Редкие и локально распространенные виды птиц России в бассейне Верхнего Бикина (север Приморского края)
Автор: Михайлов Константин Евгеньевич, Коблик Евгений Александрович, Шибнев Юрий Борисович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 7 т.6, 1997 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140148774
IDR: 140148774
Текст статьи Редкие и локально распространенные виды птиц России в бассейне Верхнего Бикина (север Приморского края)
° Палеонтологический институт РАН, ул. Профсоюзная, 123, Москва, 117647, Россия
-
2) Зоологический музей Московского университета,
ул. Большая Никитская, 6, Москва, 103009, Россия
-
3) Заповедник “Кедровая Падь”, Россия
Поступила в редакцию 20 января 1997
С 1993 Бикинская орнитологическая группа ведет обследование верхнего бассейна Бикина — рефугиума нерасчлененных массивов первичной темнохвойной тайги на юге русского Дальнего Востока. Уже опубликованы первые сведения об авифауне горных районов, ранее неизвестных орнитологам (хр. Коенини: Хорско-Бикинский водораздел — Коблик, Михайлов 1994; Михайлов, в печати). В настоящей статье мы приводим материалы по редким и малоизученным видам с прерывистым ареалом.
В 1995 обследованы: верховья Бикина от р. Килоу до р. Аника (27 мая-12 июня), долины Малой Светловодной (18-21 июня), Ключевой и Правой Ключевой (26 июня-6 июля), нижней и средней Зевы (14-26 июля), горы Арсеньева и Моховая.
В 1996 продолжили обследование горных ландшафтов Центрального Сихотэ-Алиня на Зевско-Килоуском плато (от истоков Зевы до истоков Светлой, 900-1400 м н.у.м.; 6-30 мая и 18-24 июня) и на хр. Коенини (г. Сухопадная, 1000-1746 м н.у.м.; 2-14 июля), а также бассейна верхнего Бикина (реки Плотникова и Хвоянка; долина средней Зевы). Предприняли перевал через осевой хребет Сихотэ-Алиня и спуск к побережью Японского моря по долине Бурливой и Каменки (30 мая-12 июня).
Каменушка Histrionicus histrionicus. Достоверные сведения о южных границах гнездования каменушки относятся к Северному Сихотэ-Алиню (верховья рек Хунгари, Шелеховой, Мачтовой, Ботчи, Коп-пи — Иванов 1976). В небольшом числе гнездится по таежным верховьям многих речек бассейна верхнего Бикина. 12 июля 1996 в верховьях р. Плотникова, текущей по каменистому ложу, мы дважды видели уток с двумя пуховичками (маленькими и подросшими). В сходных стациях встретили одиночных самок (вероятно, еще без птенцов) 28 июня 1995 в верховьях Правой Ключевой и 26 июня 1996 в верхнем течении Зевы. В начале июня 1995 (т.е. сразу после прилета каменушек) на участке Бикина между реками Килоу и Ада мы зарегистрировали не более 40 этих птиц в группах из 3-15 особей. Лишь треть из них составляли самки. Поскольку ниже и выше по Бикину каменушки в это время не встречены, то указанное ко-
Рус. орнитол. жур. 1997 Экспресс-выпуск №7 Э личество, по всей видимости, является примерной оценкой количества каменушек, размножающихся на речках бассейна верхнего Бикина. Первые обособившиеся пары отмечены в среднем течении Кил оу 30 мая 1995 и в верховьях Зевы 24 мая 1996, по меньшей мере на 3 нед. позже появления в этих местах других видов уток.
Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus. Бассейны Бикина и Имана являются основными рефугиумами этого исчезающего вида (Бочарников 1990). Однако, в противоположность бытующему мнению, чешуйчатый крохаль редок в бассейне верхнего Бикина. Мы не встретили его выводков по обеим ветвям Ключевой (один выводок Mergus sp. отметили в слиянии Правой и основной Ключевых), по Малой и Большой Светловодным, Хвоянке, Плотникова и самому Бикину выше впадения Ады. На Бикине между реками Светловодной (Улунгой) и Хвоянкой, как и на Зеве, заметно преобладают выводки большого крохаля М. merganser (на других притоках последний вид тоже отсутствует). Не гнездится М. squamatus и на плато Сихотэ-Алиня в верховьях Зевы (большой крохаль здесь немногочислен). По Бурливой в июне 1996 встречен один выводок и две одиночные птицы (до вида не определены). Таким образом, гнездящиеся на Бикине чешуйчатые крохали (около 200 пар — Бочарников 1990) сосредоточены преимущественно в средней части реки, между поселками Красный Яр и Охотничий. Часть самцов, по-видимому, действительно линяет в протоках верхнего Бикина: в конце мая 1995 группы еще не летающих самцов (от 7 до 20 особей) отмечены на участке между реками Плотникова и Килоу.
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. Не встречен в 1992-1996 на среднем Бикине — от пос. Верхний Перевал до пос. Охотничий. Одиночные молодые и взрослые птицы неоднократно наблюдались в мае-июле 1995 и 1996 в верхней части Бикина, от Светловодной до Килоу (всего около 10 встреч, большинство около устья Зевы). В течение трех дней сплава, 19-21 июля 1995, пара взрослых орланов не покидала 10-км участок в каньоне среднего течения Зевы. Гнездование здесь орланов вполне возможно, что подтверждается сообщениями местных охотников. 13 июня 1996 гнездо белохвоста с одним уже оперенным птенцом, расположенное на большом старом тополе, обнаружили у побережья Японского моря в устье Каменки.
