Реализация кластерного подхода в экономике России

Автор: Полякова О.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-4 (14), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены возможности применения кластерного подхода для экономического развития России; определен элементный состав отечественной кластерной политики; выделены преимущества кластеров; определены векторы развития кластеров для ряда регионов страны.

Кластер, кластерная политика, региональная экономика, кластерное пространство, кластерный подход

Короткий адрес: https://sciup.org/140111498

IDR: 140111498

Текст научной статьи Реализация кластерного подхода в экономике России

Проблема кластерного развития экономик ведущих стан мира появилась в 1980-х гг., обусловленная выходом в свет пионерных работ американского экономиста М. Портера [8; 10]. В России, в силу определённых социально-политических и экономических преобразований, интерес к теории кластеров возник сравнительно недавно – примерно 15-20 лет назад. Несмотря на это, отечественные экономисты не только приняли на вооружение данный подход, но и положили его в основу концепций экономического развития российских регионов и территорий.

Неправомерно говорить о том, что кластер представляет собой что-то принципиально новое и неизученное, поскольку в истории экономики нашей страны существовал достаточно успешный опыт территориальнопроизводственных комплексов (ТПК), которые в свою очередь многие современные отечественные исследователи считают российскими аналогами кластеров. В последнее время администрации многих российских регионов обращают внимание на преимущества проводимой на Западе кластерной региональной политики, и в связи с данной тенденцией в одних регионах кластеры начинают создаваться практически с «нуля», а в других – путем модернизации и реформирования существующих региональных хозяйственных комплексов.

Тем не менее, в силу специфики и особенностей каждого из российских регионов нужно понимать, что создаваемый кластер будет успешно работать там и только там, где учтены эти особенности и просчитаны всевозможные пути развития региональных кластеров на несколько шагов вперед.

Кластер можно рассматривать как экономическую категорию с двоякой природой, а именно: с одной стороны, он выступает как следствие объективного процесса – общественного разделения труда, т.е. дифференциации различных видов трудовой деятельности в результате развития производительных сил; с другой стороны – формирование организационных структур в рамках кластера является необходимым требованием рыночных отношений (рынка) для достижения конкурентоспособности, т. е. имеющее и субъективное начало [1; 2].

В России кластерный подход широко представлен в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [9]. В качестве одной из приоритетных целей Концепция-2020 ставит переход к инновационной экономике. При этом, как предполагается, этот переход будет осуществлен в два этапа.

На первом этапе (2008-2012 гг.) планируется расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

Одновременно, должны создаваться условия для формирования ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России. Именно через эти «точки роста» должна быть осуществлена цель второго этапа (2013-2020 гг.) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии).

В ряде прогнозов развития экономики России выделяют и третий этап, охватывающий период с 2021 г. и дальнейшую перспективу. Данный этап предусматривает структурно-инновационную модернизацию всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы. В кластерах национальной инновационной системы будет осуществляться генерирование массового воспроизводства нанотехнологий, оптоэлектронных и информационных технологий, биотехнологий и технологий генной инженерии, энергетических технологий с использованием ядерных реакторов и водородного топлива [7; 11].

Можно говорить о том, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер, имеющий отраслевой характер, приводит в силу этой особенности не к спонтанной концентрации разноплановых научных и технологических изобретений, а к возникновению устойчивой системы распространения новых знаний и технологий. Именно формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера выступает как катализатор трансформации изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества [3; 6].

Общий же принцип формирования и реализации кластерной политики в области инноваций должен включать в себя следующие составные элементы: выявление потенциальных базовых элементов инновационного кластера и определение их количества; определение точек роста инновационного кластера; анализ эффективности системы взаимодействий между потенциальными элементами кластера; разработка программы создания недостающих основных элементов кластера; разработка программы установления эффективных связей между элементами кластера; создание эффективной системы венчурного финансирования компаний; формирование базы перспективных инновационных проектов; выявление потребности промышленных компаний в конкретных инновационных разработках; формирование системы взаимодействий между базами разработок и потребностями промышленных предприятий [1].

