Религиозные мотивы в современном российском аутсайдерском искусстве: творчество Владимира Зороастрова
Автор: Суворова Анна Александровна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Искусство, образование, наука
Статья в выпуске: 3, 2019 года.
Бесплатный доступ
Обращение к религиозным темам российских художников-аутсайдеров совпадает по времени с периодом поиска новых духовных ориентиров второй половины 1980-1990-х годов. Религиозные образы позволяют художнику Владимиру Зороастрову осмыслить свой жизненный путь и окружающую реальность. В своем творчестве Владимир Зороастров, следуя библейскому тексту, включает в свою свободную интерпретацию религиозных сюжетов образы современной повседневности.
Аутсайдерское искусство, владимир зороастров, современное искусство, религиозные образы в искусстве
Короткий адрес: https://sciup.org/170173951
IDR: 170173951
Текст научной статьи Религиозные мотивы в современном российском аутсайдерском искусстве: творчество Владимира Зороастрова
Религиозная проблематика является одной из наиболее распространенных в творчестве художников-аутсайдеров. Творчество для художников-аутсайдеров часто выступает как возможность передать что-то глубоко личное, скрытое, невидимое или подавленное в реальном существующем мире. Кризисные состояния, часто работающие как «спусковой механизм» обращения к творчеству, развиваются одновременно с поворотом к «первичной» религиозной идентичности1.
У поколения художников-аутсайдеров, творивших на рубеже XX–XXI веков, обращение к религиозной тематике обусловлено кризисом идентичности, как индивидуальной, так и групповой.
После отказа от стратегии секуляризации общества религиозные ценности и практики становятся одним из путей преодоления личных и групповых кризисов идентификации личности на постсоветском пространстве. Эти факторы стимулировали очень активное конструирование идентичности через обращение к институту религии2.
Подходы к осмыслению поля религии у ху-ожников-аутсайдеров различны: от глубокого погружения в религиозные тексты, знание религиозных канонов, часто смысловое и формальное следование им в своих произведениях, до вольной интерпретации, объединения мотивов разных традиционных и новых религий в одном рисунке, свободных вариаций символов и персон-жей, встраивании их в собственный авторский нарратив.
Творческая история Владимира Зороастрова наиболее близка ортодоксальному религиозному дискурсу. Этот художник воцерковлен, его жизненный мир связан со староверческой церковью. В прошлом у Владимира был опыт жизни в монастыре, сегодня он продолжает практику индивидуальных молитв, чтения религиозных текстов. В форме и содержании своих произведений Владимир Зороастров часто обращается к отдельным аспектам православной иконографии и характерным композиционным приемам религиозного искусства. Но идеи произведений, символика и интерпретации канонических сюжетов отличаются у Владимира Зороастрова исключительной индивидуальностью.
Владимир Зороастров родился в 1962 году в Астрахани. В детстве, как он сам рассказывает, искусством не занимался; но в ходе воспоминаний художник говорит о своих предках; а именно тяга деда к изобретательству передалось его детям и внукам. Профессионального художественного образования Владимир Зороастров не получил, хотя его жизнь и пересекалась с искусством. Зороастров вспоминает, что после того, как его не приняли в Нахимовское военно-морское училище, он поступил в Театральное художественнотехническое училище, чтобы получить профессию радиозвукотехника. Мысль о творчестве получила развитие позже, когда у Зороастрова начинает формироваться собственный стиль рисования.
Изменение границ жизненного мира у Владимира Зороастрова с 2000-х годов было связано не только с началом творческой самореализации, но и с процессом глубокого погружения в религиозную культуру. Владимир стал прихожанином единоверческого храма Архангела Михаила в селе Михайловская слобода в Подмосковье, в котором он жил с 2000 по 2006 год и куда сейчас иногда приезжает. На занятия ри-

Фото 1. Владимир Зороастров. Св. Пятидесятница. (Вариант). 2017. Холст, темпера, ПВА. 60 х 50 см. Собственность автора.

