Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80
Автор: Долгов Сергей Николаевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 1, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основные мероприятия и направления деятельности государственных и общественных организаций СССР в связи с подготовкой к XXII Олимпийским играм в Москве в 1980 г.
Олимпийский комитет, комитет физической культуры и спорта ссср, международный олимпийский комитет
Короткий адрес: https://sciup.org/170167157
IDR: 170167157
Текст научной статьи Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80
И звестно, что первый Олимпийский комитет в России поя -вился в 1911 г., через 17 лет после создания Международного олимпийского комитета (МОК), однако после революции 1917 г. он был упразднен «за ненадобностью». Его функции были в 1920 г. переданы Высшему совету физической культуры. 21 июня 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам физической куль -туры и спорта при СНК СССР (с 1946 г. — при Совете Министров СССР), который просуществовал до 1953 г.
23 апреля 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, полу чивший признание МОК; и с 1952 г. советские спортсмены участво-вали во всех Олимпийских играх (за исключением Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 г.).
Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта — Олимпиада 1980 г. в Москве. Вся страна 6 лет готовилась к гранди -озному спортивному празднеству. И даже несмотря на бойкот, объ-явленный США и рядом других государств, игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады—80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.
Опыт предыдущих игр показал, что их успех во многом зависел от системы руководства, планирования и контроля за деятельностью многочисленных организаций, предприятий, фирм и отдельных лиц, которые участвовали в подготовке и проведении игр, а также от эффективности координации их усилий со стороны национальных организационных комитетов. Принимая на себя почетную обязан -ность организаторов игр XXII Олимпиады, руководители государ-ственных и общественных организаций СССР полностью созна вали всю сложность предстоящих задач. Их уверенность в успехе Олимпийских игр, впервые проводимых в социалистическом госу дарстве, была основана на убежденности в преимуществах социа листической плановой системы народного хозяйства страны.
Подготовка к играм началась задолго до утверждения Москвы столицей Олимпиады-80. Принимая участие в Олимпийских играх с 1952 г., спортивные организации СССР накапливали опыт их проведения. Организация крупнейших международных и вну трисоюзных соревнований позволяла проверить лучшее из этого опыта на практике и дополнить его своей методикой, вытекающей из особенностей социально-экономического устройства страны. Результаты таких крупных спортивных мероприятий, как спартакиады народов СССР, не уступавших по масштабам Олимпийским играм, подтвердили готовность Москвы принять на должном уровне участников и гостей игр.
Учитывая это, в ноябре 1971 г. Председатель исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся В.Ф. Промыслов передал президенту Международного олимпийского комитета от имени столицы Советского Союза официальное приглашение играм ХХII Олимпиады 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР в сентябре 1973 г. дал МОК гарантии того, что игры 1980 г. в Москве будут проведены в полном соответствии с правилами Олимпийской хартии1.
23 октября 1974 г. на 75-й сессии МОК в Вене Москва была избрана городом – организатором ХХII Олимпиады. Уже сам процесс подготовки к московским играм послужил стимулом дальнейшего прогресса в развитии взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества стран с различными социальными системами. И это в полной мере соответствовало миролюбивой внешней политике Советского государства, духу и букве олимпийского движения и хельсинских соглашений 1975 г., которые Советский Союз воплощал в жизнь.
В народнохозяйственном плане страны на 10-ю пятилетку был предусмотрен целый ряд мероприятий по строительству объектов Олимпийских игр. Как видно из отчетных документов Оргкомитета, не все искомые средства были выделены государством вопреки проведенной оценке затрат на объекты, во всяком случае в предлагаемые сроки2.
Москва располагала рядом спортивных сооружений, которые могли быть использованы для проведения соревнований по 12 видам спорта: Центральный стадион им. Ленина в Лужниках, Центральный стадион «Динамо», спортивный комплекс ЦСКА, стадион «Локомотив», гребной канал в Крылатском, Дворец спорта в Сокольниках. Некоторые из них нуждались в реконструкции и достройке.