Дикуша Falcipennis falcipennis. По-видимому, населяет весь бассейн верхнего Бикина, за исключением большого, радиусом в 1520 км, вторично осветленного “пятна” березово-лиственничных лесов вокруг пос. Охотничий. В 1995 и 1996 мы нашли дикушу по Ключевой, в верховьях Бикина (сопки вдоль р. Правый Бикин), по Аде, а также в среднем и верхнем течении Зевы (Сихотэ-Алинское Л Рус. орнитол. журн. 1997 Экспресс-выпуск № 7
плато) вплоть до “островков” ельников у вершины горы Кузнецова (1293 м н.у.м.). В старовозрастных елово-пихтовых лесах верховий Зевы в мае 1996 на участке размером 0.5х0.5 км токовало не менее 3 самцов.
Черный журавль Grus monacha. Бассейн Бикина рассматривается как район наибольшей концентрации черных журавлей на Дальнем Востоке (Флинт 1987), причем все ранее обнаруженные здесь его гнездовые поселения приурочены к среднему и нижнему течению реки (около 50 пар, две трети которых ежегодно гнездятся — Пу-кинский и др. 1982). Обследованное нами в мае 1996 поселение черных журавлей на горном (900-1100 м н.у.м.) заболоченном плато Сихотэ-Алиня в верховьях Зеи является, вероятно, самым “высоким” из известных мест гнездования этого вида. На пяти верховых болотах (марях), не менее 10 км2 каждое, обнаружено по крайней мере пять пар. Гнезд мы не нашли, однако поведение птиц указывало, что часть их все же загнездилась, несмотря на позднюю и затяжную весну. Ландшафтно-биотопический анализ карты местности позволяет предположить, что локализованные гнездовые поселения черного журавля тянутся по всему Сихотэ-Алинскому плато от истоков Зевы на север, до истоков Килоу и Пей; в частности, журавли должны быть обычны в труднодоступных районах междуречья рек Килоу и Сагды-Биасы.
Рыбный филин Ketupa blakistoni. Бассейн Бикина рассматривают как главный резерват вида в Северной Азии (Пукинский 1993), причем гнездится он здесь почти исключительно вдоль собственно русла реки, преимущественно в ее среднем течении. В бассейне верхнего Бикина пара рыбных филинов известна нам из района пос. Охотничий (их присутствие подтверждено в 1993, 1995 и 1996). Выше по Бикину достоверно не обнаружен, но не исключено его гнездование в районе впадения Килоу в Бикин. Мы ни разу не слышали крики рыбного филина по рекам Ключевой (Бочелазе) и Малой Светловодной (Чинге) в 1995 и по Зеве в 1995-1996. В июле 1993 единственный крик отметили на Большой Светловодной (Биомо). 13 июня 1996 одна птица кричала в течение 5 мин в устье Каменки, у побережья моря. Статус пребывания здесь рыбного филина неясен.
Пестрогрудая мухоловка Muscicapa griseisticta. Это один из наиболее спорадически распространенных видов воробьиных Восточной Сибири и Дальнего Востока. В бассейне Бикина мы обнаружили пестрогрудую мухоловку в гнездовое время только в “пятнах” зрелых лиственничников (многие из них пирогенного происхождения) на участках выположенного каменистого плато, развитого в междуречье Бикина и Ключевой, по правому берегу Зевы и в междуречье Бикина и Кил оу. За три сезона мы встретили этот вид не более 15 раз: в 1993 — в районе пос. Охотничий (1 особь, 27 июля); в 1995 — напротив р. Санькин ключ (3 поющих самца, 27 мая), в месте слияния Бикина и Килоу (обычна, 28-29 мая) и в нижнем течении Зевы (кочующие молодые, 14 июля); в 1996 — в верховьях Зевы (1 особь, 23 мая). Во всех случаях мухоловки держались на прогалах и пели на вершинах лиственниц (часто усыхающих). У Килоу 28 мая пара строила гнездо также на лиственнице. В гораздо более обширных массивах темнохвойной тайги, по долам рек, но также предпочитая прогалы в устьях ключей, обитает только сибирская мухоловка М. si-birica (обычна), гнездящаяся и в лиственничниках. До самых верховий Бикина, по пойменному лесу, проникает и ширококлювая мухоловка М. latirostris. На пролете, до первых чисел июня, все три вида могут быть встречены в совместных стайках. Отметим, что некоторые особи ширококлювой мухоловки также имеют слабые пестрины на груди, и при отсутствии навыка их можно спутать с пестрогрудой мухоловкой.
Рыжая овсянка Emberiza rutila. Еще один спорадически распространенный вид, связанный в гнездовое время с осветленной тайгой бассейна верхнего Бикина. Очаг концентрации рыжей овсянки (многочисленные рыхлые поселения) совпадает с большим, радиусом в 15-20 км, “пятном” вторичных березово-лиственничных лесов /Г Рус. орнитол. журн. 1997 Экспресс-выпуск № 7
вокруг пос. Охотничий (“пятно” окружено массивами первичной гемнохвойной тайги, где эта овсянка отсутствует). Кроме того, она гнездится отдельными парами и изолированными поселениями из 23 пар по вкраплениям “альпийского” типа (с черемицей, разнотравьем, багульником) у верхней границы леса (900-1200 м н.у.м.) по полосе среднегорий Хорско-Бикинского водораздела, где встречена в июне-июле в районах гор Сангели, Купола, Арсеньева, Сухопад-ной и Моховой. В то же время, по-видимому, не обитает на заболоченном плато Сихотэ-Алиня в верховьях Зевы, где в мае 1996 встречены лишь единичные самцы.
В 1995-1997 наши исследования поддержаны Национальным географическим обществом США; грант № 5427-95.