Ресурсное значение афиллофороидных базидиомицетов Водлозерского национального парка
Автор: Заводовский Петр Геннадьевич
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Биология
Статья в выпуске: 9 (103), 2009 года.
Бесплатный доступ
Афиллофороидные базидиомицеты, лесные экосистемы водлозерcкого национального парка, субстрат, тип гнили, ресурсное значение
Короткий адрес: https://sciup.org/14749639
IDR: 14749639
Текст статьи Ресурсное значение афиллофороидных базидиомицетов Водлозерского национального парка
В современных социально-экономических условиях в России происходит резкое увеличение потребления населением дикорастущей продукции, прежде всего грибов, ягод и лекарственных растений. Это приводит к осознанию необходимости рационального неистощительного использования этих ресурсов [8].
Если пищевому значению шляпочных грибов в Республике Карелия посвящено большое число статей [19], [25], [26], [27], то по использованию афиллофороидных гименомицетов на территории Водлозерского парка не известно еще ни одной работы.
Поэтому целью настоящей публикации является анализ ресурсного значения афиллофоро-идных базидиомицетов.
Грибы-базидиомицеты встречаются в основном в тех лесах, где существует наиболее благоприятная среда для их развития и рас-про странения [21]. Наибольшее видовое разнообразие афиллофороидных грибов характерно для перестойных, мало затронутых интенсивной хозяйственной деятельно стью лесных фитоценозов, что в значительной мере связано с наличием здесь большого количества мертвой древесины – субстрата для развития этих грибов [16].
Водлозерский парк проектировался и развивался в полном соответствии с принятой в 1995 году Севильской стратегией и в 2001 году первым среди парков России вошел во всемирную сеть биосферных резерватов UNESCO [22].
Исследуемая территория Водлозерского парка (62º21′ с. ш. и 36º51′ в. д.) занимает обширные территории в бассейне оз. Водлозеро и реки Илексы, где еще сохранились крупные лесные массивы, не нарушенные деятельностью человека. Более 10 % территории занято озерами и реками. Типичный ландшафт болот и заболоченных лесов, сформировавшийся на древней озерно-ледниковой равнине, представлен на большей части бассейна реки Илексы. Район исследования расположен на стыке северной и средней подзон тайги и отличается большим разнообразием лесных, лесоболотных, болотных, водноболотных и водных экосистем, отражающих природные особенности таежной зоны Европейского Севера России. Болота являются неотъем- лемым компонентом природных ландшафтов и занимают 191 тыс. га [2].
Около 50 % площади парка занято лесами. На большей части территории Водлозерья (свыше 90 %) преобладает растительность, связанная со среднетаежными старовозрастными зеленомошными хвойными древостоями. Доминируют еловые сфагновые и долгомошные заболоченные леса в сочетании с ельниками зеленомошными. Сообщества, характерные для северной тайги, представлены ельниками воронично-черничными и сосняками багульниково-сфагновыми, произрастающими в основном в верховьях реки Илексы [24]. Экологический спектр еловых лесов широк и представлен 9 типами леса: от бедных сфагновых до самых производительных (кисличных). Для ельников характерно абсолютное преобладание черничного типа (67,2 %). Второе место занимают долгомошники (23,1 %). Остальные типы леса представлены незначительно [1]. В то же время на значительной части островов оз. Водло-зера доминируют производные лесные экосистемы: березняки, осинники, ивняки. Это связано с интенсивной антропогенной нагрузкой, которую испытывали лесные экосистемы островов в течение XIX – начала XX века.
Исследование афиллофороидных базидио-мицетов проводилось: в окрестностях д. Кугана-волок; в окрестностях кордонов Пильмасозеро, Бостилово и турбазы Охтома; на побережьях рек Сухая Водла, Новгуда, Илекса; на островах оз. Водлозеро: Валгостров, Великостров, Ильинский погост, Канзанаволок, Колгостров, Пелго-стров, Марь, Охтомостров, Рагуново, Шендома, Шуйостров в 2002–2008 годах.
На указанных территориях проводился сбор афиллофороидных макромицетов по методике составления гербария грибов [14]. Идентификация видов афиллофороидных базидиомицетов проводилась по определителям [4], [5], [16], [17], [28], [29], [30].
В результате проведенных исследований установлено, что в лесных экосистемах Водлозер-ского парка растет 205 видов афиллофороидных базидиомицетов, относящихся к 97 родам, 35 семействам и 12 порядкам.
Ресурсное значение грибов состоит в употреблении их в качестве пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Согласно пункту 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года, «граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов» [15].
