Религиозность Петра I в контексте витальной ситуации
Автор: Ружинская Ирина Николаевна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 2 (179), 2019 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается такой феномен личности Петра I, как религиозность. Актуальность и новизна исследования состоит в операционализации подхода - применении методики копинга. Анализируются особенности религиозности Петра I на примере витальной ситуации шторма на Белом море 1694 года. Через воздействие стрессора выявляются факторы религиозного копинга как способа адаптивности личности к витальным условиям. Документальный корпус работы представлен опубликованными источниками. В ходе исследования выявляют копинг-механизмы, транслируемые Петром I в стрессовый и постстрессовый периоды: копинг-ресурсы, копинг-стратегии и копинг-поведение. Автор делает вывод, что витальная ситуация демонстрирует не формальный, а достаточно глубокий уровень религиозности молодого монарха. Но в структуре его религиозности доминировал поведенческий компонент. Выражением этого стали действия Петра I во время шторма и при спасении на территории Пертоминского монастыря. Отличительным свойством личности молодого монарха можно признать высокий ресурс жизнестойкости. Сочетание этих факторов утвердило Петра I в дуализме результата спасения как взаимодействия Бога и Его помазанника (вертикальный копинг). Такая стратегия укрепила монарха в данности Божьего благословения на земные дела христианского самодержца. Примером совместного (горизонтального) копинга в этой ситуации стали взаимоотношения монарха с епископом Афанасием (Любимовым) и лоцманом Антипой. Пример данной витальной ситуации демонстрирует религиозность Петра I в конкретный период его жизни. Для изучения эволюции религиозности необходимо привлечение комплекса аналогичных факторов в иных чрезвычайных ситуациях (война, борьба за власть, потеря близких), а также условиях повседневности. В этом случае можно будет исследовать религиозность Петра I наиболее полно.
Петр i, религиозность, копинг, пертоминский монастырь, православие
Короткий адрес: https://sciup.org/147226423
IDR: 147226423 | DOI: 10.15393/uchz.art.2019.296
Список литературы Религиозность Петра I в контексте витальной ситуации
- Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. Е. Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
- Боханов А. Н. Самодержавие. Идея царской власти. М.: Русское слово, 2002. 352 с.
- Брызгалов В. В., Попов Г. П. «Государева» яхта // Соломбальская верфь, 1693-1862. Архангельск: Арханг. фил. РГО РАН, 1993. 103 с.
- Гурьянова И. В. Взаимоотношения Петра I и религии // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 82-83.
- Двойнин А. М. Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб.: Речь, 2011. 224 с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шик. М.: Наука, 1993. 431 с.
- Иоанн (Экономцев), архим. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху (к анализу церковной реформы Петра I) // Петр Великий: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2003. С. 587-614.
- Каменский А. Б. Петр I Алексеевич // Петр I. Избранное. М.: РОСПЭН, 2010. С. 5-42.
- Кирилл (Сахаров), игум. «Именно с Петра начинается великий и подлинный русский раскол.» // Русская вера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruvera.ru/articles/petra_nachinaetsya_russkiiy_raskol (дата обращения 12.01.2019).
- Малявина С. С. Религиозность личности: поиск структуры содержания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2017. № 45. С. 92-105.
- Попова Л. Д. К истории Пертоминского монастыря // История Отечества. Святые и святыни Русского Севера: Сб. науч. ст. / Отв. ред. архим. Трифон (Плотников). Архангельск: Поморский университет, 2006. С. 118-124.
- Прокушенкова О. И. Религиозность личности как объект научного исследования // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сб. материалов: В 6 т. Т. 3. Владимир: Аркаим, 2016. С. 140-158.
- Симонов А. Н. История канонизации русских святых в конце XVII - первой четверти XVIII в.: Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 2011. 24 с.
- Соколовская И. Э. Роль религиозности при адаптации в условиях психоэмоционального стресса // Научное мнение. 2014. № 6. С. 142-149.
- Харитонова Я. Э. Документы Госархива Архангельской области по истории Спасо-Преображенского Пертоминского монастыря // Отечественные архивы. 2018. № 4. С. 44-51.
- Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 816 с.
- Durkheim É. The elementary forms of religious life. New York: Free Press, 1995. 535 p.
- Folkman S., Lazarus, R. S. An analysis of coping in a middle-aged community sample // Journal of Health and Social Behavior. 1980. No 21. P. 219-239.
- Pargament K. I., Koenig H. G., Perez L. M. The many methods of religious coping: Development and initial validation of the RCOPE // Journal of Clinical Psycholog. 2000. Vol. 56. No 4. P. 519-543.