Реализация федеральных целевых программ как инструмент управления региональной политикой

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ становления и развития программно-целевого планирования и управления, который является оптимальным инструментом реализации социально-экономической политики страны.

Федеральные программы развития регионов, бюджетная политика, административные реформы

Короткий адрес: https://sciup.org/14875764

IDR: 14875764

Текст научной статьи Реализация федеральных целевых программ как инструмент управления региональной политикой

Нововведения в сфере федеральных программ развития регионов никак нельзя рассматривать без предпринимаемого в течение последних лет правительством улучшения качества программноцелевого планирования и управления страной [1]. Содержание современного этапа развития в этом направлении можно выявить на основе проведенного анализа специального доклада Минэкономразвития России «О совершенствовании методологии разработки федеральных целевых программ и повышения эффективности их реализации». Потребность соответствующих новаций связывалась с двумя главными причинами: проведение административных реформ, которые предусматривают формулировку базовых функций министерств и ведомств в виде целевых задач; изменение в бюджетной политике. Реализация данных рекомендаций касается многих аспектов бюджетного финансирования, а именно: определение приоритетов в развитии структуры государственных инвестиций; усиление адресности и повышение прозрачности расходов; отбор и контроль реализации инвестиционных проектов; изменение бюджетной классификации и т.д.

В докладе говорилось, что, работая в соответствии с предложениями Всемирного Банка, Правительство России уже добилось ряда положительных изменений в процедурных вопросах формирования и реализации федеральных целевых программ. В это же время, в докладе были выделены серьезные проблемы, которые связаны с поздним заключением государственных контрактов и перманентными задержками с распределением бюджетных средств государственным заказчикам. Не удается также наладить эффективную координацию вовлеченных в выполнение программных мероприятий десятков федеральных органов власти, которые представляют разнообразные социальноэкономической сферы. Данная межведомственная разобщенность довольно сильно распространена в практике территориального управления.

ГРНТИ 06.61.00

Лаша Омарьевич Какава – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Что касается результатов федеральной целевой программы, то тут непросто дать даже ее общую оценку. Программная дисциплина остается настолько низкой, что отчетность по реализации некоторых программ в федеральное правительство просто не поступает. В этой связи, вопросы улучшения работы федеральных целевых программ остаются в повестке федерального правительства, и, помимо традиционных мероприятий, которые связаны с усилением ответственности государственных заказчиков, прозвучало предложение по привлечению к реализации госпрограмм частных управленческих компаний.

Следует отметить, что инструменты федеральной региональной политики, которые имеют неоспоримые содержательные и методические особенности, не интересуют реформаторов, вследствие чего перемены, которые коснулись и этих программ, получили негативную направленность [2]. Произошло фактическое выхолащивание преставления о целевой программе, как об особом механизме социо-экономического управления. Данная особенность заключается в теоретически строгом понимании программы, как целого комплекса разнообразных мероприятий, которые четко взаимоувязаны по целям, срокам и ресурсам. Другими словами, современная трактовка изучаемого инструмента регулирования приблизилась к обычному пониманию программы, как элементарного перечня рутинных действий.

В соответствие с установкой по сокращению общего количества федеральных целевых программ, существовавшая тенденция к наращиванию объема федеральных программ регионального профиля в последнее время изменилась в сторону резкого сокращения программ, сопровождающихся увеличением пространства программных мероприятий. Региональная ориентированность программ при условии дискриминационного распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетом стала для региональных властей инструментом частичной компенсации, так как они дают регионам право на получение из федерального бюджета дополнительных средств на региональные нужды [3].

Помимо федеральных программ развития регионов, сами субъекты Российской Федерации занимаются разработкой программ своего социо-экономического развития [4]. Данные программы получили широкое распространение в связи с тем, что органам управления дается право самим решать вопросы использования программно-целевого метода. Администрации регионов справедливо считают, что, в условиях высокого уровня централизации бюджетных ресурсов, регионам, которые решают серьезные задачи своего развития на базе целевых программ, никак не обойтись без федеральной поддержки. Правительство ввело порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий программ, которые имеют федеральное значение и предлагаются к финансированию с использованием средств из федерального бюджета.

Что из себя представляет типовой макет программы? Это довольно подробное, но далекое от должной четкости изложение структуры субфедеральной программы, а также рекомендаций, которые касаются содержания каждого ее раздела. Согласно рекомендациям, каждая программа должна обладать паспортом, в котором отражаются самые краткие сведения о ней, ее основные параметры. Формирование программы нужно начинать с раздела, который посвящен обоснованию необходимости ее разработки. Но связанные с данной темой вопросы остаются без внимания. Обоснованность, по сути, подменяется рутинным описанием региональных инструментов.

