Развитие вектора экономического развития в период пандемии
Автор: Сапунов А.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 5-2 (56), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается история экономического развития в Российской Федерации и в зарубежных странах. Изучается вопрос состояния мировой экономики после последствий пандемии коронавируса и то, какие стратегии применяются для восстановления экономической структуры. Поднимается вопрос о прогнозировании и развитии на последующие года, после пандемии, а так же последствия локдауна для стран, которые его вводили и вводят до сих пор.
Менеджмент, государство, экономика, коронавируса, пандемия
Короткий адрес: https://sciup.org/170188902
IDR: 170188902 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-5-2-259-261
Текст научной статьи Развитие вектора экономического развития в период пандемии
В настоящее время актуальным является вопрос о нормализации экономической ситуации в мире. Сложившаяся обстановка не позволяет в прежнем режиме работать таким отраслям, как туризм, торговля, авиа и ж.д. перевозки и др. До пандемии экономическое развитии как в России, так и в других странах шло по определённым стратегиям развития, запланированным на много лет вперёд. Эпидемиологическая ситуация поспособствовала корректировке и адаптации данных стратегических планов.
Как утверждает Олег Ицхоки - профессор экономики Калифорнийского университета - в то время, как начали приходить первые сообщения о возникновении вспышки коронавируса на территории Китая, то предвещали потерю порядка 40% ВВП в первые дни локдауна. К сожалению для Китайской экономики так и оказалось, несмотря даже на то, что там были применены достаточно серьёзные меры. Похожая ситуация сложилась и в Италии, но в дальнейшем снижение % было ниже, чем в Китае и Италии [1].
Так же экономист отметил, что потребление в мире во II квартале 2020 года упало на 10%, и связанно это было с закрытием баров, ресторанов, кафе и др. В III квартале того же года в Европе ВВП упал на 4%, в Америке на 3%, что не соответствовало прогнозируемым прогнозам. Ицхокин так же отметил, что упало потребление услуг, а потребление товаров длительного пользования выросло при- мерно в 3-4%, что стало неожиданностью для экономистов.
В начале марта-апреля наблюдалась существенная зависимость между дислокацией людей и экономической активностью. В тех местах, где перемещение граждан значительно снижалось, происходило более серьёзное падение экономики в плане потребления и выпуска. На данный момент взаимосвязь практически не наблюдается. Данный показатель свидетельствует о том, что экономические системы за несколько месяцев приспособились к виртуальному потреблению, когда для поддержания экономики не требуется активное перемещение граждан в пространстве [2].
Изучая наше государство, следует сказать о том, что Минэкономразвития презентовало обновленный прогноз социально-экономического развития России в период с 2020 по 2023 годы, в котором подчеркнуло ключевые показатели с учетом влияния пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Согласно обновлённому прогнозу министерства, экономика России по итогам 2020 года снизится на 5%, а самым неудачным станет II квартал, по итогам данного экономического отрезка, снижение составит 9,5% в годовом выражении.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что обновлённый макропрогноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантин- ных мер, поэтому министерство внесёт корректировки в августе-сентябре. Немаловажным является то, что макропрогноз не учитывает шаги, которые применяются в данный момент для реанимирования экономики. В начале года ещё до эпидемиологической ситуации в России, Минэкономразвития прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 – на 3,1%.
По прогнозам, на прежний уровень экономики потребуется не менее двух лет, а стабилизация настанет ко II кварталу 2022 года. «Ключевой фактор снижения ВВП в текущем году – это внутренние ограничения, собственно, это второй квартал и постепенный выход. В 2021 году пока ожидаем восстановления экономики на 2,8%. Если говорить в годовом выражении, то выход на предкризисные уровни – это пока первое полугодие 2022 года», – сказал Решетников журналистам на брифинге [3].
Как отмечают в Минэкономразвития, наибольшее падение ВВП прогнозируется во II квартале, когда экономика государства была замедлена из-за карантина – на 9,5% в годовом эквиваленте. В III и IV кварталах ожидается замедление спада до 6,3% и 5,2% соответственно. Министр заявил, что по мере ослабления карантинных ограничений активная фаза восстановления экономики начнется в IV квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы экономика России будет расти на 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году.
