Регулирование норм семейного и наследственного права в период сословного представительства

Автор: Липунова Л.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 11-1 (30), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140116713

IDR: 140116713

Текст статьи Регулирование норм семейного и наследственного права в период сословного представительства

Судебник 1497 г. или Судебник Ивана III принято считать первым крупным сводом законов после периода феодальной раздробленности. Тогда государство только освободилось от ордынского ига и уверенно укреплялась Московская власть. Для общества назрела необходимость детальной регламентации их прав и обязанностей в мирное время.

В судебнике 1497 года в сфере наследственного права наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследника. Наследники по завещанию могли предъявлять иски и отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания, подтверждающего эти обязательства (доклады и записи). Наследники же по закону искали и отвечали по таким обязательствам «без доклада» и «без записи».

Основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. Наследственные права дочерей были малы, они получали наследство, только если не было сыновей, но при этом они наследовали не только движимое имущество, но и земли [3, с. 37]. Незаконнорожденные дети не могли усыновляться, а значит, и лишались наследства.

Нормы семейного права находились под влиянием обычного и церковного права. По Судебнику Ивана III устанавливался максимальный и минимальный возраст для вступления в брак, причем для женщин и мужчин по- разному. В семье главенствующую роль занимал мужчина. Как подтверждение этому, жена получала статус мужа при бракосочетании. Однако, как справедливо отметила Е. И. Колычева, вряд ли можно считать это полностью новым: «…и раньше вольная жена холопа находилась в фактической зависимости от холоповладельца, ее свобода, так же как и оговоренная свобода холопа, через несколько лет попросту забывалась»[2, с.203]. Обязательным условием заключения брака было согласие родителей со сторон обоих брачующихся.

Основным поводом для развода являлось прелюбодеяние женщины. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось лишь в том случае, если оно совершено с замужней женщиной. Другими поводами для развода считались: двоебрачие, бесплодие жены, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь мужа, безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет.

Соборное Уложение 1649г., созданное в период правления Алексея Михайловича Романова, семейное и наследственное право тесно связывает между собой. Причины образования связи различны:

  • 1.    Зависимые категории населения объявлялись «имуществом» и передавались по наследству, зачастую семьями.

  • 2.    Порядок наследования определялся родственными, семейными связями между наследниками и наследодателем.

  • 3.    «Соборное уложение» закрепляет принцип передачи социального статуса по наследству, что означает, что сын наследует положение своего отца, соответственно.

Так, статья 15 главы XVII «О вотчинах» единовременно защищает интересы детей, и регулирует отношения в сфере наследования. В соответствии с ней, если у наследодателя остались «дети глухи и немы», а их братья или сестры «учнут обидить их», вздумав «отлучать» «отцова или матерня имения», то имение, оставленное в наследство «розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был»[1, с.79].

Таким образом, наследственное право органически вырастает из семейного в совокупности с вещным правом, т.е. из необходимости передать имущество по наследству своим родственникам.

Как и во всех предыдущих источниках права в случае наследования по завещанию степень свободы в распоряжении имущества была большей.

Родовые вотчины наследовали сыновья, при отсутствии сыновей -дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на прожиток». Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами рода, к которому принадлежал завещатель.

Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала четверть движимого имущества и собственное приданное.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям, до 1684г. в наследование поместья участвовали боковые родственники.

Степень закрепощения крестьян была очень высокой, поэтому для вступления в брак крепостных крестьян требовалось согласие помещиков.

Юридический статус мужа, как во времена Русской Правды, определял юридический статус жены [4, с.94]. Закон обязывал жену следовать за мужем -на поселение, в изгнание, при переезде.

Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности, при неспособности жены к деторождению.

В отношении детей отец сохранял права главы: он мог, когда ребенок достиг пятнадцатилетнего возраста, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу.

Таким образом, из анализа рассмотренных выше памятников права следует, что правовые нормы о наследственных и семейных правах, закрепленные в Соборном Уложении, лишь развивают правовые нормы

Судебника 1497г. Отличие состоит в том, что Соборное Уложение адаптировало эти нормы права в соответствии с требованиями своего времени.

Список литературы Регулирование норм семейного и наследственного права в период сословного представительства

  • История государства и права России документах и материалах с древнейших времен по 1930г./под ред. Кузнецова И.Н.-М.: научная литература, 1999.-472 с.
  • Колычева, Е. И. Холопство и крепостничество (конец XV-XVI в.) /Е.И. Колычева. -М.: Норма, 1971. -319 с.
  • Маньков, А.Г. Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России /А.Г. Маньков. -Л.: Наука-Пресс, 1980.-187с.
  • Тихомиров, М.Н. О происхождении названия «Россия» /М.Н. Тихомиров.-Вопросы истории. -1953. -№ 11.-С. 93-96.
Статья