Референдум легитимности - 2012: технологии легитимации результатов выборов президента России. Часть 1

Автор: Нежданов Денис Викторович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 10, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу прошедшей избирательной кампании по выборам президента РФ. В работе подробно рассматриваются нюансы политической стратегии и тактики в обеспечении доминирования представителей действующей власти в политическом пространстве современной России, ставшие реакцией на динамику общественно-политической конъюнктуры.

Избирательная кампания, выборы главы государства, референдум, легитимность

Короткий адрес: https://sciup.org/170166111

IDR: 170166111

Текст научной статьи Референдум легитимности - 2012: технологии легитимации результатов выборов президента России. Часть 1

О чередной виток постсоветского политического цикла в современной России ознаменовался прошедшими выборами президента России. Все проводимые верховной властью в последний год и месяцы, предшествующие голосованию, политические события и реформы политического пространства не имели бы логического результата без утверждения правящей элиты на новый пролонгированный период в соответствии с ранее принятой политической стратегией.

Особое значение в рамках сложившейся политической системы России получил институт Президента, олицетворяющий де-юре и де-факто непререкаемый авторитет политического лидера, политической команды на постсоветском пространстве и представленный тандемом ранее действующего и ныне действующего глав государства. При этом процесс набора необходимого числа голосов во многом стал в современной России технологически сложной, но вполне управляемой процедурой.

Иными словами, юридически результат выборов был предсказуем.

НЕЖДАНОВ Денис

В то же время последствия выборов 4 декабря 2011 г. по избранию депутатов Государственной Думы РФ обнажили весомые риски политической дестабилизации общества, тесно связанные с невысоким уровнем общественного признания их легитимности. Риски неприятия результатов выборов в Госдуму пятого созыва были связаны с опасностью несогласия избирателей с результатами подсчета голосов, противодействием сторонников несистемной оппозиции действующему политическому курсу верховной власти, а также неуправляемым расколом политически активной части электората, демонстрирующей в конце 2011 г. признаки неуправляемости и протеста.

Митинги протеста на Болотной площади в Москве и во многих городах России продемонстрировали недостаточный уровень доверия действующей политической системе и лидерам, ее олицетворяющим, со стороны политически активной части населения России. Это стало тревожным набатом для правящей элиты в преддверии главных выборов завершившегося политического цикла, ставших отправной точкой следующего периода доминирования правящего тандема и соответствующей политической команды.

Таким образом, вопрос о правомочности политического согласия и профилактике общественного протеста после подтверж-дения итогов президентских выборов марта 2012 г. стал основным на повестке дня политической команды тандема.

Стало очевидно, что в целях предот-вращения необратимой дестабилиза ции политической системы власти было необходимо предпринять контрреволю -ционные меры, способные превзойти по эффективности методы «оранжевых рево -люций», оказавших существенное влия-ние на расстановку сил на постсоветском политическом пространстве в первую декаду XXI в. Причем от правильности выбора этих мер, точности и последова тельности их применения с начала дека бря 2011 г. стала зависеть одна из стра тегических целей политического цикла. Все технологии легитимации результа-тов выборов президента РФ как главной политической компании России, завер шившей цикл правления 2004—2012 гг. и ознаменовавшей начало нового цикла, удлиненного за счет пролонгации срока действия вновь избранного президента, можно разделить на три основных блока.

  • 1.    Контрреволюционные технологии. Основная задача объединяемых при помощи данных технологий методов заключалась в нейтрализации, обращении вспять протестных настроений и тенден ций общественно политического раскола, провоцируемых действиями несистемной оппозиции, а также в предотвращении необратимого слияния интересов послед ней с интересами управляемой, или так называемой системной, оппозиции, дей ствующей в рамках определенного ей политического коридора.

  • 2.    Технологии восстановления легитимности института выборов в современной России, легитимации результатов выбо ров, главной целью которых должно было стать признание подавляющим большин ством лидирующего положения В. Путина в сравнении со всеми другими кандида тами на пост главы государства.

