Регион долгов

Автор: Сатановский Евгений

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Актуальная тема

Статья в выпуске: 2 (70), 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142168735

IDR: 142168735

Текст статьи Регион долгов

 актуальная тема [ 25

ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №02 (70] 2008

Определить точно сумму российских прямых инвестиций в арабские страны нельзя.

На Ближний Восток они попадают через кипрскую офшорную зону, туда же идут деньги из Татарстана, Башкортостана и исламских регионов Северного Кавказа. Эти финансовые потоки в данных российского ЦБ не отражаются, и оценить их невозможно.

EAST NEWS

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Российский бизнес в арабском мире начинается с океана. Рыболовные суда еще в советские времена добывали и перерабатывали рыбу на шельфе Мавритании и Марокко. И до сих пор этот бизнес существует. Но здесь есть проблема: местные правительства обожают замораживать договоры, пересматривать их условия. Два года простояли в испанском порту российские траулеры, арестованные по подложным документам, изготовленным мавританцами. Но в целом направление очень выгодное.

Туристический бизнес уже давно освоил Турцию, Египет, Тунис и Израиль. Сейчас входит в Марокко, Арабские Эмираты, Оман и Сирию. В Египте есть дополнительная точка приложения инвестиций — дайвинг.

Российские деньги вкладываются в недвижимость. В первую очередь это крупные строительные проекты в Обьединенных Арабских Эмиратах, Турции, на Кипре.

Российские корпорации сейчас изучают возможности инвестиций в горнорудную промышленность Марокко, Алжира, Ливии, Турции и Ирана. Дело сложное — эти инвестиции относятся к разряду высокорискованных, пока наши компании ограничиваются покупкой свинцово-цинкового концентрата в Иране.

В 80-х годах прошлого века наши специалисты строили Исфаганский металлургический комбинат в Иране, Измирский — в Турции, Хелуанский и Александрийский комбинаты в Египте, заводы в Алжире. Сей час инвестиции в металлургию прекратились, мы лишь покупаем высококачественную иранскую и турецкую сталь, металл для строительных конструкций.

Нефть и газ — наиболее вероятные сферы крупных российских инвестиций. «Газпром» участвует в осуществлении проекта трубопровода «Голубой поток», который идет по территории Турции. Ведутся долгие и трудные переговоры об участии в строительстве трубопроводной системы «Иран -Пакистан — Индия». Иран не очень-то стремится нас туда пускать, но без нашего опыта прокладки газопроводов в сложных условиях ему обойтись трудно.

Удивительным образом «Газпром» выиграл в конце 2007 года тендер на строительство трубопровода в Ливии. На этот проект претендовали французы и итальянцы. Также недавно был подписан договор с Египтом о реконструкции трубопроводов, идущих параллельно Суэцкому каналу. Обсуждается вопрос о вхождении «Газпрома» в распределительную систему Израиля.

Но все эти проекты не идут ни в какое сравнение с инвестициями советского времени. Мы вложили туда около $100 млрд. И мы потеряли там все: сделанное добро ничего не стоит.

Сейчас в регионе доминируют США, особенно в нефтяной промышленности. Арабы говорят: «Быть врагом Америки опасно, быть другом Америки — опасно вдвойне». Тем не менее, львиная доля арабской нефти и газа принадлежит США.

Зона Персидского залива — это регион инвестиций Японии.

В последнее время агрессивно действует Китай. Особенно в Судане, на который приходится половина из $12 млрд. китайских вложений в этот регион. Приобретают промышленные активы Бразилия и Индонезия.

Германия еще в XIX веке строила железные дороги в Турции. Сейчас ее позиции в этой стране, а также в Иране и на арабском Ближнем Востоке очень сильны.

Франция чрезвычайно активна в бывшей французской Северной Африке, а также в Иране.

Великобритания, хоть и перестала быть колониальной империей, сохраняет свое влияние в арабских странах, особенно в султанате Оман.

Испания активно работает в странах Магриба, а также в Алжире и Тунисе, вкладывается в трубопроводы, идущие из Алжира и Туниса через Марокко и Средиземное море на Пиренейский полуостров.

Даже Украина, Белоруссия, страны Балтии — наши конкуренты на Ближнем Востоке. В советские времена специалисты из этих государств участвовали в проектах нефтяной промышленности, металлургической, энергетике, агрокомплексе. Связи остались, более того, поскольку после распада СССР эти страны не отвлекались на крупные стройки у себя дома, они во многих случаях оказались впереди нас на Ближнем Востоке.

Мы же, по сути, делаем первые шаги к восстановлению своих позиций в этом регионе. К тому же мы испытываем колоссальный дефицит профессиональных кадров — востоковедов и арабистов. Поэтому мы проигрываем. Поэтому теряют позиции «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», все, кто там работает.

И можно только надеяться, что, посмотрев, как действуют немцы, французы, англичане, китайцы, японцы, итальянцы и американцы, наши менеджеры поймут наконец, почему нужно знать регион, местную специфику, включая персоналии. «Новорусский» подход может и хорош в Тамбове или Владивостоке, но совершенно не работает на Ближнем Востоке.

Статья