Ретроспективный анализ системы налогообложения российских предпринимателей и самозанятых граждан: от перестройки к современным реалиям
Автор: Гудяева Людмила Александровна, Корунова Валерия Олеговна, Прыгунова Мария Игоревна
Журнал: Электронный экономический вестник Татарстана @eenrt
Статья в выпуске: 3, 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу изменений нормативно-правовых оснований регулирования самостоятельной занятости в России. Поднимается проблема концептуализации таких базовых понятий, как «самостоятельная занятость» и «самозанятый гражданин». Приводится обзор проактивных инструментов государственного контроля процесса легализации российских самозанятых, дается оценка эффективности реализации проекта экспериментального налогового режима. Формулируются рекомендации по реформированию российского законодательства в части вопросов неформальной занятости.
Самозанятость, самозанятое население, неформальное предпринимательство, налоговое законодательство, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/143170717
IDR: 143170717
Текст научной статьи Ретроспективный анализ системы налогообложения российских предпринимателей и самозанятых граждан: от перестройки к современным реалиям
The article is devoted to the analysis of changes in the regulatory legal framework for the regulation of self-employment in Russia. The problem of conceptualizing such basic concepts as “self-employment” and “self-employed citizen” is being raised. A review of proactive tools of state control of the process of legalization of Russian self-employed is given, an assessment of the effectiveness of the implementation of the draft experimental tax regime is given. Recommendations are being formulated on reforming Russian legislation regarding informal employment issues.
Укрепление позиций неформального сектора, а также рост доли россиян, доход которых представлен прибылью от исключительно нелегального предпринимательства, является серьезной проблемой, на протяжении долгих лет подрывающей эффективность российской экономики. Неформальная или самостоятельная занятость населения негативно сказывается на воспроизводимости государственного бюджета за счет поступления в него налоговых отчислений и других обязательных платежей, дестабилизирует конкурентную среду рынка труда, провоцирует ухудшение условий труда и подрывает социально-правовые основы защищенности работников. Однако кроме этого, неоформленная занятость может выступать в качестве дополнительного дохода для нуждающихся слоев населения, обеспечивает практическое снижение уровня безработицы и повышение профессиональной квалификации самозанятых граждан, имеющих возможность накапливать опыт и избегать при этом известных рисков [6]. Таким образом, характеризуя явление неформальной занятости, необходимо учитывать как негативные его последствия в масштабах целой страны, так и позитивные, проявляющиеся на уровне отдельных личностей.
Один из центральных вопросов в рамках данной проблемы сегодня касается юридического оформления понятия «самостоятельная занятость». Действующие нормативные источники и научная литература не содержат общеустановленного понятия самозанятости, а также четкой фиксации правового статуса самозанятого гражданина [7]. В редакции от 03.08.2018 года первой части Гражданского кодекса Российской Федерации дана наиболее «свежая» трактовка самостоятельной занятости как особого вида предпринимательской деятельности. Так, самозанятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которая выступает для них основным источником дохода при единоличной трудовой деятельности [1]. Приведенное определение, по нашему мнению, не является исчерпывающим, что создает значительные трудности при определении наиболее эффективных мер государственной политики, направленных на снижение уровня неформальной занятости россиян.
Поиск путей выхода из сложившейся ситуации требует, в первую очередь, генетического анализа применявшихся в российской практике подходов к определению самозанятости, а также реализуемых органами государственной власти мер ее регулирования. Так, долгое время самозанятость безуспешно пытались подвести под индивидуальное предпринимательство. Еще в начале 90х годов прошлого века, когда появились новые формы собственности, в том числе первые кооперативы, частники «уходили» от уплаты налогов, используя всевозможные обходные схемы учета и сокрытия доходов. Но если ранее такая практика была в большей степени характерна для рынка конечных товаров, то сейчас теневой сектор состоит преимущественно из рынка услуг. В 90-е годы власти неоднократно пытались решить назревшую проблему, например, приняв закон о легализации кооперативов [8], хотя добиться каких-то значительных, «прорывных» успехов не смогли.
