Регулирование прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор: Козырев Е.В.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (45), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основы прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь. Раскрыты особенности гражданского и военного законодательства в сфере здравоохранения. Выявлены неопределенности правового регулирования охраны здоровья и медицинской помощи военнослужащим.

Военнослужащие, медицинское право, охрана здоровья

Короткий адрес: https://sciup.org/140265163

IDR: 140265163

Текст научной статьи Регулирование прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь

Правовые гарантии в сфере охраны здоровья для всех граждан России установлены нормами ст. 41 Конституции Российской Федерации [2], имеющей название "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь", где указано:

  • "1 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

  • 2.    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

  • 3.    Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Из анализа указанных норм очевидно, что главные правовые гарантии ля граждан России (как основные права человека) в сфере охраны их здоровья установлены в п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации [2]. При этом автор хотел бы обратить внимание на различие по смыслу и содержанию первого и второго правовых положений в этих нормах Конституции.

Так, право на охрану здоровья и медицинскую помощь дано в нашей стране "каждому", то есть любому человеку, в том числе и не гражданам Российской Федерации. Это соответствует нормам международного права, в том числе гарантиям, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948) [1].

Главный в сфере здравоохранения закон РФ был принят в 2011 г. в развитие правовых гарантий ст. 41 Конституции Российской Федерации [2]: это Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [3] (далее - Закон об основах охраны здоровья), все нормы которого фактически имеют юридическую силу федерального конституционного закона по отношению к нормам всех других федеральных законов об охране здоровья граждан, - в силу прямого указания в ст. 3 данного Закона.

В Законе об основах охраны здоровья [3] есть ст. 25, которая имеет название: "Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья", и выделяет ряд категорий граждан Российской Федерации, чьи права на получение медицинской помощи от государства в той или иной степени связаны с военной службой, то есть с реализацией этими гражданами их конституционной обязанности по защите Отечества. Это вполне объяснимо: государство заинтересовано охранять, в первую очередь, здоровье тех, кто своей службой ему обеспечивает безопасность и суверенитет и, значит, реализацию другими гражданами их прав. А потому медицинское обеспечение военнослужащих требует особого внимания нашего государства.

Ранее и сейчас вопросы охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним граждан регулируются также в ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" [4] (далее - Закон о статусе военнослужащих), которая имеет название: "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Кроме того, в п. 3 и 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих [4] регулируются права на охрану здоровья и медицинскую помощь для тех категорий граждан, которые юридически не являются военнослужащими, но по медицинскому обеспечению реально в той или иной степени приравнены к военнослужащим: для членов семей военнослужащих (по контракту) и для указанной в них части граждан, уволенных с военной службы (по контракту), и членов их семей. А нормы п. 7 ст. 16 данного Закона [4] регулируют порядок финансового обеспечения реализации военнослужащими и другими, указанными в этой статье категориями граждан, их права на охрану их здоровья государством.

Из сравнительного юридического анализа норм ст. 25 Закона об основах охраны здоровья [3] и ст. 16 Закона о статусе военнослужащих [4]

очевидно, что эти нормы обоих федеральных законов содержат ряд правовых неопределённостей по их смыслу и содержанию, так и вступают друг с другом в логические и юридические противоречия (коллизии), что затрудняет их однообразное понимание и применение всеми и, соответственно, ведёт на практике к отказу чиновниками и даже судьями в признании у ряда граждан, уволенных с военной службы (по контракту), и членов их семей факта сохранения ими всех тех прав и социальных гарантий по охране здоровья и на медицинскую помощь из средств федерального бюджета, предоставляемых им через Минобороны России и другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, которые эти граждане приобрели и длительное время имели на военной службе.

Попробуем в настоящей статье рассмотреть и всесторонне исследовать эти правовые неопределённости и коллизии норм, регулирующих право на охрану здоровья для военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим.

  • 1.    Так, из сопоставления норм ст. 25 Закона об основах охраны здоровья [3] и ст. 16 Закона о статусе военнослужащих [4] более-менее понятно, кого из граждан Российской Федерации можно отнести к категории военнослужащих и какие права и социальные гарантии, установленные ст. 16 Закона о статусе военнослужащих [4], эти граждане имеют на военной службе.

  • 2.    Также было бы логично предположить, что к "лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим" хотя бы в таком праве военнослужащих, как "право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих военно-медицинских подразделениях, частях и организациях" - должны быть отнесены все "граждане, уволенные с военной службы" и состоящие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации по первой категории. Ведь государство должно быть заинтересовано в охране здоровья карового резерва своих Вооружённых Сил, для чего это право следует обеспечивать из средств федерального бюджета не только во время военных сборов, но и между ними.

Также понятно, кто из граждан отнесен к категории "членов семей военнослужащих" и "членов семей граждан, уволенных с военной службы", так как это разъяснено в нормах п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих [4]. К ним отнесены: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих [4].

Нормы п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих [4], имеющие ряд правовых неопределённостей и прямо противоречащие по своему смыслу и содержанию правовым гарантиям, указанным в ст. 5 Закона об основах охраны здоровья граждан [3], позволяют правоприменителям относить к "лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим" даже не всех "граждан, уволенных с военной службы (по контракту)", а только лишь офицеров, прапорщиков и мичманов, что фактически разделяет граждан, уволенных с военной службы, в равном праве на охрану их здоровья на средства из федерального бюджета, ставя это в прямую зависимость от их воинского звания и основания увольнения с военной службы.

Это также вступает в прямую правовую коллизию с нормами п. 5 ст. 2 того же Закона о статусе военнослужащих [4], где установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

  • -    военнослужащим и членам их семей;

  • -    гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и

  • органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ, и членам их семей;
  • -    гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

  • 3.    Также, было бы логично отнести к "лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим", хотя бы в праве на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих военномедицинских подразделениях, частях и организациях, гражданских служащих Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. На практике это право так и реализуется. Но на уровне федеральных законов это сейчас не урегулировано.

Список литературы Регулирование прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Гарант (дата обращения: 01.12.2020)
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Гарант (дата обращения: 01.12.2020)
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СПС Гарант (дата обращения: 01.12.2020)
  • Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СПС Гарант (дата обращения: 01.12.2020)
Статья научная