Релевантность сознания и внешняя среда в контексте виртуализации
Автор: Дадахаев М.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье состояние осуществляется философский анализ соответствия двух динамичных сред, каждая из которых меняется в процессе взаимодействия друг с другом: с одной стороны, это сознание, познающее окружающий мир через виртуально-информационную среду; с другой стороны, это сама виртуально-информационная среда, которая охарактеризуется как хамелеонообразная, то есть адаптивная.
Релевантность, сознание, виртуально-информационная среда
Короткий адрес: https://sciup.org/140236627
IDR: 140236627
Текст научной статьи Релевантность сознания и внешняя среда в контексте виртуализации
Современный человек, вовлеченный в информационное пространство повседневного бытия, становится потребителем разного рода медиаинформации и приобретает зависимость от нее [8, c. 498]. Е. Вартанова пишет о том, что «с усилением роли в жизни человека нематериальных факторов
(идей, ценностей, убеждений), в обществе формируется новый тип человека -«человека медийного» («homo mediatus»). Становление и развитие «человека медийного» автор объясняет тем, что индивидуальная картина мира каждого человека в современном мире создается благодаря медиатизированной информации, которая влияет на принятие решений и социальное взаимодействие» [3, c. 12]. Такие люди сходны в том, как ими проявляется и потребляется масс-медийное содержание, формирующее систему ценностей, убеждения, нормы, правила, традиции, модели поведения.
Информационное воздействие (направляемое или хаотическое) приводит человека к стремлению пребывать не в реальном бытие, а в мире информационных фантомов. Даже повседневная, привычная реальность, с которой постоянно сталкивается сознание человека, оценивают уже исходя в основном из опыта и системы ценностей, получаемых от средств массовой коммуникации, от комплекса существующих в обществе информационных технологий [2, c. 109].
Возникновение интернета даёт возможность обеспечить доступ к информационным ресурсам любому человеку, объединить знания, и, следовательно, существенно раздвинуть границы применения достижений науки и техники. Но с другой стороны, большой поток информации, как правило, несущий разнонаправленные трактовки происходящих событий, приводит к тому, что у человека остаётся всё меньше времени на то, чтобы адекватно осмыслить поступающие сведения [4, c. 25].
В результате внедрения современных информационнокоммуникационных технологий кардинально изменился не только мир человека, но и его сознание. Виртуальная реальность стала частью бытия современного человека. В результате информационного воздействия, сознание человека является релевантным (англ. relevant – уместный, соответствующий) виртуальной реальности. В данном контексте актуальной является мысль Л.В. Баевой о том, что «современный человек сегодня уже не классический
Homo Sapiens, а значительно виртуализированный био-социо-электронный субъект, направляющий свою активность не только в социальную, духовную сферу, окружающую природу и мир культуры, но и в новую виртуальную среду, преобразующую своего создателя, формирующую его новые возможности и потребности» [1, c. 12].
Виртуальная реальность представлена миром формул, символов. Она породила качественную трансформацию среды обитания, превратила её в знаковую, экранную, беспредметную. Современный человек погружён реальной многомерностью, вариативностью, динамичностью. В результате общения с виртуальной реальностью, происходит качественная перестройка всего перцептивного аппарата человека [2, c. 164].
Проблема виртуализации социального бытия, претерпевающего в настоящее время существенную трансформацию, следует рассматривать через призму реально-виртуального подхода, разработанного М. Кастельсом. Суть этого подхода содержится в следующем высказывании М. Кастельса: «… вокруг электронной интеграции всех видов коммуникации от типографского до мульти-сенсорного, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности» [6, с. 307].
По утверждению М. Кастельса, «коммуникацонная система – это сама реальность (то есть материальное/символическое существование людей). Эта реальность представляет собой выдуманный мир, образы виртуальности, где внешнее отображение, передающееся посредством экрана, транслирующего и передающего опыт, становится целостностью опыта личности» [6, с. 315].
Анализируя обозначенные концептуальные положения, следует полагать, что новое понятие «реальная виртуальность» демонстрирует сверхчувственную сущность опыта человека, первоначально отраженного в социальном пространстве. Это понятие, по своей сути, применимо при анализе генезиса и эволюции духовной сферы жизни человека и общества как первичного созданного им мира техники, как «второй природы». Вторичным отражением представлено «идеальное», в виде системного свойства, например, в какой-либо коммуникационной системе [5, с. 296].
В настоящее время интернет охватывает весь мир и стирает границы среды общения людей, трансформирует досуг современного человека и его характер труда, выводит на совершенно новый уровень системы образования, раздвигает горизонты культуры. Привлекает в единое информационное пространство миллионы людей, независимо от их места проживания и удаления друг от друга физически. Всемирную Сеть - мощный двигатель современного мира [11, с. 217].
Перспективы развития Интернета представляются сегодня неопределённо. История человечества не знала подобных по размаху и содержанию проектов. Пока ясно только то, что экстенсивное развитие Сети подходит к своему завершению, но набирает силу интенсивная тенденция, которая основана на глубоком и разностороннем эксплуатировании Сети человеком и «эксплуатировании» человека Сетью [10, с. 104].
Однако, существует проблема информационного неравенства, заключающаяся в том, что не каждый человек может практически воспользоваться новыми представленными ему возможностями [7, с. 56]. Причем, данное неравенство определяют, как экономические и инструментально-технологические факторы, связанные с возможностью обеспечения доступа тех или иных пользователей к информационным ресурсам, а также, гуманитарные факторы, зависящие от качеств самого человека. К таким факторам следует отнести информационную культуру личности и информационную компетентность, образованность, а также мотивацию человека, его стремление к познанию и самообучению, развитию своих интеллектуальных способностей. Таким образом, происходит все большая дифференциация людей. Ощутимым становится разделение людей на тех, кто имеет информацию, умеет обращаться с ИКТ, и тех, кто не обладает такими навыками [9]. Следовательно, проблема нерелевантного человека таится в сознании: низкая адаптивность человека к изменению информационной среды; манипуляция сознанием человека; мировоззренческие установки. И поэтому пространства релевантного человека и нерелевантного являются несоответствующими.
Список литературы Релевантность сознания и внешняя среда в контексте виртуализации
- Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012. 117 с.
- Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: монография. Москва, 2016. 242 с.
- Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010. 108 с.
- Бурняшева Л.А., Ким В.М., Горохова И.Ю. и др. Некоторые актуальные вопросы практики функционирования и управления сферой туризма и гостиничного сервиса: монография. Георгиевск, 2014. 152 с.
- Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография. Москва, 2016. 286 с.
- Бурняшева Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии//Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 12-15.
- Гукепшокова М.А., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) как фактор успешного функционирования гостиничного предприятия//Сборник статей «Инновационные процессы в научной среде». 2016. С. 95-97.
- Floridi L. The Fourth Revolution in our Self-Understanding. Philosophy, Computing and Information Science. Pickering & Chatto, 2014. P. 19-24.
- Шевчун В.Н. Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий. Ростов-на-Дону, 2013. 174 с. 10. Шпербер Д., Уилсон Д. Релевантность//Новое в зарубежной лингвистике. 1998. №
- С. 212-233.