Фото 2. Владимир Зороастров. Сергий Радонежский. Битва за веру. 2014. Холст, темпера, ПВА. 95 х 75 см. Собственность автора.
сованием тогда Зороастров берет благословение священника3. Сам Владимир вспоминает тот период своей творческой истории как изобилие сюжетов, которые были на каждом шагу. Пространство жизненного мира в совокупности с глубоко воспринятыми религиозными догматами становятся для Зороастрова основой содержания произведений. Границы жизненного мира у художника сформированы практиками повседневности, но современная культура для Владимира не очень интересна. Жизненный мир Зороастрова обладает, скорее, герметичностью, нежели развернутостью к внешним социальным феноменам. Владимир сосредоточен на религиозном контексте окружающей его повседневности и размышлениях о себе. (Фото 1.)
С границами жизненного мира и повседневными историями прихожан храма, который посещал Владимир Зороастров, связана кар- тина «Св. Пятидесятница». Композиция холста разделена на две страты, подобно иконной доске. В верхней части Зороастров изображает внутреннее пространство храма; в условном интерьере — священники, прихожане и монахи. Сквозь храм прорастают березки — символическое воплощение России. На стенах висят иконы Богоматери и Христа. В нижней части картины изображена деревенская улица с домами на заднем плане и женщинами, размахивающими руками и загоняющими коз домой. Часто такую картину можно увидеть в деревенской России. Художник так комментирует логику произведения: «Тут два состояния — где-то служба идет — каждение, песнопения, а кто-то в деревне (Михайловская слобода) козу строптивую во двор загоняет, всё в одно и тоже время... жизнь»4. (Фото 2.)
Неординарна интерпретация религиозного образа у Владимира Зороастрова и в картине «Сергий Радонежский» (2014). Сюжет карти- ны художник объясняет следующим образом: «Вверху на картинке бой Александра Пересвета с Челубеем и войско Дмитрия Донского, сам он на белом коне. Битва происходит в небе, так как это битва за веру и под благословением прп. Сергия и под иконой Пресвятыя Богородицы. […] На картинке прп. Сергий благословляет войско Дмитрия Донского (одновременно защищает его от стрел), монах Пересвет бьется без доспехов, дабы более длинное копье Челубея пробило насквозь русского воина, и тогда он бы смог достать до врага»5.
Зороастров изображает не историю, изложенную в житии Сергия Радонежского или летописном источнике, а свою индивидуальную вер-сию6. В картине Владимира представлена «брань духовная». Сергий Радонежский, обладающий духовной мощью, масштабирован; он становится главным действующим лицом Куликовской битвы. Его антагонисты — силы зла – обитают в подземном царстве. Иные объекты, события и персонажи: бой Пересвета с Челубеем, войско Дмитрия Донского и он сам на белом коне как бы парят в воздухе. В этой картине Зороастров создает удивительный парадокс: он не нарушает каноны православной церкви, но при этом воплощает новые, глубокие по замыслу, образы.
Фундаментальным в творческой истории Владимира Зороастрова можно считать цикл «Сотворение мира» («Шесть дней творения»), написанный в 2014 — 2015 годы для коломенского Музея органической культуры (Музея традиции). Картины цикла объединены и смыслово, и формально (композицией, масштабным решением, колоритом). Форма, использованная художником, — круг, вписанный в квадратный формат холста. (Фото 3.) По мысли художника, это первооснова, на которой рождается более сложная геометрия.
Логика сюжетной организации открывающей картины этой серии «День первый. Свет», художником объясняется так: «[…] источников света еще не было, мне подумалось о природном электричестве, на картинке атомы, которые сталкиваются, молнии и прочие физические явления. Опять же свет, который исходит из ран Иисуса. На картин-

Фото 3. Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День первый. Свет. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).
ке присутствуют апостолы, так как они получали полноту знания от своего учителя, они были везде и видели все и должны были задавать вопросы об устройстве мира […] Также присутствует рука Бога-Отца, которая тоже имеет рану от гвоздия»7. В канонической трактовке этот момент необычайно лапидарен: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один»8. В интерпретации Владимира Зороастрова в первом дне находится место и для персонажей Нового Завета, и для физических явлений, и присутствия самого художника.
Как описывает сам Зороастров, мир в этот момент еще не обрёл равновесия, пространство не имеет «верха» и «низа». Это объясняет диагональный характер композиции. Цвета в видении художника также символичны, и их интерпретация тоже отличается от привычного толкования: «Черное — это мрак, голубое — вода, силы небесные, волновые электрические явления (в том
8 Библия. Синодальный перевод.

