Религиозный терроризм в современной России

Автор: Анищенко Кирилл Федорович

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14931170

IDR: 14931170

Текст статьи Религиозный терроризм в современной России

Анищенко Кирилл Федорович аспирант Краснодарского университета МВД России

  • г. Сочи, ул. Макаренко, д. 34, кв. 6

тел. (918) 407 14 16

Религиозный терроризм в современной России

Религиозные террористические организации, используя догматы веры, преследуют, как правило, политические цели. В настоящее время особую опасность представляют экстремистские структуры, которые действуют на основе исламского фундаментализма, т.е. «чистого ислама». В литературе отмечается, что в современном терроризме, к сожалению, особую роль играют люди, представляющие исламский мир [1, c. 23]. В. Дегоев пишет, что никому не дано до конца предугадать, чем обернутся замыслы и деяния терроризма, «идеологи терроризма, судя по всему, хотят построить «исламский коммунизм», прежде посеяв хаос и страх, которые парализуют общество, вынуждают законные правительства капитулировать перед натиском народных масс, требующих порядка, безопасности и справедливости» [2, c. 20].

Идейное обоснование «исламского» терроризма связано с неоднозначным толкованием текстов Корана, касающихся нравственного аспекта применения верующими насилия. Религиозные экстремисты, скрывая истинные причины и опасность насилия, утверждают, что насилие является неизбежным компонентом человеческого развития, а верующий должен видеть в совершении насильственных действий не только достижение общей цели религиозной террористической организации, но и свое личное спасение в религиозно-метафизическом смысле. Совершение насильственного акта верующий должен расценивать как служение всевышнему [3, c. 23]. В Чечне под влиянием внешнего фактора произошла радикализация религиозных взглядов, получили развитие экстремистские религиозные течения. Ряд террористических актов был совершен сторонниками ваххабитского течения в исламе [4, c. 45].

По некоторым данным, в мире насчитывается более 500 террористических организаций, бюджет которых составляет более 20 миллиардов долларов. В апреле 1987 г. религиозными экстремистскими кругами ряда исламских государств был образован «международный фронт джихада» (МФД). Полем деятельности МФД являются государства Азии, Африки, Европы, Россия и некоторые другие страны СНГ. Идейным лидером МФД является Усама бен Ладен. Цель существования МФД - расширение сферы господства «истинного ислама», а промежуточная цель - создание теократических исламских государств на территории Турции, Ирана, Чечни, Дагестана, Азербайджа-

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer

Юридические науки

на, некоторых республик Поволжья, Туркмении, Таджикистана, создание зависимых от него анклавов в других регионах. «Международный фронт джихада» располагает значительными финансовыми резервами, опорными базами, одной из которых до сентября 1999 г. была Чечня [5, c. 33].

Националистический терроризм отличается особой жестокостью, сопровождается массовыми погромами, значительным числом человеческих жертв. В его основе лежит идея национального превосходства, национальной исключительности. Как подчеркивается в литературе, «националистический» терроризм представляет собой неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и свобод отдельных наций и народностей. Его цели, как правило, носят политический характер, т.е. насильственное изменение существующего конституционного строя, государственного устройства, изменение правового статуса субъекта федерации [3, c. 22].

Ю.М. Антонян очень правильно указал, что в ряде случаев националистам нужны трупы соплеменников, иногда много трупов. Это обусловлено следующим. Во-первых, возникает вражда и ненависть к представителям государственной власти и «главной» нации, отделение и образование самостоятельного государства начинает представляться единственно возможным выходом из сложившегося положения. Во-вторых, против государства формируется общественное мнение, поскольку имеются многочисленные жертвы, причем на общественность особо гнетущее впечатление оказывает гибель мирного населения. Чеченские сепаратисты сделали ставку на остроотрицательное общественное мнение к чеченской войне в России и за рубежом как реакцию на гибель мирного населения [6, c. 41].

Анализ показывает, что в основном террористические акты со-верша-ются в местах массового пребывания граждан: в жилых домах, на рынках, в местах проведения спортивных и театральных мероприятий, различных государственных учреждениях (госпиталях, зданиях, где расположены органы исполнительной власти и т.п.). Механизм реализации террористического акта на завершающем этапе может заключаться в следующем: а) теракт приводит в исполнение террорист-смертник; б) исполнитель закладывает взрывное устройство в определенном месте и успевает уйти на безопасное расстояние, после чего оно приводится в действие; в) исполнитель теракта закладывает устройство с часовым механизмом, как правило, тогда, когда на будущем месте взрыва нет посторонних людей (свидетелей) [7, c. 154].

Вместе с тем боевики совершенствуют тактику своих действий, используют новые формы и методы. Так, в последнее время ими все чаще проводятся диверсионно-террористические акты в отношении

Юридические науки подразделений федеральных сил, пунктов временной и постоянной дислокации органов внутренних дел, а также представителей государственных и муниципальных органов власти. В 2006 г. боевиками на Северном Кавказе было совершено 210 диверсионно-террористических актов, в том числе 95 обстрелов и 115 подрывов.