Такого рода задачи, как и все остальные, связанные с подготовкой, организацией и проведением Олимпийских игр в Москве, были возложены на Организационный комитет «Олимпиада-80». Он был образован 20 февраля 1975 г. как общественная организация, действующая на основании Конституции СССР, в целях подготовки и проведения Олимпиады в Москве. В функции Оргкомитета входила координация деятельности министерств, ведомств, общественных и спортивных организаций страны, а также осуществление связей с Международным олимпийским комитетом (МОК), международными спортивными федерациями (МСФ), национальными олимпийскими комитетами (НОК) и другими зарубежными объединениями и организациями.
В соответствии со ст. 51 Олимпийской хартии НОК СССР передал Оргкомитету свои функции по подготовке и проведению игр XXII Олимпиады. В состав Оргкомитета «Олимпиада-80» вошли: председатель Оргкомитета И.Т. Новиков – заместитель Председателя Совета Министров СССР; заместители председателя Оргкомитета: А.К. Грен – заместитель Председателя Совета Министров Эстонской ССР, В . И . Кочемасов – заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, С.П. Павлов –пред-седатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, В.Ф. Промыслов – председатель НОК СССР, председатель исполкома Московского городского совета народных депутатов. Все члены Оргкомитета были опытными государственными управленцами и в силу своих должностных обязанностей имели большие полномочия.
При разработке структуры рабочего аппарата Оргкомитета учитывался опыт организации предыдущих игр и особенности социалистического управления и планирования хозяйства. Первоначальная структура Оргкомитета была принята в 1975 г. В состав аппарата вошли 8 управлений и один самостоятельный отдел. В его функции на общегосударственном уровне входили: осуществление координации деятельности министерств, ведомств, советских, общественных и спортивных организаций по всем вопросам, свя- занным с подготовкой и проведением Олимпийских игр; внесение в правительство СССР предложений о мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр 1980 г.; осуществление контроля за проектированием, строительством и подготовкой спортивных, технических и других объектов, предназначенных для Олимпийских игр; обеспечение привлечения средств для финансирования подготовки и проведения игр; организация подготовки кадров.
На международном уровне Оргкомитету вменялось в обязанности: подготовка и заключение в установленном порядке соглашений, договоров и контрактов с зарубежными фирмами и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Оргкомитета; содействие деятельности информационных агентств и ведомств, издательств и органов печати по всем вопросам информации о ходе подготовки и проведения Олимпийских игр; издание информационных материалов и направление их в МОК, МСФ, НОК и другие международные и национальные организации; привлечение зарубежных экспертов и специалистов для консультаций и участия в подготовке игр; осуществление контактов с МОК, МСФ, НОК и другими международными и национальными организациями; осуществление контроля за выполнением всех международных мероприятий по подготовке и проведению игр.
Важная роль в работе Оргкомитета отводилась исследованиям (совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями) исторического опыта подготовки и проведения предыдущих игр в целях использования этого опыта в ходе подготовки и проведения Олимпийских игр в Москве.
Правительство СССР предоставило Оргкомитету право координации и контроля за деятельностью министерств, ведомств и организаций в части, касающейся выполнения всех мероприятий по подготовке и проведению игр. Оргкомитет являлся юридическим лицом, обладал основными и оборотными средствами, мог заключать от своего имени сделки и договора, вытекающие из его функций; был истцом и ответчиком в суде, арбитр аже и третейском суде. Оргкомитет заключал соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами о представительстве и защите его интересов за рубежом1.
Таким образом, Организационному комитету «Олимпиада-80» благодаря политической воле советского руководства были приданы колоссальные, практически неограниченные полномочия, позволяющие напрямую, без дополнительных согласований управлять различными органами государственной власти СССР и инициативами общественных организаций в подготовке к Олимпийским играм. Эти полномочия, как известно, были использованы достаточно рационально и целенаправленно. Об этом свидетельствовало превращение Олимпиады в Москве, несмотря на колоссальные издержки для экономики страны, в триумфальное событие в истории советского спорта и государственного управления в целом.
1 ГАРФ, ф. Р-9610. Организационный комитет по подготовке и проведению двадцать вторых летних Олимпийских игр в Москве в 1980 г. Оп. 1,