Фото 4. Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День второй. Твердь. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).

Фото 5. Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День третий. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).
числе и цветной квадратик внизу работы — это цветовая матрица)»9. (Фото 4.)
В картине «День второй. Твердь» также превалирует авторская интерпретация и индивидуальный, не обусловленный текстом Библии, круг образов. В каноническом варианте Библии второй день творения воплощен в одном действии — отделении тверди от воды. В версии Владимира Зо-роастрова, День второй наполняется множеством микросюжетов. В трактовке Владимира, твердь — это основа. В композиции использованы все те же геометрические фигуры: круг, вписанный в квадрат. Центральную часть холста занимает «[…] утверждающая всепомогающая рука Господня», рядом с ней Святая Троица и ангелы, а также человек с бесконечной книгой (Евангелием)10. Неожиданно, вне религиозного канона, в нижней части композиции появляются миряне — обычные земные люди: «[…] пожилая женщина, ухаживающая за старой изувеченной собакой (из соседнего дома) и моя мама — символы другой тверди ДОБРОТЫ»11. Художник объясняет, что, по его мысли, именно доброта была в основе сотворения мира, отсюда и ее расположение в нижней части картины. Чернота нижнего пространства с сияющими квадратными оконцами — «некий монолит, в котором есть окна в другие измерения, другие новые понимания и смыслы....»12. (Фото 5.)
В композиции «День третий» изображены суша, моря, реки и «прочие водоемы», а также растительность. Аквариум в центральной части символизирует некоторый объем, который возникает, когда вода начинает отделяется от почвы и образуется суша, на ней «[…] начинают появляться первые признаки жизни — травы, деревья, кустарники, но так как еще нет солнца, то зеленый цвет растительности еще отсутствует. Вода начинает собираться в различных углублениях, образуя озера, мелкие водоемы. Изначально движение воды при разделении было вращательным, поэтому вода имела форму шаров, впоследствии многие из этих шаров стали основами

Фото 6. Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День четвертый. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).
Фото 7.Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День пятый. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).
для звезд […]»13. В этом объяснении удивительным образом объединяются религиозная картина мира и естественнонаучные знания о полезных ископаемых и шарообразной форме воды в «пустоте» (вакууме).
Парящая в черном пространстве неба среди водяных шаров-звезд красная птица — Святой Дух. Необычная интерпретация образа Святого Духа также далека от канонов христианства. Авторская версия касается и глубинных смыслов композиции. В версии Владимира Зороастро-ва борьба добра и зла уже идет в мире: фигуры, символизирующие силы добра и зла, располагаются в углах композиции. (Фото 6.)
В композиции «День четвертый», согласно тексту Библии, свет отделяется от тьмы14. Однако основная линия библейского текста в картине Владимира Зороастрова вытесняется другими мотивами. Символом времени становятся песочные часы, располагающиеся в центре композиции. Зороастров изображает наполнение часов; процесс, когда рукой Саваофа отмеряется нужная порция. Появление растений, по мысли Вла- димира, необходимо, чтобы показать, что светила способствуют фотосинтезу у растений, они обретают цвет: «всё украсилось и засияло». Необычные цветные линии в нижних углах композиции — это «энергии, которые бушуют повсеместно», а в верхних — «небесные силы радуются происходящему рождению нового мира»15. (Фото 7.)
В композиции «Пятый день» Зороастров действует согласно библейскому тексту, в котором, однако, возникают мотивы из школьного курса биологии. Библейский текст лаконичен, а у Зоро-астрова появляются новые детали: «По слову Божию, вода произвела душу живую, т.е. появились в воде слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы»16. Присутствие Бога в этой композиции также обозначено огромной рукой в верхней части, из руки сыплются твари земные. Население земли живыми существами происходит парами. Аквариум, расположенный в правом ниж-

