Реакция селезенки у активных и пассивных крыс при стрессорном воздействии, с предварительным введением синтетического аналога АКТГ-Семакса

Автор: Бахмет А.А., Коплик Е.В.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Эксперимент

Статья в выпуске: 2 (51) т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219450

IDR: 140219450

Текст статьи Реакция селезенки у активных и пассивных крыс при стрессорном воздействии, с предварительным введением синтетического аналога АКТГ-Семакса

Селезенка, как орган иммунной системы, как правило, четко и быстро реагирует на изменения внешней среды, и в частности на различные стрессорные воздействия (Сапин М.Р., 1996, 2000; Судаков, 1998).

Семакс является регуляторным пептидом пролонгированною действия, представляющим собой аналог фрагмента молекулы АКТГ 4-10 - АКТГ 4-7 -.Про-Гли-Про. Показано, что Семакс обладает антистрессорным действием (Антонова Л.В., Каменский А.А., 1982; Ашмарин И.П. и др., 1997). Он используется в клинической практике для лечения различных заболеваний ЦНС (в частности острых нарушений мозгового кровотока) и как адаптоген для здоровых людей в экстремальных условиях (Ашмарин И.П. и др., 1997).

Целью работы явилось исследование влияние антистрессорного пептида Семакса на клеточный состав лимфоидных образований селезенки крыс Висгар с различной поведенческой активностью в тесте «открытого поля» в динамике постстрессорного восстановления (1-е , 3-и, 14-е и 30-е сутки).

По результатам тестирования в открытом поле 84 крыс-самцов Вистар были выделены 2 группы: активные (n=42) с индексом активности 2,5-7,5 и пассивные (n=42) - индекс активности - 0,2-0,8 (Коплик Е.В., 2002). В дальнейшем поведенчески активные и пассивные крысы были разделены на 14 групп, состоящих в среднем из 6 животных каждая.

В качестве модели острой эмоциональной стрессовой нагрузки использовали иммобилизацию крыс с одновременным электрокожным раздражением (Коплик Е.В., 2002). Семакс вводили внутрибрюшинно в дозе 20 мг/кг непосредственно перед помещением животных в тесные «домики» и начатом стрессорного воздействия. Животных выводили из эксперимента декапитацией после стрессорного воздействия через 1 час, на 3-и, 14-е и 30-е сутки.

Микроскопическая анатомия функционально активных зон селезенки изучалась на срезах, толщиной 5-6 мкм, которые окрашивали стандартными гистологическими методами (гематоксилин-эозином, гематоксилином по методу Гайденгайна, ацаном, по методу Гольден-Массони). Достоверность отличий средних величин оценивалась по критерию t-Стьюдента.

Процентное содержание малых лимфоцитов в периартериальных лимфоидных муфтах (ПАЛМ) селезенки крыс через час после эмоционального стресса (ЭС) в среднем снижалось в 1,4 раза, по сравнению с интактными животными. Содержание малых лимфоцитов после введения Семакса без стрессового воздействия у поведенчески активных крыс увеличивалось в 1,2 раза, по сравнению с контрольными животными той же группы. У поведенчески пассивных крыс, испытавших ЭС с предварительным введением Семакса значение данного показателя практически не изменялось, по сравнению с контролем и составило 37,6% или 15,4±0,2 клетки (в контроле - 39,2% или 17,6±0,07 клетки). Клетки с признаками деструкции в ПАЛМ селезенки контрольных как пассивных, так и активных животных обнаруживались в единичных случаях. На 3-и сутки после одночасового стрессового воздействия содержание этих клеток увеличивалось как у пассивных, так и у активных крыс( на 8,6% и 3,7% соответственно) по сравнению с данными контрольных групп. На 3-и сутки после одночасового стрессового воздействия с предварительным введением Семакса относительное содержание этих клеток как у пассив- ных, так и у активных к эмоциональному стрессу крыс увеличивалось всего до 3,5 и 2,5% (или 3,0 и 2,4 клетки), соответственно, по сравнению с данными контрольных групп. Содержание макрофагов в ПАЛМ селезенки пассивных и активных к стрессу крыс на 3-й сутки после одночасового стрессового воздействия возрастало в 7,0 и 3,5 раза соответственно по сравнению с данными контрольных групп животных.

На 3-и сутки после одночасового стрессового воздействия с предварительным введением Семакса содержание макрофагов в ПАЛМ селезенки у пассивных и активных к стрессу крыс увеличивалось в 2,0 и 1,6 раза соответственно по сравнению с данными контрольных групп животных.

Таким образом, показано, что предварительное введение крысам Семакса уменьшает макрофаго пролиферативные и деструктивные процессы в функционально активных зонах селезенки у крыс (через 1 час, на 3-й сутки после стрессорного воздействия), что свидетельствует о способности Семакса уменьшать неблагоприятное влияние одночасовой эмоциональной нагрузки на макрофаго-пролиферативные и деструктивные процессы в функционально активных зонах этого органа. В частности, доказано, что у активных крыс этом эффект был выражен в несколько большей степени, чем у пассивных животных.

Статья