В результате наших исследований и анализа литературных источников установлено, что на территории Водлозерья 12 видов афиллофоро-идных грибов потенциально могут использоваться местным населением в качестве пище- вых ресурсов, а также в медицинских целях. Следует отметить, что в настоящее время официально рекомендован для использования выпускаемый отечественной промышленностью препарат «Бефунгин» – экстракт чаги. Использование других видов афиллофороидных грибов в медицинских целях пока находится на стадии изучения. Поэтому давать какие-либо конкретные рекомендации по их лекарственному использованию без официального подтверждения автор считает преждевременным.
В пункте 3 статьи 11 Лесного кодекса сказано: «Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”». Из 12 видов афиллофороидных грибов для нужд местного населения не могут использоваться только Hericium coralloides (Scop.: Fr.) Pers. и Ganoderma lucidum (Fr.) P. Karst., так как данные виды включены в Красную книгу Республики Карелия [13].
СПИСОК ВИДОВ АФИЛЛОФОРОИДНЫХ ГРИБОВ, КОТОРЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ПИЩЕВЫХ
И ЛЕКАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ
-
1 Albatrellus ovinus (Schaeff.: Fr.) Kotl. et Pou-zar ( альбатреллус овечий) – кордон Пильма-созеро, о. Канзанаволок, о. Марь, о. Охтом, о. Рагуново, о. Шендема, о. Шуйостров, р. Вама. Почва. Хороший съедобный гриб [17; 28]. В литературе имеются сведения, что данный гриб лучше всего употреблять в молодом возрасте в виде котлет [10].
-
2 Cantharellus cibarius Fr. (лисичка обыкновенная) – на континенте и о. Колгостров, о. Канзанаволок, о. Марь. Почва. Mr. MR – mz. Съедобен. Содержит 8 незаменимых аминокислот и витамин А [6].
-
3 Fomes fomentarius (L.: Fr.) J. Kickx ( трутовик настоящий) – гриб встречается по всей территории Водлозерского парка на Betula pubescens . Содержит противоопухолевые вещества (подавляет рост опухолей у мышей на 80 %). В медицине может применяться как кровоостанавливающее средство, а также при гастрите, геморрое, раке желудка и пищевода [23; 6].
-
4 Fomitopsis pinicola (Sw.: Fr.) P. Karst ( трутовик окаймленный) – гриб встречается по всей территории Водлозерского парка на Pi-nus sylvestris L., Picea abies (L.) Karst., Larix sibirica Ldb. , Betula pubescens Ehrh., Alnus incana (L.) Moench. В медицине отвар этого гриба применяется как хорошее слабитель-
- ное средство [23]. Гриб содержит противоопухолевые вещества, подавляющие рост опухолей у белых мышей на 51 %. В Северной Америке трутовик окаймленный используют при лечении скачкообразной лихо- 8
радки, хронической диареи, дизентерии, желтухи, а также как кровоостанавливающее и рвотное средство для очищения желудка, при чрезмерном мочеиспускании [6].
-
5 Ganoderma lipsiense (Batsch) G. F. Atk. ( трутовик плоский) – на большинстве островов и в континентальных лесных экосистемах (кордон Пильмасозеро, р. Сухая Водла, Бос-тилово). На Betula pubescens и Populus tre-mula . Исследования показали, что трутовик плоский содержит вещества, повышающие общий тонус организма, снимает усталость и сонливость [23]. В Китае используется горяче-водный экстракт плодовых тел при лечении рака пищевода, ревматического туберкулеза для уменьшения мокроты, как болеутоляющее и жаропонижающее средство. Хороший лечебный эффект наблюдается при суточной дозе примерно 2–5 г порошка [6].
-
6 Ganoderma lucidum (Fr.) P. Karst. ( трутовик лакированный) – о. Великостров. На Alnus incana. Гриб используют в народной медицине Востока свыше 2000 лет. В Японии его называют «божественный гриб» или «гриб бессмертия». Учеными Китая, Японии и Вьетнама разработаны способы культивирования 9 гриба на специальных плантациях. Лечебные свойства трутовика лакированного изучаются в ведущих медицинских учреждениях Японии, США, Франции и Канады [3]. Гриб обладает сильными иммуномодулирующими свойствами, способен оказывать противоопухолевое, противовирусное действие, эффективен в отношении заболеваний сердечнососудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, нервной систем. В медицине с помощью отвара из трутовика лакированного снимают воспаление десен [23]. Ценнейшее лекарственное средство Дальнего Востока для борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, стрессом и аллергией, не имеющее побочных эффектов. В Китае гриб называют «грибом долголетия» [6]. Биомассу гриба используют 10 при создании различных функциональных продуктов, энерготоников, косметических средств. Носителями биологически активных свойств Ganoderma lucidum являются преимущественно углеводы, в основном гликаны [20]. Данный вид включен в Красную книгу Республики Карелия со статусом 3 (VU).