Фото 8. Владимир Зороастров. Сотворение мира (Шесть дней творения). 2014-2015. День шестой. Холст, темпера. 100 х 100 см. Музей традиции (Музей органической культуры) (Коломна).
нем углу, — море или океан. В углах холста — небесные светила и силы зла.
Композиция отличается большой динамикой, которая создается диагональными линиями воды и тверди земной, а также более акцентированной цветовой насыщенностью, отсутствием больших поверхностей черного цвета. Мажорность цвета объясняется художником так: «Все растет, цветет, сияет, но главного пока еще нет» Там же17. В «Дне пятом» показана ино-природность Бога и сил зла — они выделены во тьме иным цветом, но если божественное присутствие в мире проявляется в акте творения, то зло пока отрезано от мира и существует само по себе. (Фото 8.)
В картине «День шестой» Владимир Зороастров изображает создание человека по образу и подобию, «человек — венец творения этого мира». Это объясняет корону царя на голове человека. Она воплощает духовную суть первого Человека. Важно, что в «Дне шестом» автор действительно поддерживает канон старообрядчества, не давая объяснение, почему в композиции нет женщины, хотя в Книге Бытия написано: «И сотворил
Бог человека по подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»18. В интерпретации Владимира Зороастрова мы видим наследование предельной патриархальности старообрядчества. Фигура, занимающая центральное место в композиции, очерчена пунктирной линией, по мысли Зороастрова «он [человек] только обозначен — пунктир»19. С одной стороны, от центральной фигуры — Бог-отец, который «подсыпает лопаткой стройматериал» для человека. Внутреннее устройство первого человека, по версии Владимира, сложно: сердце Человека — это «слияние энергий», что символизирует красный и синий шары, от которых идут линии энергий по рукам и ногам»20.
Сюжеты и образность произведений Владимира Зороастрова тяготеют к традиционному христианскому православному канону. Это обусловлено воцерковленностью автора, его включенностью в практики христианства. Но одновременно можно наблюдать «гибридность», компилятивность образности религиозных сюжетов в современном российском аутсайдерском искусстве, что обусловлено исключенностью этих художников из мира профессионального искусства (как светского, так и религиозного).
Анализ произведений Владимира Зороа-строва выявил авторскую интерпретацию библейских сюжетов, что объяснимо исключительно светским воспитанием в детстве и юности в секуляризированном советском обществе.
Список литературы Религиозные мотивы в современном российском аутсайдерском искусстве: творчество Владимира Зороастрова
- Библия. Синодальный перевод [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www. bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/ge/ (Дата обращения 14.09.2018).
- Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопр. соц. теории: Научн. альманах'2010. Т. IV: Человек в поисках идентичности. М., 2010. С. 63-87 Электронный ресурс. [Режим доступа] http://iph. ras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2010/04.pdf (Дата обращения 14.10.2018).
- Переписка с Владимиром Зороастровым. Декабрь. 2018.
- Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. Электронный ресурс. [Режим доступа] http:// www.krotov.info/lib_sec/17_r/ryzh/ov_00.htm (Дата обращения 30.09.2018).
- Сергий Радонежский / М. В. Печников; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография) // Сен- Жерменский мир 1679 - Социальное обеспечение 2015. С. 76-77. Электронный ресурс. [Режим доступа] https://bigenc.ru/religious_studies/ text/3658124 (Дата обращения 30.10.2018).
- Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopediasalmanacs-transcripts-and-maps/visualcultureand-religion-outsider-art (Дата обращения 24.09.2018).
- Peiry L. Art Brut: The Origins of Outsider Art. Paris: Flammarion, 2006.
- Rhodes C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives. London: Thames & Hudson, 2010.