Реминисценции шаманизма в болгарском нестинарстве
Автор: Запорожченко Андрей Владимирович, Славко Валерия Евгеньевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Всеобщая история
Статья в выпуске: 8 т.13, 2014 года.
Бесплатный доступ
Проблемы возникновения и существования шаманизма на территории Южной Европы недостаточно разработаны как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В то же время наличие реминисценций шаманизма в народных религиозных традициях европейцев не вызывает сомнения. Также недостаточно внимания уделяется вопросу о возможных причинах и факторах сохранности элементов древних мифоритуальных сценариев, присутствующих в народных верованиях. С целью освещения вышеупомянутых проблем рассматривается феномен нестинарства. В этом религиозном феномене выделяются черты, характерные для шаманизма. Отличительными особенностями южноевропейского шаманизма являются аграрный характер и профессиональное разделение религиозных специалистов (решение аграрных вопросов и общение с умершими). В мифологическом плане эти особенности находят свои параллели в общем для индоевропейцев мотиве о сражении небесного богагромовержца с хтоническим соперником - змеем.
Южная европа, индоевропейский шаманизм, адаптация, экология религий, нестинарство, хождение по углям, св. константин, народные религиозные традиции, дохристианские верования
Короткий адрес: https://sciup.org/147219174
IDR: 147219174
Список литературы Реминисценции шаманизма в болгарском нестинарстве
- Анатомия кризиса/А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. М.: Наука, 1999. 239 с.
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, 1974. 206 с.
- Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
- Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки//Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 132-146.
- Запорожченко А. В. Шаманские реминисценции в духовной культуре индоиранцев. -Новосибирск, 2007. -195 с.
- Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. 384 с.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: АСТ, 2006. 781 с.
- Цивьян Т. В. Балканские дополнения к последним исследованиям индоевропейского мифа о Громовержце//Балканский лингвистический сборник/Под ред. А. А. Зализняка и др. М., 1977. С. 172-195.
- Широкогоров C. M. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов//Учен. зап. историко-филологического факультета. Владивосток, 1919. Вып. 1. С. 47-108.
- Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб.: Университетская книга, 1998а. 356 с.
- Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 1998б. 384 с.
- Арнаудов М. Студии вьрху Бьлгарските обреди и легенди: В 2 т. София: Издателство на Бьлгарска академия на науките, 1971. Т. 1. 351 с.
- Калоянов А. Бьлгарското шаманство. София: Имнресарско издателска кьща ROD, 1995. 214 c.
- Славейков П. Р. Нрави и обичаи у бьлгарите. Предговор//Славейков П. Р. Сьч.: В 8 т. София: Бьлгарски писател, 1979. Т. 4. С. 288-289.
- Ginzburg K. Ecstasies: Deciphering the Witches Sabbath. N. Y.: Pantheon Books, 1991. 340 p.
- Hultkrantz Å. Ecology of Religion: It's Scope and Methodol ogy//Science of Religion: Studies in Methodology. The Hague; Berlin, 1979. P. 221-299.
- Klaniczay G. Elementy szamanistyczne we wiedź mostwie ś rodkowej Europy//Euhemer -Przegląd Religioznawczy. 1984. № 4 (134). S. 3-20.
- Meuli К. Scythica//Hermes. 1935. Bd. 70. Ht. 2. S. 121-176.
- Pócs É. Cult of the Dead and Magic, Shamanism and Witchcraft (The Chasracteristics of a European Paradigm)//Shamanism and Performing Arts. Papers and Abstracts for the 2nd Conference of the International Society for Shamanistic Re search. Budapest, 1993. P. 144-145.
- Szilard L. O źródłach nestinarstwa//Euhemer -Przegląd Religioznawczy. 1984. № 4 (134). S. 57-67.
- Xygalatas D. Ethnography, Historiography, and the Making of History in the Tradition of the Anastenaria.//History and Anthropology. 2011. Vol. 22. Iss. 1. P. 57-74.