Редкое изображение Зеленой Тары в фонде наследия Рерихов Государственного музея Востока

Автор: Титова Мария Алексеевна

Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir

Статья в выпуске: 1 (5), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию статуэтки Зеленой Тары из коллекции семьи Рерихов. В пантеоне тибетского буддизма Зеленая Тара относится к категории бодхисаттв, к ней обращаются как к целительнице и утешительнице, способной облегчить страдания всех живых существ. На примере этого произведения рассматривается ряд вопросов: художественные традиции, которые легли в основу стилистики поздней металлической скульптуры Гималаев; представление о повседневном быте мастеров и их заказчиков; иконографическая логика, которой следует буддийский пантеон. Среди деталей образа Зеленой Тары основное внимание уделяется стилизованному изображению Будды Амитабхи на вершине высокой прически богини. Этот иконографический элемент является определяющим признаком бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. В тибетском буддизме Авалокитешвара выступает в качестве ученика и помощника Амитабхи, поэтому стилизованная фигурка этого Будды может присутствовать в короне бодхисаттвы милосердия. Рядом исследователей Зеленая Тара интерпретируется как женская ипостась Авалокитешвары. Поиск многочисленных аналогов позволил установить, что иконографическая деталь в виде стилизованной фигурки Будды Амитабхи в короне или на вершине прически Зеленой Тары редко встречается в тибетских, китайских, непальских и монгольских статуэтках, изображающих этого персонажа. Автор статьи приходит к следующему выводу. Эта деталь, в сочетании со стилистическими и технико-технологическими особенностями, говорит о том, что создавший ее мастер обладал не только высоким уровнем мастерства, но и выдающимися познаниями в области иконографии буддийских божеств.

Еще

Тибет, буддизм, буддийская скульптура, буддийская иконография, тибетский буддизм, рерихи, металлическая скульптура, искусство гималаев, зеленая тара, будда амитабха

Короткий адрес: https://sciup.org/170198204

IDR: 170198204

Список литературы Редкое изображение Зеленой Тары в фонде наследия Рерихов Государственного музея Востока

  • Reedy Ch. L. Himalayan bronzes. Technology, Style and Choices. L.: Associated University Presses, 1997. P. 71–72.
  • Ibid. P. 61–62.
  • Шоннупэл Г. Синяя летопись. История буддизма в Тибете. М.: Евразия, 2001. С. 284.
  • Там же. С. 471.
  • Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII–XIV вв. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. С. 16; Nath A. Buddhist images and narratives. New Delhi: Books & books, 1986. P. 30–36.
  • Сюаньцзан. Записки о западных странах [эпохи] великой Тан / Пер. Н. В. Александровой. М.: Восточная литература, 2012. С. 75–76.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 96–97; Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 240–241.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 250–251.
  • Essen G.-W. Die Gotter des Himalaya. Munchen: Prestel-Verlag, 1989. P. 73–74.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Указ. соч. С. 156, 163; Елихина Ю. И. Указ. соч. С. 266.
  • Pal. P. Art of Nepal: a Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection. Los Ageles, 1985. P. 108; Schroeder U. Op. cit. P. 334–335.
  • Рерих Ю. Н. Письма. Том II (1936–1960). М.: Международный Центр Рерихов, 2002. С. 146.
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Агни, 1994. С. 149.
  • Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб.: Филологич. фак-т СПбГУ; Нестор-История, 2010. С. 28.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Указ. соч. С. 311.
  • Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М.: Наука, 1975. С. 38, 81–82.
  • См. образец ГМВ КП 55700, инв. №9538 I. в собрании ГМВ.
  • См. образец 2015.500.4.18 в собрании Метрополитен-музея (The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк). – URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38606 (дата обращения: 17.10.2022).
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Указ. соч. С. 323–324.
  • Шоннупэл Г. Указ. соч. С. 443.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Указ. соч. С. 327; Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Указ. соч. С. 38.
  • См. Образец C2005.16.3a-b в собрании Художественного музея Рубина. – URL: https://rubinmuseum.org/collection/artwork/green-tara-2005-16-3 (дата обращения: 17.10.2022).
  • Елихина Ю. И. Указ. соч. С. 260, 262–263.
  • Цултэм Н. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 73, 77.
  • Шоннупэл Г. Указ. соч. С. 284, 317.
  • Там же. С. 470.
  • Reedy Ch.L. Op. cit. P. 56.
Еще
Статья научная