Все начинается с формирования традиционного массива информации, который характеризует социо-экономическое положение региона. Эта статистика должна быть дополнена ретроспективным обзором его социо-экономического развития, представляющим собой обычный набор хронологических таблиц, показывающих долголетнюю динамику, в частности, таких показателей, как: ВРП, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционная деятельность, торговля, ЖКХ, цены, финансовое положение предприятий, государственные и муниципальные финансы, оплата труда в разрезе отраслей, занятость и безработица, уровень жизни населения, денежные доходы и расходы населения, социальная сфера, экология. Такой анализ множества региональных показателей нужно усилить сравнением с аналогичными показателями регионов-соседей или регионов, которые сходны с данным субъектом России по специализации и типу хозяйства.

Обоснование программного подхода предполагает продолжить при помощи аналогичного анализа потенциала региона выявление природно-географических и социо-экономических особенностей тер- риторий, которые обуславливают возможности и ограничения их развития. На данной стадии предметом изучения должны выступать такие элементы регионального потенциала, как: природноресурсный, производственный, инфраструктурный, трудовой, бюджетный и т.д. Для более полного регионального анализа нужно произвести оценку эффективности воздействия органов власти на социо-экономическое развитие региона (см.: https://programs.gov.ru). Внимание должно уделяться, по нашему мнению, следующим вопросам: реализуемым в пределах изучаемой территории федеральным, региональным и муниципальным программам; суммарным расходам бюджетов всех уровней на территории региона; договорам и соглашениям о разграничении предметов ведения и полномочий вышестоящих органов власти, которые уточняют доходные источники и расходные полномочия региона; возможностям применения фискальных мер.

На финальном этапе обоснования необходимости в создании программы по типовому макету, по нашему мнению, происходит реализация ключевых идей всего документа. Следующий раздел макета посвящен: целям; задачам; средствам; этапам реализации программы. Выделяется, что обоснованием всего этого призван стать полученный ранее фактический материал, который раскрывает проблемы в социо-экономическом положении региона и потенциал его развития. Затем появляется и другое важное в программно-целевом подходе понятие – приоритеты, на базе которых и должны формироваться будущие цели и задачи. Рассматриваемые макетные рекомендации нацеливают разработчиков программы на ее поэтапную реализацию. На первом этапе происходит решение задач по преодолению сложившегося кризисного состояния экономики и социальной сферы региона.

Затем идет раздел, заявленный как система программных мероприятий. Но в очередной раз в макете происходит замена понятий. Так, в разделе характеризуется самая общая форма представления программных мероприятий, а именно [5]: описание каждого из них направлено на затрагивание целей, планов действий по ее достижению; дается планируемый физический объем производства; описываются ожидаемые результаты; характеризуются объем и структура финансирования, предполагаемая эффективность.

Для включения мероприятий в программу нужно, чтобы они отвечали определенным условиям. В рамках процедуры отбора рекомендуется проверять мероприятия на предмет их целенаправленности, федеральной или региональной значимости, реалистичности осуществления проекта, эффективности. Макет должен обеспечивать координацию мероприятий данной программы с мероприятиями, осуществляемых в рамках других программ. В разделе «ресурсное обеспечение» говорится о необходимости определить общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников, направлений расходования средств и сроков их выделения.

Малоконструктивными выглядят рекомендации раздела, который призван определить организационные, экономические и правовые механизмы выполнения программ. С одной стороны, в основу входит абстрактное требование по соблюдению интересов организаций и субъектов управления, которые учувствуют в реализации программы. С другой стороны, происходит выдвижение сверхъестественных, для реализации любой программы, условий. В отношении организации формирование программы предусматривает схемы, согласно которым высшие исполнительные органы государственной власти совмещают функции и заказчика, и разработчика программы, а утверждаются они региональными законодательными актами. Никаких конкретных рекомендаций по организации управления реализацией программы макет не содержит. Государственные заказчики программы, осуществляющие общее управление, вправе принять решение о создании дирекции, включающей представителей исполнительной власти регионов.

Макет завершается разделом, который посвящен оценке эффективности программы, социо-экономических и экологических последствий ее реализации. По каждой из целей и задач предлагается обозначить качественные и количественные результаты, которые позволят проконтролировать выполнение программных мероприятий. Что касается общей эффективности программы, то она трактуется как складывающаяся из частных эффективностей всех инвестиционных проектов. Оценивая типовой макет в целом, можно сказать, что его реализация позволит скорее составить общий план поддержания инерции экстенсивного экономического роста региона, нежели разработать энергичную целевую программу решения комплекса его проблем.

672 с.

Список литературы Реализация федеральных целевых программ как инструмент управления региональной политикой

  • Евдокимова Е.Н. Теория стратегического управления развитием воспроизводственных процессов в промышленности региона. М.: Горячая Линия -Телеком, 2013. 302 с.
  • Рыкалина О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2016. 226 с.
  • Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития. М.: Аспект Пресс, 2016. 672 с.
  • Россия и ее регионы. Интеграционный потенциал, риски, пути перехода к устойчивому развитию. М.: КМК, 2012. 492 с.
  • Швецов А.Н. Состояние и перспективы программного подхода в региональной политике//Федерализм. 2009. № 4. С. 7-24.
Статья научная