-
7 Hericium coralloides (Scop.: Fr.) Pers. (ежевик 11
коралловидный) – Бостилово, р. Вама. На Betula pubescens и Populus tremula. Гриб широко используется в китайской медицине при неврастении и общей ослабленности. Гриб способствует улучшению пищеварения, лечит гастрит и язву желудка [6]. Вид был занесен в Красную книгу Карелии [12] и Красную книгу РСФСР [11]. В настоящее время занесен в Красную книгу Республики Карелия [13] со статусом 3 (NT).
Inonotus obliquus (Pesr.: Fr.) Pilát (трутовик скошенный, чага) – повсеместно в лесных экосистемах. На Betula pendula и Betula pu-bescens . Чага известна в медицине как тонизирующее и профилактическое средство против рака. Отечественная промышленность выпускает препарат «Бефунгин» – полугустой экстракт чаги. Его используют при лечении хронических гастритов, дискинезиях желудочно-кишечного тракта с преобладанием атонии. Настой чаги употребляется при анацидных гастритах и при опухолях как общеукрепляющее средство [23; 18]. В списке заслуг чаги большое количество побед над такими болезнями, как хронические гастриты, опухоли желудка, легких и других органов, псориаз, экзема, пародонтоз. Большой спектр возможностей чаги обусловлен комплексом веществ, которые она содержит. Флавоноиды повышают прочность капилляров и удаляют радиоактивные вещества из организма. Алкалоиды регулируют сердечную деятельность и дыхание. Фенольные соединения обладают желчегонным и противовоспалительным действием [18; 9].
Pleurotus pulmonaris (Fr.) P. Kumm (вешенка легочная) – о. Великостров, о. Шендема, о. Шуйостров. На Alnus incana и Salix caprea . Съедобен. Содержит протеолитические ферменты, противоопухолевые вещества, антибиотики, обладающие антивирусными свойствами. В Китае используется для лечения ломоты в суставах. Споровая пыль в массе вызывает аллергию [6]. Вешенку можно выращивать в культуре [26]. На данный момент вешенка является наиболее популярным и доступным, после шампиньона ( Agaricus bisporus ), культивируемым грибом [7]. Может быть использована в пищу, так как она достаточно часто встречается во вторичных лесных экосистемах по берегам вышеуказанных островов.
Phellinus igniarius (L.: Fr.) Quél. (ложный трутовик) – встречается повсеместно в березняках на территории Водлозерского парка. На Betula pendula , Betula pubescens, Alnus incana , Populus tremula . В литературе есть сведения, что в медицине плодовые тела трутовика ложного используют в качестве противоопухолевого средства [23].
Piptoporus betulinus (Bull.: Fr.) P. Karst. (пип-топорус березовый) – гриб встречается по всей территории Водлозерского парка на Betula pubescens . Вытяжки из плодовых тел гриба оказывают активное противоопухолевое действие. Выделенная из березовой губки полипореновая кислота обладает проти-
вовоспалительным действием, не уступающим по силе кортизону. Полипореновая кислота обладает и антибиотическим действием [23]. Гриб разрушает древесину до такой степени, что ее можно растереть в порошок. В Швейцарии этот порошок используют для полировки деталей часов [6].
-
12 Polyporus squamosus Huds.: Fr. (полипорус чешуйчатый) – кордон Пильмасозеро,
р. Новгуда, р. Вама, о. Колгостров, о. Охтом. На Populus tremula . Съедобен [25]. Содержит высокомолекулярные полиеновые фосфолипиды, убихиноны, витамины A, F, B 1 , B 2 , B 12 , D, H, ферменты. Вытяжка из этого гриба используется наружно в виде мази, применяемой для лечения остеохондроза, артроза, варикозного расширения вен, тромбофлебита, воспаления в суставах [6].
Список литературы Ресурсное значение афиллофороидных базидиомицетов Водлозерского национального парка
- Ананьев В. А., Раевский Б. В., Грабовик С. И. Коренные еловые леса Национального парка «Водлозерский»: структура, динамика и состояние//Водлозерские чтения: Естественнонаучные и гуманитарные основы природоохранной, научной и просветительской деятельности на охраняемых природных территориях Русского Севера: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию Национального парка «Водлозерский». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. С. 88-93.
- Антипин В. К. Болота Национального парка «Водлозерский»: разнообразие, мониторинг, использование//Структура и динамика природных экосистем и формирование народной культуры на территории НП «Водлозерский»: Материалы отчетной конф. о науч. деят. НП «Водлозерский» по итогам 2002-2004 гг. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. С. 26-30.
- Бабицкая В. Г., Щерба В. В., Пучкова Т. А. Физиологически активные соединения ксилотрофных базидиомицетов//Биология, систематика и экология грибов в природных экосистемах и агрофитоценозах: Материалы междунар. науч. конф. (20-24 сентября 2004 г.). Минск, 2004. С. 24-28.
