Развитие теорий экономического цикла (часть II)
Автор: Бураков Д.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются тенденции развития представлений об экономическом цикле. Представлен критический анализ теорий экономического цикла, основным механизмом которого выступает специфика движения денег и процесс накопления в хозяйственной системе.
Кредит, экономический цикл, ликвидность, ограниченная рациональность
Короткий адрес: https://sciup.org/140107337
IDR: 140107337
Текст научной статьи Развитие теорий экономического цикла (часть II)
Теории недопотребления представлялись различными авторами на протяжении всей истории развития экономической мысли. Среди ранних представителей данного рода теорий имеет смысл выделить Мальтуса, Сисмонди и Лодерделя. Большое значение роли потребления в объяснении динамики экономических отношений отводили Дж. Гобсон, У. Фостер и Э. Ледерер.
Однако среди всей совокупности взглядов однозначного и общепринятого определения «недопотребления» не существует. Так, одни, например, считали недопотреблением неспособность спроса ответить на возрастающее предложение товаров, ввиду технологических усовершенствований, изобретений и открытий. Другие видели в причине появления феномена недопотребления совокупность процессов, следствием которых становилась утрата экономической системы в части потребителей покупательной способности. Подразумевалось, что деньги исчезают или тезаврируются, следовательно, падает скорость обращения.
Одно из наиболее приближенных к действительности толкований недопотребления может быть найдено в теориях Дж. Гобсона и У. Фостера. Они применяют термин «недопотребление» в значении чрезмерных сбережений (что также может быть найдено в работах лорда Дж. М. Кейнса). Депрессии с их точки зрения являются результатом того, что чрезмерно большая часть потребительского дохода уходит в сбережения, и чрезмерно малая доля дохода включается в потребительские издержки. И таким образом, добровольные сбережения домохозяйств и организаций служат причиной нарушения равновесия между объемами производства и объемами потребления.
В основе феномена чрезмерных сбережений Дж. Гобсон видел неравномерность в распределении дохода. По его мнению, большая часть сбережений находится в руках тех, кто обладает высоким уровнем дохода. И именно поэтому лучшим средством против депрессий является выравнивание доходов у населения с целью устранения диспропорций в движении сбережений.
Сбережения, по мнению исследователей данной группы, вызывают к жизни три негативных процесса: тезаврацию, сокращение потребительского спроса, увеличение основного капитала (капиталовложений).
Часть наличных денег, изымающихся потребителями из денежного оборота, при достижении определенных масштабов неизбежно приводит к значительному сокращению спроса на средства потребления, что в свою очередь приведет к возникновению кумулятивного процесса дефляции, сокращения производства, занятости и т.д.
Если же сберегаемая часть дохода находится на счетах в банках, то с одной стороны имеет место быть сокращение спроса на потребительские блага, с другой стороны ceteris paribus возрастает предложение кредита на инвестиционные нужды производственного сектора, что приводит к чрезмерному расширению вложений в основной капитал, строительство заводов, фабрик, инфраструктурных вложений. При этом, по мнению представителей данной группы теорий, конечной целью капиталовложений будет являться расширение производства товаров конечного потребления.
При кажущейся неоднозначности данного рода теорий, стоит отметить наличие относительно жизнеспособного элемента. В данном случае говоря о недопотреблении, группа авторов делала акцента на потребительские сбережения, в то же время не отдавая должного т.н. сбережениям компаний и той роли, которую они играют в формировании экономических диспропорций.
Теория предпочтений ликвидности лорда Дж.М. Кейнса
Ни одна из вышеописанных концепций в той или иной мере не акцентировала внимание на роли спекулятивного сектора в определении ритмичности экономических отношений. В основу изменений качества динамики рынка закладывались такие факторы, как движение кредитных и потребительских потоков, структура производства и результирующие диспропорции, изменение в норме сбережений. Фактически основы кризисных явлений, так или иначе, отображались за счет специфики взаимодействия функции кредитора, заемщика, производителя и потребителя, регулятора. Однако как показывает история развития финансово-экономической реалии, роль спекулятивного капитала достаточно велика, и если кредит выступает силой, в большинстве случаев подготавливающей, создающей возможности для проявления кризиса, своего рода каналом распространения, то спекулятивный капитал является именно тем внутренним «потоком», который создает кризисное явление.
