Регистрация полигинии и повторной кладки у восточного болотного луня Circus aeruginosus spilonotus
Автор: Фефелов И.В., Шатилова Т.Л., Малышева В.Ю.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 212 т.12, 2003 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140149569
IDR: 140149569
Текст статьи Регистрация полигинии и повторной кладки у восточного болотного луня Circus aeruginosus spilonotus
В то время как у многих луней, в том числе у номинативной формы болотного луня Circus aeruginosus aeruginosus L., 1758, известна факультативная полигиния, у восточного болотного луня С. aeruginosus spilonotus Каир, 1847 она до сих пор не была зарегистрирована (del Hoyo et al. 1994). По крайней мере, моногамия у него значительно преобладает: до 2001 года среди 47 детально прослеженных нами историй гнездования и при наблюдениях за 140 территориальными парами полигиния у spilonotus не была отмечена даже в годы повышенного обилия корма. Однако в 2001 и 2002 годах нам удалось наблюдать по одному случаю бигинии у этой формы в окрестностях ст. Суховская на юге Иркутской области, где на локальном озёрно-болотном участке регулярно гнездятся 1-2 пары болотных луней.
21 апреля 2001 мы обнаружили на этом участке 2 уже сформировавшиеся пары луней. При последующих посещениях самец одной из пар более не встречался (либо погиб, либо был изгнан вторым). Оставшийся самец образовал бигинное трио с обеими самками, хорошо различавшимися по окраске. Одна из них, несомненно, имела возраст не менее 3 лет, вторая была более тёмной за счёт меньшего возраста или индивидуальной изменчивости. Самец имел возраст не менее 4 лет. 8 мая самки, судя по поведению, уже имели гнёзда и осуществляли демонстративные полёты, которые заметно активизировались, когда в пределах видимости находился самец. Размножение в обоих гнёздах, найденных нами позднее, было успешным: отложено по 5 яиц, вылетели 3 и 4 птенца. Расстояние между гнёздами составляло 170 м, что можно считать нормальным для моногамных пар болотного луня. Судя по насиженности яиц при осмотре гнёзд, обе кладки были начаты практически синхронно, между 7 и 12 мая.
В 2002 году на том же участке поселились 3 самки и 2 самца. Одна пара загнездилась на соседнем озере, а на том, где птицы размножались в прошлом (2001) году, вновь было сформировано бигинное трио.
Составлявшие его самки были очень похожи на прошлогодних, особенно более тёмная, но точно сказать, что это те же самые птицы, мы не можем. Самец явно был другим (также старым), так как существенно отличался по деталям окраски от прошлогоднего.
12 мая 2002 мы нашли гнездо одной из самок с неполной кладкой из 2 яиц. Между 12 и 18 мая (скорее всего, в жаркий ветреный день 13 или 15 мая) куртина тростника, где оно располагалось, выгорела, и самка сделала замещающую кладку в другом гнезде на расстоянии 60 м. 20 июня в нём находились 1-2-дневный птенец и 3 яйца. В тот же день в 200 м было найдено гнездо и второй самки из трио, с 5 птенцами в возрасте 1-2 дней. Таким образом, начало кладки у обеих самок вновь было почти одновременным. Благополучно стали на крыло, соответственно, 3 и 4 птенца. В конце гнездового периода, как и в прошлом году, самец чаще доставлял корм в то гнездо, где было больше птенцов.
Основными причинами наблюдаемой полигинии мы считаем малочисленность оптимальных для болотного луня гнездовых стаций и недостаток самцов в данном районе. Последнее подтверждается и тем, что именно на данном участке регулярно регистрируются смешанные пары, в которых самец принадлежит к форме aeruginosus, а самка - к spilonotus (Фефелов 2000).
Не менее интересным обстоятельством является и очень быстрая повторная откладка яиц первой самкой в 2002 году. Так, Т.Бучек и М.Келлер (Buczek, Keller 1995) пишут, что у болотного луня в восточной Польше промежуток времени между потерей первой кладки и началом повторной составлял 7-15 дней. В нашем же случае, судя по датам вылупления птенцов в повторном гнезде, первое яйцо в нём не могло быть отложено позже 19 мая, т.е. появилось не позднее чем через 7 дней после гибели первого гнезда.