Региональные особенности сюжетов и бытовых реалий в монументальных поминально-погребальных памятниках Малой Скифии I-III вв. н.э

Бесплатный доступ

Рассмотрены изображения на поминально-погребальных памятниках трех районов крымской Малой Скифии I - начала III вв. н. э., выявлено много новых важных деталей. Их иконография и семантика получают объяснение из религиозных доисламских верований иранских и индоиранских народов, преимущественно - алано-осетинской традиции.

Поминально-погребальные памятники, малая скифия, сюжеты, иконография, региональная специфика, религия иранских народов

Короткий адрес: https://sciup.org/14118100

IDR: 14118100

Список литературы Региональные особенности сюжетов и бытовых реалий в монументальных поминально-погребальных памятниках Малой Скифии I-III вв. н.э

  • Попова Е.А. Об истоках традиции и эволюции форм скифской скульптуры//С.А. 1976. № 1. С. 117
  • Дашевская О.Д. Поздние скифы в Крыму (САИ. Вып. Д1-7). М., 1991. С. 27
  • Волошинов А.А. Новые памятники позднескифской скульптуры из Юго-Западного и Центрального Крыма//Поздние скифы Крыма (Труды ГИМ. Вып. 118). М., 2001. С. 154-155.
  • Попова Е.А. О стилистических и сюжетных особенностях памятников монументального изобразительного искусства Малой Скифии//Вестник МГУ. Серия 8. История. 1989. № 1. С. 88-92
  • Зайцев Ю.П. Неаполь Скифский (II в. до н.э. -III в. н.э.). Симферополь, 2003. Рис. 136-137
  • Чореф М.Я., Шульц П.Н. Новый рельеф САрматского круга//СА. 1972. № 1
  • Чореф М.Я. Два новых рельефа САрматского круга//СА. 1975. № 1
  • Волошинов А.А. Рельеф из Предущельного//Евразия в скифо-сарматское время (Труды ГИМ. Вып. 191). М., 2012
  • Дашевская О.Д. Археологические исследования близ озера Донузлав//АО-1966. М., 1967. С. 214
  • Бабенчиков В.П. Некрополь Неаполя Скифского//История и археология древнего Крыма. Киев, 1957. С. 94-141
  • Дончев С. Восточные параллели преславского и мадарского всадников и сведения о европейских гуннах//У истоков творчества. Новосибирск, 1978. С. 205
  • Яценко С.А. Образы сармато-аланов в искусстве северопонтийских греков//Боспорский феномен: проблемы хронологии и датировки памятников. Ч. 2. СПб., 2004. С. 318
  • Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 161
  • Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. С. 173-175
  • аевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006. С. 465
  • Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М., 2006. С. 140
  • Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев, 1959. № 22
  • Чореф М.Я. Антропоморфная стела и плита с тамгообразным знаком из фондов БахчиСАрайского музея//СА. 1985. № 2. Рис. 2
  • Богданова Н.А. Скифские и САрматские стелы Заветинского могильника//СА. 1965. № 3. С. 233-237
  • Яценко С.А. Сидящий мужской персонаж с сосудом в руке на сакской бронзовой «курильнице» из Семиречья//История и археология Семиречья. Вып. 4. Алматы, 2010. Прим. 32
  • Колтухов С.Г. Укрепления Крымской Скифии. Симферополь, 1999. С. 117-118
  • Богданова Н.А. Скифские и САрматские стелы.; Богданова Н.А. Две стелы из могильника у с. Заветное в Крыму//СА. 1961. № 2
  • Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001
  • Кашаев С.В. Закладная плита с тамгой из Вышестеблиевской Батарейки//Боспорский феномен: проблемы хронологии и датировки памятников. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. СПб., 2004. Рис. 1-2
  • Yatsenko S.A. Tattoo System in the Ancient Iranian World//Tattoos and Body Modifications in Antiquity (Ed. by P. Della Casa, C. Witt) (Zurich Studies in Archaeology 9). Zurich, 2013. Fig. 5,1-2
  • Зубарь В.М. Северный Понт и Римская империя (середина I в. до н.э. -первая половина VI в.). Киев, 1998. С. 88, 113
  • Яценко С. А. Костюм как элемент системы погребального ритуала у сарматов и поздних скифов//Скифо-сибирский мир (искусство и идеология). Тезисы докладов второй археологической конференции. Кемерово, 1983. С. 86-88
  • Яценко С.А. О сармато-аланском сюжете росписи в пантикапейском «склепе Анфестерия»//ВДИ. 1995. № 3. С. 189-190
  • Яценко С.А. Эпический сюжет ираноязычных кочевников в древностях степной Евразии//ВДИ. 2000. № 4. С. 89
  • Липец Р.С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. С. 124-241
  • Яценко С.А. Антропоморфные образы в искусстве ираноязычных народов Сарматии II-I вв. до н.э.//Stratum plus. 2000. № 4. С. 258-259
  • Шульц П.Н. Надгробный рельеф из с. Марьино//Сообщения Херсонесского музея. 1963. Вып. III
  • Цховребов З.Л. К анализу надгробных памятников из Осетии//Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. Информационный бюллетень. 1987. Вып. 13. С. 74
  • Дашевская О.Д. Скифское городище Красное (Кермен-Кыр)//КСИИМК. 1957. Вып. 70
  • Бабенчиков В.П. Некрополь Неаполя Скифского//История и археология древнего Крыма. Киев, 1957. С. 94-141
  • Попова Е.А. О декоративном оформлении склепа № 9 восточного участка некрополя позднескифской столицы//ВДИ. 1984. № 1. С. 129-145
  • Ольховский В.С. Храм святилища Байте III (к семантике формы)//Миф 7. На акад. Дмитри Сергеевич Раевски. София, 2001. С. 119-120
  • Яценко С.А. О преемственности мифологических образов ранних и средневековых аланов//Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. Владикавказ, 1992. С. 65
  • Шульц П.Н., Головина В.А. Неаполь Скифский//По следам древних культур. М., 1951. С. 164
  • Гафферберг Э.Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 231
  • Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. С. 284
  • Шульц П.Н. Исследования Неаполя скифского (1945-1950)//История и археология древнего Крыма. Киев, 1957. С. 89-90
  • Пуздровский А.Е. Крымская Скифия II в. до н.э. -III в. н.э. Погребальные памятники. Симферополь, 2007. Рис. 142,1
Еще
Статья научная