Реорганизация структуры управления МЧС и ее последствия
Автор: Задорожная М.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 2-2 (41), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрено содержание совершенствование структуры управления в области защиты населения и территорий от ЧС, выделены противоречия, складывающиеся вследствие реорганизации данной структуры. Отмечено, что передача полномочий региональных центров МЧС России в области координации действий Главных управлений МЧС России (далее ГУ МЧС России) не сопровождается передачей права законодательной инициативы по отношению к представительным органам этих регионов, что ограничивает возможности направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Полномочия ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, отвечающие за координацию действий сил и средств в пределах федерального округа и взаимодействие с главами регионов в полной мере не определены, и затрудняет организацию повседневной деятельности органов управления. Так же отмечена и неопределенность, с силами и средствами МЧС России, ранее находившихся в подчинении региональных центров МЧС, и местом их дислокации, так как оно может не совпадать с территорией расположения ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, наделенного соответствующими полномочиями в пределах федерального округа.
Мчс, рсчс, региональные центры мчс, гу мчс, цукс, еддс
Короткий адрес: https://sciup.org/170187371
IDR: 170187371 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10145
Текст научной статьи Реорганизация структуры управления МЧС и ее последствия
Наличие в России специализированных структур, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, одновременно обеспечивающих реализацию стратегических направлений действий в данной области, в том числе, во взаимодействии с другими органами власти и объектами и организациями, вполне оправдано, поскольку обеспечивает достаточную устойчивость всего общества к чрезвычайным ситуациям. Специфика деятельности данных структур определяется необходимостью принятия и эффективного исполнения в короткие сроки управленческих решений, направленных на минимизацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые по своей природе могут быть разнообразны.
При этом органы управления осуществляют не только реализацию данных действий непосредственно силами и средствами МЧС России, но и участвуют в координации действий других органов исполни- тельной власти, также направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В конце 2018 года была проведена масштабная реорганизация системы управления органов управления, что повлекло за собой возникновение неопределенности в ряде аспектов их функционирования, в том числе, с точки зрения их полномочий при взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Современные исследования по данной проблеме посвящены, преимущественно, отдельным аспектам функционирования единой системы по предупреждению и ликвидации ЧС. Например, Л.Н. Романченко и И.Д. Удалов рассматривают экономическую составляющую предупреждения ЧС [1]. В исследовании А.Н. Калайдова и А.А. Саклакова рассматривается аспект координации усилий различных органов в области защиты населения и территорий от ЧС на региональном уровне [2].
Оценке эффективности некоммерческих структур, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций, посвящено исследование А.О. Жукова и Л.А. Жуковой, его практическое значение состоит в обосновании показателей эффективности структур, отвечающих за предупреждение ЧС [3]. Специфика деятельности ГУ МЧС на региональном уровне рассматривается Н.Н. Кубиковым, В.В. Лоцманом и И.В. Петешевым, но ими представлен только аспект текущего управления, статус отдельных органов в области защиты населения и территорий от ЧС не уточняется [4].
Между тем, преобразования структуры органов управления в области защиты населения и территорий от ЧС ведут к неопределенности в ряде сторон их функционирования.
С учетом особой роли в обеспечении безопасности государства и российского общества, органы управления существуют на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Они представлены на федеральном и региональном уровнях, создаются местными властями (муниципальный), а также организациями (объектовый). На региональном уровне непосредственное управление осуществляется территориальными органами МЧС России.
Содержание преобразований в управлении связано с ликвидацией промежуточного уровня управления (межрегионального), что повлекло за собой формирование двухуровневой структуры, вместо трехуровневой, существовавшей ранее. С практической точки зрения это обеспечило сокращение расходов, более тесное взаимодействие между отдельными подразделениями.
Совершенствование структуры управления представлено на рисунке 1.
МЧС России
Региональные центры МЧС
Главные управления МЧС

Управление с начала 2019 года
Рис. 1. Совершенствование структуры управления
Управление до конца 2018 года
Региональные центры МЧС до конца 2018 года отвечали за координацию деятельности Главных управлений МЧС России субъектов РФ в пределах федерального округа. Кроме того, на Региональные центры возлагались обязанности в области аналитической работы и разработки нормативной базы. С начала 2019 года эти полномочия были переданы на региональный уровень, координация осуществляется одним из Главных управлений (Головного). Например, в Сибири они были переданы Главному управлению МЧС России по Новосибирской области.
С точки зрения структуры управления это привело к наделению Главных управлений МЧС России по субъектам РФ в пределах соответствующего федерального округа дополнительными функциями, и координировать деятельность Главных управлений, ранее подчиненных Региональному центру МЧС России.
Специфика управления заключается в наличии нескольких параллельных органов управления на каждом из уровней реагирования, что закреплено на законодательном уровне в Законе от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и террито- рий от ЧС природного и техногенного характера» [5].
Помимо сил и средств, находящихся в непосредственном подчинении МЧС Рос- сии (на региональном уровне), существуют и другие, отвечающие за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Их характеристика представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Органы управления РСЧС
Реорганизация и совершенствование структуры управления в области защиты населения и территорий от ЧС, привела к формированию ряда неопределенностей в области управления и не закреплена на законодательном уровне.
Наиболее проблемным вопросом остается подчиненность сил и средств МЧС России дислоцируемых на территории Сибирского федерального округа. На законодательном уровне данный вопрос никак не урегулирован, кроме того, при реагировании на ЧС (происшествия) на территории субъекта РФ, вышестоящий орган управления (ГУ НЦУКС) в соответствии с трехуровневой системой управления, непосредственно взаимодействует с субъектом, в котором произошло происшествие, тем самым, исключая Главное управление МЧС России по субъекту Российской Фе- дерации, отвечающие за координацию действий сил и средств в пределах федерального округа.
Подводя итог, можно сделать вывод, что преобразование в структуре управления, повлекло за собой возникновение неопределенности в отдельных аспектах управления. Полномочия Главных управлений МЧС России наделенных соответствующими полномочиями в пределах федерального округа, обеспечивающих межрегиональную координацию, не в полной мере определены на законодательном уровне, в том числе по подчиненности сил МЧС России. Все это в конечном итоге снижает эффективность реагирования сил и средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и требует совершенствования системы управления, как на правовом, так и на организационном уровне.
Список литературы Реорганизация структуры управления МЧС и ее последствия
- Романченко, Л.Н. Современные вопросы по созданию систем экономической безопасности для предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий / Л.Н. Романченко, И.Д. Удалов // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. - 2019. - С. 177-191.
- Калайдов, А.Н. Пути совершенствования организации взаимодействия органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации / А.Н. Калайдов, А.А. Саклаков // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. - 2019. - С. 129-132.
- Жуков, А.О. Совершенствование системы показателей эффективности деятельности некоммерческих организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как неотъемлемая составляющая реализации целей устойчивого развития / А.О. Жуков, Л.А. Жукова // Применение математических методов к решению задач МЧС России: сборник трудов ХХVIII Международной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России. - 2019. - С. 55-59.
- Кубиков, Н.Н. Организация взаимодействия органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации на примере "Главного управления МЧС России по Воронежской области" / Н.Н. Кубиков, В.В. Лоцман, И.В. Петешев // Совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе: сборник трудов XXIX Международной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России. - 2019. - С. 59-64.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // СЗ РФ. - 26.12.1994. - № 35. - ст. 3648.