговой базы налога на движимое имущество. Зависимость большинства регионов от федеральной помощи в 2019 г. по-прежнему существенная, доля трансфертов составила 17% от всех доходов консолидированных бюджетов регионов, она максимальна для бюджетов слаборазвитых республик (Ингушетия – 83%, Чечня – 81%, Тыва – 75%, Алтай – 70%, Карачаево-Черкесия – 69%, Дагестан – 67%) и Крыма (67%).

Система распределения трансфертов в январе-ноябре 2019 г. стала несколько менее прозрачной из-за изменения структуры помощи регионам. Доля дотаций на выравнивание, которая рассчитывается по формуле, составляет только 30% от всех трансфертов. Есть и позитивная тенденция: на 25% сократился объем прочих дотаций, в их числе «именные» (на балансировку бюджетов) дотации Крыму (сокращение на 12%), г. Севастополь (на 36%) и Чечне (на 13%).

2(103) 2020

Одновременно на 42% выросли субсидии регионам , что связано в том числе с необходимостью реализации национальных проектов. Доля субсидий достигла 20% от всех трансфертов, а в Республике Крым – 59%, г. Севастополь – 44%, т.е. масштабную помощь этим субъектам нарастили по другому каналу. Но самое главное – рост в 2 раза так называемых «иных межбюджетных трансфертов», которые распределяются по наименее прозрачным критериям. Их доля достигла 21% от всего объема помощи регионам и на 20% превысила объем субвенций. Больше всего средств по этому каналу получила Калининградская область на поддержку резидентов особой зоны (58 млрд руб.), очень большие суммы были направлены Московской области (35 млрд), Санкт-Петербургу (12 млрд), Ханты-Мансийскому АО, Чукотскому АО и Иркутской области (по 17–18 млрд), а также Сахалину (12 млрд) и Брянской области (9 млрд). Очевидны причины решения по Иркутской области – это помощь для ликвидации последствий наводнения.

Расходы бюджетов регионов в январе-ноябре 2019 г. увеличились на 15%, они росли в 1,5 раза быстрее доходов. Лидерами роста были Чукотский АО (70%) и Сахалинская область (38%), а также Иркутская, Вологодская области, Приморский край, г. Севастополь и Чечня (24–28%). Сократили расходы только республики Мордовия (-10%) и Хакасия (-8%) из-за необ- ходимости снижения сверхвысокого долга или из-за уменьшения доходов бюджета.

Приоритетным для региональных бюджетов был рост расходов на национальную экономику (21%), поскольку регионы должны выполнять нацпроекты ( табл. 1 ). На Чукотке эти расходы выросли втрое, в г. Севастополь – на 2/3 благодаря значительной федеральной помощи. Второй приоритет – благоустройство, расходы на эти цели выросли на 31%. Но в основном это рост за счет Москвы (40%), в остальных регионах он был значительно ниже (20%), при этом доля расходов бюджетов на благоустройство в них остается небольшой – 1–3%, резко отличаясь от столичной (14%). Третий приоритет – расходы бюджетов на здравоохранение (18%), значительный рост отмечался во всех регионах, за исключением республик Мордовия, Хакасия, Алтай, Якутия и Камчатского края. Динамика расходов на образование (10%), культуру (9%) и социальную политику (11%) отставала от динамики всех расходов.

Поскольку значительная часть расходов бюджетов регионов приходится на последний месяц года, данные за январь-ноябрь не позволяют точно оценить сбалансированность бюджетной политики. Суммарно по всем регионам ситуация вполне благополучная, профицит бюджетов составил 7% от доходов , в основном благодаря значительному профициту бюджета Москвы (257 млрд руб.) и большому профициту бюджетов Ямало-Ненецкого (62 млрд) и Ханты-Мансийского (48 млрд) АО, Красноярского края (47 млрд) и Санкт-Петербурга (32 млрд). Однако в 12 регионах по итогам 11 месяцев отмечался значительный дефицит, в частности, Орловская и Ульяновская области имели дефицит в 3% от доходов, республики Калмыкия, Тыва и Еврейская автономная область – 2%.

2(103) 2020

Таблица 1

Динамика и доля доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в январе-ноябре 2019 г., % к тому же периоду 2018 г.

Доходы

Расходы

динамика

доля

динамика

доля

Всего

10

100

Всего

15

100

Налог на прибыль

9

26

На национальную экономику

21

20

НДФЛ

8

28

На ЖКХ

26

10

Акцизы

20

6

в том числе на благоустройство

31

4

Налог на совокупный доход

14

5

На образование

10

25

Налог на имущество

-4

11

На здравоохранение

18

8

Трансферты

24

17

На соц. политику

11

21

Источник: Росстат.

Статья научная