На Южный федеральный округ приходится 2/3 от всех зарегистрированных по России криминальных взрывов, при этом около половины от общероссийского показателя приходится на Чечню. В 2003 г. на территории Южного федерального округа было совершено 530 актов терроризма, что на 78% больше, нежели в 2002 г. При этом на территории Чеченской республики было совершено 492 подобных преступления, а их раскрываемость составила лишь 14,6% [8]. Как указывает Х. Алиев, раскрываемость преступлений этой категории крайне низка, что обусловлено не только сложностями их расследования, но и неподготовленностью правоохранительных органов к проведению мероприятий по выявлению и пресечению деятельности группировок, ориентированных на совершение преступлений, связанных с терроризмом [9, c. 4].

По данным управления дежурной службы Главного организационно-инспекторского управления МВД России (в настоящее время Организационно-инспекторский департамент МВД России), наибольшее количество взрывов в Чечне совершаются днем (45% от общего количества взрывов), утром - 37%, вечером - 14%, ночью - 4%. Чаще всего преступники используют неустановленные взрывные устройства (43%), которые в своем большинстве являются самодельными с использованием штатных артиллерийских боеприпасов. В 31% случаях используются фугасы, 15% - гранаты, 6% - мины, 4% - самодельные взрывные устройства, в 1% случаев теракт совершался посредством выстрела из гранатомета. Подавляющее большинство случаев взрывов в Чечне происходило в 2000 г. на автомобильных дорогах и под железнодорожным полотном - 85%, в здании или рядом с ним -12%, в автомашинах - 3%. Жертвами преступного посягательства чаще всего становились сотрудники правоохранительных органов - 44%, военнослужащие - 40%, руководители различных органов и учреждений - 3%, предприниматели - 2%, служащие - 1%, неработающие -10% [10, c. 76].

Лидеры незаконных вооруженных формирований пытаются проводить широкомасштабные террористические акции в различных населенных пунктах Северо-Кавказского региона и в самой Чечне путем массированных нападений на административные учреждения органов власти, органов внутренних дел и других силовых структур с целью демонстрации своей дееспособности, в частности, нападение на МВД и другие силовые структуры Республики Ингушетия. Но самым громким актом терроризма был захват заложников 1 сентября 2004 г. в средней школе № 1 города Беслана Республики Северная

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer

Юридические науки

Осетия - Алания, всего в заложниках находилось 1087 человек.

Особенность Северо-Кавказского региона заключается в том, что терроризм, имеющий место в нем, во многих случаях объединяет воедино сразу несколько его видов, в частности религиозный, националистический, политический.

Выступая на заседании Совета Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин дал следующую оценку терроризму на Северном Кавказе: «…развязанный против России террор - не просто безумие. Это безумие с маниакальными, но вполне прозрачными целями. Мания величия с абсолютно конкретными геополитическими и экономическими задачами. Первая из них - подавить политическую волю федерального центра к собственной долгосрочной стратегии на Кавказе… Заказчики и идеологи террора вполне серьезно рассматривают Чеченскую республику с ее нестабильной политикой и разрушенной экономикой как полигон, с которого могло бы начаться строительство огромного пвсевдомусульманского государства. Государства с военной диктатурой и средневековыми порядками. Границы такого монстра по их представлениям таковы - от Каспийского до Черного моря. Хочу подчеркнуть: религиозный фанатизм здесь выполняет роль идеологической оболочки. Он является прикрытием агрессивных внешнеполитических и экономических интересов»[11].

Список литературы Религиозный терроризм в современной России

  • Наумкин В. Я не вижу никакого столкновения цивилизаций. Исламский мир -на самом деле часть западного мира, и борьбы между ними нет//Политический класс. 2005. № 8.
  • Дегоев В. Между терроризмом и тоталитаризмом//Политический класс. 2005. № 8.
  • Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.
  • Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • Федоренко М.А. Русский гамбит генерала Казанцева. М., 2003.
  • Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: ЩИТ-М, 1998.
  • Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Логинов С.Г. Рекомендации по установлению личности пострадавших от террористического акта и его исполнителей//Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М., 2004.
  • Лунеев В.В. География организованной преступности и коррупции в России//Государство и право. 2000. № 11
  • Криминологическая обстановка в Российской Федерации в 2006 г. и прогноз ее развития/Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2007. С. 9-10
  • Паненков А.А. Расследование преступлений террористической направленности в Чеченской республике//Проблемы борьбы с терроризмом: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 2002. С. 38-39
  • Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности//Законность. 2002. № 4. С. 4.
  • Сунцов М.В., Иванов С.П., Серый Ф.Г. Статистический анализ криминальных взрывов в Российской Федерации//Проблемы совершенствования взаимодействия органов внутренних дел в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М., 2001. С. 76.
Еще
Статья