  • 3.    Технологии легализации лидерского статуса В. Путина как политика №1 в России, обладающего наибольшим авто ритетом и потенциалом внедрения кон структивных и эффективных методов управления в реализации курса внутрен

ней и внешней политики российского государства.

Применение вышеперечисленных групп технологий должно было обеспечить логическую смену политических лиде ров у кормила верховной власти в стране и предотвратить глубокий общественно политический раскол в российском обще стве. Это становилось возможным за счет признания результатов выборов подавля ющим большинством населения России вне зависимости от их оценки хода изби рательной кампании по выборам прези дента в 2012 г. в первые же часы подведения итогов голосования. Этот сценарий был воплощен благодаря действиям политиче ской команды В. Путина и Д. Медведева.

Какие именно политтехнологии, PR - ходы и управленческие решения были успешно реализованы, можно пошагово проследить в ходе нижеследующего ана лиза. В кампании по легализации действу ющего правящего режима, сопряженной с легализацией результатов выборов 2012 г., был использован целый ряд политических технологий.

Первая группа технологий, а именно технологии нейтрализации революцион ных и протестных настроений, была тесно связана с дублированием действий неси стемной оппозиции в актуальном инфор мационном пространстве.

Ключевым методом эскалации обще ственного внимания и политического уча стия населения в ходе «оранжевых револю -ций», как показал опыт Украины, Грузии и ряда других стран «молодой демократии», стали митинги, шествия, иные масштаб ные собрания масс людей, активно осве щаемые СМИ. Тем самым несистемная оппозиция, при помощи широкой обще ственной поддержки внесшая раскол в социально политическое единство обще ства, противопоставляла народные массы авторитету действующих политиков и должностных лиц.

В ходе «оранжевых революций» на фоне общественного протеста, вызванного ошибками политического курса действу ющей власти и подогретого обществен ным негодованием, организованным, управляемым и соответствующим обра зом профинансированным, подрывались основы доверия действующей власти, как правило, неспособной противостоять демократическим методами эскалации оппозиции.

Декабрь 2011 г. продемонстрировал правящей элите России болезненность складывающейся политической ситуации, которая потребовала принятия соответствующих мер реабилитации лояльности населения проводимому политическому курсу и изменений в конфигурации дизайна действующей политической системы.

В этой связи было принято решение обеспечивать интеграцию общества не путем подавления протестных настроений, а, напротив, путем еще большего оживления «митинговой демократии», не имеющей юридических последствий, но способной оживить политическое участие населения. Таким образом, вместо подавления протестных настроений, способных подорвать легитимность действующего политического режима, власти приняли решение об организации альтернативных митингов, основная цель которых заключалась в том, чтобы:

– собрать большое число лояльных или играющих роль лояльных граждан, демонстрируя обществу весомость поддержки действующего политического курса более широкими слоями населения, чем те, что были мобилизованы оппозицией;

– отладить и проверить систему поли- тической мобилизации и управляемость системы верхами власти в контексте регулирования политической активности общества на случай противостояния радикальным формам протеста оппозиции;

– расширить электоральную базу для поддержки победы на выборах представителя действующей правящей элиты В. Путина. (С учетом последовательного характера психологии человека был сделан расчет, что, придя на митинг в поддержку В. Путина, человек и в ходе следующего за митингом волеизъявления с пропорционально высокой степенью вероятности будет отстаивать ранее принятое решение о поддержке кандидата.)

После голосования масштабные митинги в поддержку вновь избранного главы государства должны были продемонстрировать широким слоям населения истинность массовости голосования за В. Путина, превосходя в разы все возможные публичные акции оппозиции.

Совершенно очевидно, что подобные акции в поддержку правящего режима и его лидера должны были получить приоритетное внимание СМИ в прайм-тайме и иллюстрировать безоговорочную победу В. Путина в первом и последнем туре президентских выборов.

Статья научная