Если пытаться рассматривать совокупность экономических отношений с точки зрения движения денежных потоков, то рассмотренные выше теории учитывают, так или иначе, потоки, связанные с потреблением, сбережениями, инвестициями, производством, перераспределением (за счет кредитных институтов). Для составления более полного перечня факторов, так или иначе влияющих на динамику экономических отношений обратимся к теории предпочтений ликвидности Дж. М. Кейнса.
Кейнсианская теория спроса на деньги — теория предпочтения ликвидности — выделяет три мотива, возникающие у субъектов экономики и присутствующие в экономике фактически одновременно:
-
• трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок);
-
• мотив предосторожности (необходимость хранения определенной суммы
наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);
-
• спекулятивный мотив («намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, значением того, что принесет будущее»36).
Трансакционный мотив – потребность в денежной наличности для обеспечения товарообменных операций, то есть денег в функции средств обращения. Потребность в денежных средствах для расчётов в рамках экономической деятельности зависит от множества факторов: объёмов производства, перспектив его развития (наличие платёжеспособного спроса на товары и услуг), стоимости заимствования, которая в кейнсианской теории считается основным фактором спроса на деньги (процентная ставка). Этот мотив превалировал в мировой экономике вплоть до последней четверти прошлого века.
Мотив предосторожности - потребность в денежной наличности как запаса наиболее ликвидного актива для покрытия кассовых разрывов и других рисков в условиях неопределенности. Этот мотив усиливается при появлении симптомов дестабилизации экономики, например, в период Великой Депрессии в США в 30-х годов прошлого века. В настоящее время этот мотив наиболее характерен для экономики дефицита, где имеет значимый характер, например, в современной России.
Спекулятивный мотив – потребность в денежных средствах для приобретения финансовых активов, приносящих доход. Этот мотив усиливается с развитием в экономке рынков таких активов – рынка ценных бумаг, его фондового сегмента. В эпоху домонополистического капитализма часть ссудных капиталов, стекавшихся на денежный рынок, направлялась в промышленность и торговлю, другая же часть использовалась для кредитования государства и обеспечения спекулятивного дохода. Стоит помнить, что большая часть представлений о циклах (в том числе кредитных) в Англии XIX века объектом своего негодовании избрала спекулятивные операции и мотивы предпринимателей и торговцев.
Сегодня спекулятивный мотив превалирует в экономиках с развитым рынком ценных бумаг и значительно усиливается с развитием сегмента производных финансовых инструментов, что демонстрировала миру экономика США до середины первого десятилетия текущего века. Наиболее яркое воплощение спекулятивный мотив спроса на деньги нашел в биржевых спекуляциях, которые являются наряду с кредитованием промышленности и торговли одной из важных сфер приложения ссудных капиталов. Объектом биржевой спекуляции служат ценные бумаги, обращающиеся на фондовой бирже, а также производные финансовые деривативы (MBS, CDO например).
Однако необходимо задаться вопросом относительно того, что служит причиной с одной стороны формирования спекулятивного мотива, и возможностей его расширения до определяющих объемов в современных США, с другой.
Ответ на данный вопрос представлен также в теории Дж. М. Кейнса. В целях описании экономики с превалирующими спекулятивными мотивами и отсутствием возможностей для не только поддержания, но и расширения эффективного спроса, он вводит понятие «повзрослевшей экономики» (matured economy). 37 Данная экономическая система в представлениях Кейнса в первую очередь характеризуется исчерпанием возможностей для производительного вложения капитала, что приводит к изменению спроса на деньги с транзакционного на спекулятивный.
Определяющим же мотивом перехода с эффективных форм хозяйствования в спекулятивные является стремление к получению краткосрочной выгоды.
Психологические теории экономического цикла
Психологические теории экономического цикла по мере своего развития оказывают все большее влияние на совокупность представлений о динамике экономических отношений. Ядром данной группы представлений является влияние ряда внутренне присущих личности черт и свойств, которые, так или иначе, находят отражение в результирующих функциях субъектов рынка. Среди основных составляющих данной группы взглядов выделяют:
-
1) элемент прогнозирования;
-
2) ожидания субъектов рынка;
-
3) пессимизм и оптимизм;
-
4) уровень доверия и качество уверенности.
Данные факторы, находясь в тесном взаимодействии, влияют на совокупность принимаемых субъектами рыночных отношений решений.
Как известно, рыночной форме хозяйствования присуща неопределенность и риски, связанные не только с принятием решения по поводу того или иного инвестиционного проекта, но также и с определением ожидаемых значений спроса, а соответственно и планируемых объемов производства или же закупки сырья, материалов и полуфабрикатов для производства; для кредитора важным элементом является т.н. «план продаж».