Следует отметить, что события, произошедшие во всём мире в 2020 году, являются неэкономическими. По факту произошёл экономический кризис, который не носит финансового, циклического или структурного характера. Данный кризис стал результатом действий факторов, внешних для социально-экономической жизни, – природного (или биологического) катаклизма. В истории подобное уже случалось, когда схожие процессы радикально видоизменялись под воздействием экзогенных как природных, так и политико-военных факторов. Как и тогда, роль социально-экономических процессов не была парализованной и оказалась реакци- ей на внешний угрозы, которые становятся катализатором и причиной развития, в том числе и развития научно-технических процессов. Такая ситуация является уникальной, так как здесь было взаимодействие неэкономических потрясений с экономическим кризисом, который случился вследствие внешних угроз [4].
Изучая события 2020 года, следует рассматривать в совокупности накопленные к этому времени экономические противоречия, технологические новшества и наличие внешних угроз, которые запустили крайне проблематичные кризисные и модифиаци-онные процессы, охватывающие все стороны жизни людей в обществе.
Одними из главных героев в период пандемии можно отметить врачей, которые повсеместно продолжали и продолжают работать целыми днями, борясь за жизни людей. В связи с достаточно сложной ситуацией в сфере здравоохранения, Россия, как и многие страны, начали строить быстровозводимые клиники, мобильные центры и т.д., так как мест в уже имеющихся госпиталях и больницах не хватало для всех пациентов.
В такой непростой период перед человечеством встали следующие вопросы: спасти экономику или жизни людей, институты или инфраструктуру? Продлевать локдаун или позволить людям вновь контактировать друг с другом для того, чтобы образовался коллективный иммунитет?
На самом деле выбора, по сути, и нет, ведь если допустить экономический кризис, то это негативно скажется и на населении в целом. Одними из актуальных вопросов прошлого года было то, на сколько можно закрыть экономику, что бы это минимально отразилось на состоянии населения и не привело к экономической депрессии. Каждое государство делало свой выбор индивидуально, исходя из социальной и политической ситуации. Есть страны, которые могут позволить себе жесткие меры такие как были в Китае, Южной Кореи или Сингапуре, а есть такие страны, как Австралия, которая из-за своего географического положения может буквально закрыть страну. Высокий показатель общественного доверия обеспечивает Шве- ции определить стратегию выработки коллективного иммунитета, придерживаясь исключительно рекомендациям. Многие европейские страны, в том числе Россия, пошли по пути поиска баланса между двумя названными крайностями [5].
В период пандемии Россия ввела карантинные меры по всей стране, переведя тем самым большую часть населения на самоизоляцию. В новых реалях россиянам пришлось привыкать и учиться жить какое-то время. За это время граждане стали более активно пользоваться интернет сервисами, чаще стали оформлять подписки на те или иные сервисы.
На сегодняшний день значительно уве- личился спрос на продукты и сервисы по доставке (около 65%). Ожидаемо увели- учитывая дефицит масок и антисептиков в первую волну пандемии. За период самоизоляции россияне чаще стали пользоваться услугами такси, так как большая вероятность заражения была в общественном транспорте [6].
В заключении можно выделить, что вектор экономического развития в последнее время сильно изменился. В 2020 году случилось событие, которое повлияло на весь мир в целом и произошли корректировки повсеместно, в том числе и в экономике. На данный момент все страны мира стараются компенсировать последствия пандемии и вернуться на прежний уровень развития, использую современные техно- логии, а так же применяя актуальные методы, средства и стратегии.
чился спрос на медикаменты и лекарства,
Список литературы Развитие вектора экономического развития в период пандемии
- "Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию и каким будет 2021 год". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/416461-effekt-covid-19-kak-mirovaya-ekonomika-perezhivaet-pandemiyu-i-kakim
- "Новые пути к перезагрузке и восстановлению после пандемии COVID-19". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress.org/materials/novye-puti-k-perezagruzke-i-vosstanovleniyu-posle-pandemii-covid-19
- "Минэкономразвития оценило влияние пандемии COVID-19 на экономику России". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8535503
- "Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdto.ranepa.ru/digital_turn_research
- "Пандемия коронавируса и тренды экономической политики". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://institutiones.com/politika/3820-pandemiya-koronavirusa-i-trendy-ekonomicheskoi-politiki.html.
- Сапунова Т.А. Проблема развития малого и среднего бизнеса в условиях пандемии. Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. - Курск, 2021. - С. 388-391.