Эффективность функционирования кластеров обусловлена, в первую очередь, тем, что создание, внедрение, переработка и разностороннее использование инноваций происходят непрерывно, что создаёт большую конкурентоспособность производимой продукции и конкурентоустойчивость входящих в него предприятий; формируется единая внутрикластерная инновационная среда и инфраструктура.

Наиболее значимые преимущества кластерных технологий заключаются в том, что они: представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере; имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия – участника кластерного проекта; обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально-экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнёрства; создают высокий потенциал для формирования особых экономических зон всех видов [4; 5].

Формирование кластеров не только позволит успешно решить отраслевые задачи, но и будет способствовать многополярному распределению «точек роста» по территории страны, тем самым обеспечивая сбалансированное территориальное развитие на основе появления новых центров инновационного роста. Поэтому для реализации вектора модернизации отечественной экономики на базе кластерных принципов необходима разработка обоснованной политики, включающей детальный механизм формирования и государственной поддержки кластеров применительно к российским условиям.

Причём, следует отметить, кластерный подход будет иметь успех особенно в области так называемых «прорывных» технологий – проектирование и производство изделий специального и научного прецизионного машиностроения, микроэлектроники (и вообще электронной техники), изделий медицинского приборостроения и т.д.

В Омской области будет создан кластер биомедицинских технологий и медицинского приборостроения. Данный кластер будет формироваться на базе частно-государственного партнёрства. В Ульяновской области кластер создаётся на базе традиционной отрасли – авиастроения.

Отметим, что на сегодняшний день разработаны модели 19 территорий инновационного развития регионов России. Условно можно выделить основные векторы развития, которые выполняют особую роль на этапе преобразований и отражают особенности, опыт и потенциал регионов России.

Для Московской области – это создание промышленных округов и технопарков различной типологии в границах муниципальных образований и выполнение пилотного проекта по практической реализации элементов национальной инновационной системы. В 2010 г. было принято решение об организации и обеспечении функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов (инновационный центр «Сколково») [3].

Для Урала – региональные промышленные холдинги с широким участием отраслевой науки и промышленные парки.

Для Липецка – региональные экономические зоны различной типологии.

Для Саратова – региональные научно-технические кластеры в области биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий.

Для Белгорода – региональная программа развития наноиндустрии и определение высшей школы в её реализации.

Для Самары – кластерная политика как основа развития региона и др.

В целом, можно утверждать, что вектор развития экономик регионов и отдельных территорий, а, значит, и России в целом будет осуществляться по кластерному принципу. Таким образом, в ближайшее время кластеры будут определять инновационный вектор развития экономики страны, обеспечивая тем самым эффективность общественного производства, качественно улучшая его основные параметры.

Список литературы Реализация кластерного подхода в экономике России

  • Бочкова Е.В. Кластер как институциональная структура в системе территориального разделения труда: автореф. дисс.… к.э.н./Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012.
  • Бочкова Е.В. Кластер как институциональная структура в системе территориального разделения труда: дисс.… к.э.н./Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012.
  • Бочкова Е.В. Концептуальные основы и экономическая сущность территориального разделения труда//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. №7. С. 8-12.
  • Бочкова Е.В. Методика расчёта мощности кластера в повышении эффективности национального производства//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. №9. С. 30-36.
  • Бочкова Е.В. Нормативно-правовой механизм формирования кластерных структур в России//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. №8. С. 7-14.
  • Бочкова Е.В. Построение кластерной модели экономики: зарубежный и российский опыт//Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов/под ред. В.А. Сидорова. Краснодар, 2014. С. 44-52.
  • Бочкова Е.В. Потенциал кластерного подхода в контексте построения национальной инновационной экономики//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. №5. С. 10-15.
  • Бочкова Е.В. Формирование кластеров в экономически развитых и развивающихся странах Азии//Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов/под ред. В.А. Сидорова. Краснодар, 2013. С. 32-37.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М., 2008
  • Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. М., 2006.
  • Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учётом мировых тенденций/Б. Кузык, В. Кушлин, А. Петров, Ю. Яковец. М., 2006
Еще
Статья научная