Формирование тех или иных прогнозов в условиях неопределенности и риска связано с формированием ожиданий как степени относительной уверенности в том или ином исходе, где уверенность выступает базовой реакцией личности на условия неопределенности. Формируемые ожидания являются результирующей функцией, находящейся под влиянием большого количества факторов, включая оптимистические и пессимистические настроения участников рынка. А. Пигу писал, что «ошибки оптимизма порождают ошибки пессимизма». Действительно, чрезмерно позитивные ожидания участников рынка приводят к перепроизводству и затовариванию складов в ожидании сохранения высоких уровней спроса и/или растущего уровня цен на продукцию. Для кредитных организаций данные ошибки чреваты чрезмерным расширением предложения кредита в ущерб качеству, а, следовательно, критерию возвратности.
На сегодняшний день является доподлинным факт, согласно которому конкуренция в независимости от институциональной формы субъекта хозяйствования ведет к перепроизводству (товаров, материальных ценностей, кредитов и пр.).
Вопрос доверия и уверенности является центральным в современных американских представлениях о кризисных явлениях. Дж. Акерлоф считает, что «в период процветания уровень доверия высок; домохозяйства увеличивают потребление, банки увеличивают кредитование. При падении же уровня доверия, домохозяйства сберегают, банки сокращают кредит».38
Еще одной важной психологической закономерностью цикла является взаимосвязь ожиданий и с функцией целеполагания. Когда цены растут, субъекты рынка ожидают дальнейшего роста цен. Они продолжают покупать, тем самым увеличивая общий уровень цен, до тех пор, пока чрезмерно завышенный уровень ожиданий относительно цен не иссякает. Чрезмерный уровень спекуляций в результате резкого изменения в ожиданиях должен быть скорректирован. Уровень цен начинает падать.
Психологические теории делового цикла, в представлении которых, цикл - это естественный результат неопределенности, ошибок и психологических эпидемий (паник, маний, стадного поведения) не являются новшеством. Почти все теории XIX века, в центре анализа которых находился цикл, рассматривали последний как результат чрезмерных спекуляций производителей и потребителей. Массовый оптимизм считался ответственным за формирование «бума», а массовый пессимизм – за депрессию.
Таким образом, добавление психологических факторов в анализ циклических колебаний, особенно в части спекулятивного сектора рынка, усложняет процесс анализа, в особенности из-за того, что определение тех или иных ожиданий, того или иного уровня доверия и уверенности, а в особенности его качества возможно лишь ex post и только за счет косвенных факторов.
Суммируя вышеизложенное, можно выделить ряд основополагающих тезисов, необходимых для определения тенденций в развитии теории экономического цикла.
Первым и самым важным тезисом является представление о наличии внутренне присущей динамике экономических отношений нестабильности. Один ряд исследователей (психологические теории цикла) усматривают причины данного свойства в контекстной составляющей рынка – неопределенности. Наряду с последней выделяется роль конкуренции как вида взаимодействия субъектов, которая в рамках заданных функций целеполагания участников сама ведет к перепроизводству. Также акцентируется внимание на внутренне присущих самим субъектам особенностях (неоптимальность принимаемых решений под влиянием неопределенности, аффективных составляющих оптимизма и пессимизма, качественной составляющей уверенности, лежащей в основе ожиданий).
Вторая группа исследователей акцентирует внимание на монетарном подходе к циклическим колебаниям, усматривая причину цикличности в качестве и динамике кредитных потоков. Фактически денежно-кредитное обращение объявляется единственным фактором, формирующим предкризисные условия и приводящим к кризисному явлению.
Третья группа исследователей отводит кредиту второстепенную роль, акцентирую внимание на диспропорциях в отраслевой структуре капиталистического воспроизводства. В основу ставится тезис об «ошибках» инвестирования.
Четвертая группа авторов причиной возникновения кризисных явлений считает недопотребление, как превышение доли сбережений над текущими расходами.
Пятая группа авторов отводит решающую роль изменениям в мотивах спроса на деньги среди участников отношений, как определяющую структуру национальной экономики и качество её динамики.
Вторым тезисом является утверждение о том, что цикличность экономических отношений есть взаимосвязь между свойствами, присущими субъектам, находящимися в процессе взаимодействия в рамках определенного контекста.
Таким образом, подтверждается тенденция современных исследователей пытаться изучать проблемы циклического развития в русле перекрестного анализа различных составляющих, выделяя те или иные механизмы распространения шоковых явлений на стабильность функционирования всей экономической системы.