Регулирование научно-технического прогресса - сокращение скорости истощения природной среды
Автор: Мелконян Р.Г.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) Электронный ресурс @vestnik-rsias-online
Рубрика: Антропоэкосистемы в биосфере: обеспечение безопасности, здоровья и качества жизни
Статья в выпуске: 2, 2011 года.
Бесплатный доступ
Ресурсосберегающие технологии оказываются наиболее конкурентно-способными и быстро вытесняют все ресурсосберегающие технологии, включая естественные сообщества биосферы.
Короткий адрес: https://sciup.org/14315468
IDR: 14315468
Текст статьи Регулирование научно-технического прогресса - сокращение скорости истощения природной среды
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Москва, Россия
Regulation of Scientific and Technological Progress - Reducing Natural Environment Depletion Rate R. Melkonyan Sholokhov Moscow State Humanitarian University, Moscow, Russia
Ресурсосберегающие технологии оказываются наиболее конкурентно-способными и быстро вытесняют все ресурсосберегающие технологии, включая естественные сообщества биосферы.
Resource-saving technologies are the most competitive and able to rapidly displace all the energy saving technologies, including natural communities of the biosphere.
В условиях кажущегося изобилия природных ресурсов рыночная экономика неизбежно приводит к максимальной скорости их истощения. Глобальное истощение окружающей среды, прогрессирующей рыночной экономикой может сопровождаться подержанием стационарного состояния и даже видимого улучшения определенных локальных участков на основе разомкнутого круговорота веществ, то есть непрерывного внесения необходимого количества потребляемых веществ и непрерывного удаления отходов. За этот период роста, истощающие ресурсы природы технологический прогресс неизбежно разрушит биосферу, приведя её в непригодное для жизни состояние.
При переходе от генетической эволюции к научно-техническому прогрессу в условиях свободного рынка время смены технологий сокращается до десятка лет и остается намного меньше времени до истощения ресурсов биосферы (времени их антропогенного оборота).
В этой ситуации человечество попадает в состояние кажущегося изобилия природных ресурсов. Истощение ресурсов происходит слишком медленно и не успевает сказываться на технологии.
Ресурсоистощающие технологии оказываются наиболее конкурентоспособными и быстро вытесняют все ресурсосберегающие технологии, включая естественные сообщества биосферы.
Экономический прогресс достигает максимальной скорости и эффективности использования природных ресурсов в условиях рыночной экономики при наибольшем числе конкурентно взаимодействующих технологических единиц (технологических сообществ), решающих определенную задачу. Минимальных размер технологической единицы определяется необходимым для решения задачи радиусом коррелированности предприятий.
Однако в условиях кажущегося изобилия природных ресурсов рыночная экономика неизбежно приводит к максимальной скорости их истощения. Вплоть до настоящего времени практически все открытия и усовершенствования оценивались с позиции того, насколько эффективными они являются в дальнейшем преобразовании природы, т.е. усилении возмущения естественной биоты и окружающей среды.
Отказ от конкурентного взаимодействия и рыночной экономики путем перехода к централизованному управлению в глобальных масштабах может привести к регулированию прогресса и сокращению скорости истощения природной среды.
Однако при наличии связи с внешним окружением, развивающимся на базе свободной конкуренции, централизованно управляемая система теряет конкурентоспособность и вытесняется.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ • «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни»
В стремлении противостоять вытеснению и повысить свою конкурентоспособность централизованно управляемая система в силу малой эффективности использования природных ресурсов может в локальных условиях превзойти максимальную скорость истощения природной среды, развиваемую рыночной экономикой.
Глобальное истощение окружающей среды, прогрессирующей рыночной экономикой может сопровождаться поддержанием стационарного состояния и даже видимого улучшения определенных локальных участков на основе разомкнутого круговорота веществ, т.е. непрерывного внесения необходимого количества потребляемых веществ и непрерывного удаления отходов.
Этот принцип используется природой для поддержания жизни отдельного организма.
Для того чтобы ресурсоистощающие технологии в условиях свободного рынка потеряли конкурентоспособность по сравнению с ресурсосберегающими, необходимо, чтобы время оборота используемых ресурсов окружающей среды было бы намного меньше времени смены технологии. Принимая в качестве времени смены технологий величину порядка десяти лет, получаем, что время оборота всех используемых ресурсов должно быть не более года.
Между тем, время истощения большинства не возобновляемых ресурсов энергии и материалов имеет порядок сотен и тысяч лет.
Для сокращения времени оборота технологических ресурсов необходимо либо увеличить скорость их потребления в сотни раз, либо в сотни раз сократить количество используемых ресурсов, т.е. необходимо или быстро израсходовать не возобновляемые ресурсы, или отказаться от их использования. Только после выполнения этих условий экономика автоматически станет «экологичной».
Переходя к ресурсосберегающим технологиям за счет увеличения скорости потребления ресурсов в сотни раз (на что фактически настроена современная цивилизация) – это нереально!. Оно могло бы привести к положительному результату только в том случае, если бы увеличение скорости произошло за достаточно малое время, в течение которого прогресс не успел бы заметно исказить биосферу, окружающую среду и биоту. В действительности указанный прост потребления неизбежно будет растянут во времени.
За этот период роста, истощающие ресурсы технологический прогресс неизбежно разрушит биосферу, приведя ее в непригодное для жизни состояние.
Список литературы Регулирование научно-технического прогресса - сокращение скорости истощения природной среды
- К.С. Лосев и др. Проблемы экологии России, Москва, ВИНИТН, 1993. 343 с.