- Бондарцева М. А., Пармасто Э. Х. Определитель грибов СССР. Порядок афиллофоровые. Л.: Наука, 1986. Вып. 1. 192 с.
- Бондарцева М. А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. СПб.: Наука, 1998. Вып. 2. 391 с.
- Булах Е. М. Грибы -источник жизненной силы. Владивосток: Русский остров, 2001. 64 с.
- Гарибова Л. В., Завьялова Л. А., Инсарова И. Д. Методологические подходы к изучению макромицетов, используемых в биотехнологиях//Грибы в природных и антропогенных экосистемах: Труды междунар. конф., посвящ. 100-летию начала работы профессора А. С. Бондарцева в Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН (24-28 апреля 2005 г.). СПб., 2005. Т. 1. С. 145-149.
- Егошина Т. Л. Недревесные растительные ресурсы и их значение для населения России//Пищевые ресурсы дикой природы и экологическая безопасность населения: Материалы междунар. конф. 16-18 ноября 2004 г. Киров, 2004. С. 14-16.
- Заводовский П. Г. Афиллофороидные грибы как важные экологические компоненты в природе и хозяйственной деятельности человека//Пищевые ресурсы дикой природы и экологическая безопасность населения: Материалы междунар. конф. (16-18 ноября 2004 г.). Киров, 2004. С. 52-53.
- Каламээс К. Наши грибы. Таллин: Валгус, 1979. 144 с.
- Красная книга РСФСР. Растения. М., 1988. 591 с.
- Красная книга Карелии/Науч. ред. Э. В. Ивантер, О. Л. Кузнецов. Петрозаводск: Карелия, 1995. 286 с.
- Красная книга Республики Карелия/Науч. ред. Э. В. Ивантер, О. Л. Кузнецов. Петрозаводск: Карелия, 2007. 368 с.
- Крутов В. И., Шубин В. И. Составление гербария грибов//Методы полевых и лабораторных исследований растений и растительного покрова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 11-24.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. 7-е изд. М.: Ось-89, 2007. 80 с.
- Мухин В. А. Полевой определитель трутовых грибов. Екатеринбург, 1997. 104 с.
- Ниемеля Т. Трутовые грибы Финляндии и прилегающей территории России. Хельсинки, 2001. 120 с.
- Полевая М. А. Чага. Рак можно победить! СПб.: ИГ «Весь», 2005. 96 с.
- Предтеченская О. О., Шубин В. И. Особенности биоты агарикоидных грибов лиственных и смешанных лесов Республики Карелия//Материалы 6-й междунар. конф. «Проблемы лесной фитопатологии и микологии» (18-22 сентября 2005 г.). М.; Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. С. 243-246.
- Смирнов Д. А., Щерба В. В. Углеводный состав глубинного мицелия Ganoderma lucidum//Грибы в природных и антропогенных экосистемах: Труды междунар. конф., посвящ. 100-летию начала работы профессора
- А. С. Бондарцева в Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН (24-28 апреля 2005 г.). СПб., 2005. Т. 2. С. 201-205.
- Суфиянова Г. Ф., Михайлова В. А. Грибы-макромицеты степных районов Республики Башкортостан//Биология -наука XXI века: 9-я междунар. Пущинская школа-конференция молодых ученых (18-22 апреля 2005 г.). Пущино: Пущинский научный центр РАН, 2005. С. 307.
- Червяков О. В. Водлозерский парк: поиск нового формационного пути//Структура и динамика природных экосистем и формирование народной культуры на территории НП «Водлозерский»: Материалы отчетной конф. о науч. деят. НП «Водлозерский» по итогам 2002-2004 гг. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. С. 6-14.
- Хмелев К. Ф., Ртищева А. И. Нетрадиционные целители. Воронеж, 1994. 64 с.
- Хохлова Т. Ю., Антипин В. К., Токарев П. Н. Особо охраняемые природные территории Карелии. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2000. 312 с.
- Шубин В. И., Крутов В. И. Грибы Карелии и Мурманской области. Л.: Наука, 1979. 107 с.
- Шубин В. И. Рекомендации по сохранению и повышению урожайности съедобных грибов в естественных условиях. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1985. 28 с.
- Шубин В. И. Плодоношение макромицетов в березняке разнотравном//Грибы в природных и антропогенных экосистемах: Труды междунар. конф., посвящ. 100-летию начала работы профессора А. С. Бондарцева в Ботаническом институте им. В. Л. Комарова (24-28 апреля 2005 г.). СПб., 2005. Т. 2. С. 327-331.
- Niemela T. Kaavat puiden sienet. Helsinki, 2005. 320 p.
- Ryvarden L., Gilbertson R. L. European Polypores. Oslo, 1993. Part 1. P. 1-387.
- Ryvarden L., Gilbertson R. L. European Polypores. Oslo, 1994. Part 2. P. 388-743.