Новая волна сокращений численности официальных предпринимателей последовала в 2001 году и была связана с вступлением в силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений его отдельной главы 24 «Единый социальный налог» (далее – ЕСН). Размер ЕСН, уплачиваемого в социальные фонды, стал исчисляться как разница между доходами и расходами предпринимательской деятельности, другими словами, была внедрена упрощенная система налогообложения предпринимателей. Ее действие в нашей стране продолжалось вплоть до 2010 года, когда был принят Закон о страховых взносах, суть которого заключалась в их обязательной уплате. В дальнейшем, после увеличения в 2012 году налоговой нагрузки на держателей ИП за счет повышения размера обязательных для них страховых взносов,
Электронный экономический вестник №3 (июль-сентябрь 2019 года) уплачиваемых во внебюджетные фонды, доля самозанятых россиян снова возросла. Так, по экспертным данным, в период с декабря 2012 года по апрель 2013 года численность индивидуальных предпринимателей снизилась более чем на 367 тыс. человек. Отметим, что с начала 2013 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для индивидуальных предпринимателей существенно изменился, определяясь уже исходя из стоимости страхового года [9].
В январе 2014 года на территории субъектов Российской Федерации осуществился переход на патентную систему налогообложения отдельных категорий самозанятых, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей (более 60 видов предпринимательской деятельности). Действующий Налоговый кодекс в то время, соответственно, пополнился главой про специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения» [4]. Традиционную уплату налогов, в соответствии с данной системой, заменяют добровольная регистрация лицом своего бизнеса и сопутствующее приобретение патента по определенной цене. Целесообразность данного шага, тем не менее, поставлена под вопрос, поскольку не всегда покупка патента окупается масштабом осуществляемой деятельности. В этой связи, за предпринимателями было оставлено право получать ряд патентов и совмещать несколько режимов налогообложения – упрощенную и патентную систему. Размер допустимого к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, а также охват территории действия патента определялись самостоятельно субъектами Российской Федерации. Несмотря на широкие возможности выбора, большинство самозанятых предпринимателей не воспользовались правом легализации своей деятельности. В числе основных причин отказа от регистрации, как показали результаты опроса, реализованного аналитическим центром «Эксперт Северо-запад» и компанией Amway в Санкт-Петербурге, где доля самозанятых в 2014 году составила 3,7% трудоспособного населения, – неприязнь бюрократии и бумажной волокиты (ведение бухгалтерского учета и отчетности – 54%), а также неготовность платить налоги (42%) [10]. Налицо нехватка разъяснительной работы с населением, в ходе которой затрагивались бы вопросы специфики зарегистрированного предпринимательства. Так, по мнению экспертов: «Нельзя просто так заставить их потратить часть заработка на покупку патента: сложно объяснить им, зачем это нужно делать. Независимым работникам не очевидна возможная выгода от уплаты налогов, если ранее они этого не делали» [11].
Как можно заметить из вышесказанного, несмотря на отсутствие в законодательных документах развернутых трактовок понятий «самостоятельная занятость» и «самозанятый гражданин», на протяжении всего существования Российской Федерации как государства предпринимаются определенные попытки регулирования рассматриваемого вида предпринимательской деятельности со стороны властных органов. Очередная волна подобных инициатив связана с внесением в действующий Налоговый кодекс поправок 2017 года, в соответствии с которыми определяются лишь отличительные признаки самозанятого гражданина, а также порядок его постановки на учет в налоговые органы и порядок непосредственной уплаты налогов. Так, самозанятым гражданам, предоставляющим услуги физлицам для личных или домашних нужд, необходимо встать на учет в налоговом органе по месту жительства на основании представляемого уведомления об осуществлении такой деятельности (п. 7.3 ст. 83 НК РФ). При этом полученные в расчетный период 2017, 2018 и 2019 годов доходы самозанятых, состоящих на учете в налоговом органе, не подлежат страховым взносам (пп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ). Вдобавок, некоторые категории самозанятых (няни, сиделки, репетиторы, уборщики помещений) вправе осуществлять свою деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а их доходы освобождаются от налогообложения (п. 70 ст. 217 НК РФ) [2, 3]. По задумке правительства, предоставление налоговых каникул должно стимулировать граждан, занимающихся деятельностью, подпадающей под границы самозанятости, выходить «из тени» по истечении срока освобождения от уплаты налогов (20172019 гг.), то есть либо совсем «закрывать» свой бизнес, либо официально регистрировать его в качестве ИП. Однако параллельно с этим стремительно развивается сеть специализированных интернет-площадок, обеспечивающих масштабный, быстрый и нересурсозатратный поиск потенциальных клиентов, что, в свою очередь, служит катализатором дальнейшей проблематизации вопросов неформальной занятости в стране.
Осенью 2018 года Правительством Российской Федерации было предложено ввести на законодательном уровне налог на профессиональный доход с самозанятых граждан. Апробация специального налогового режима в качестве эксперимента проходит в четырех субъектах Российской Федерации (в г. Москве, Московской области, Калужской области и в Республике Татарстан), начиная с 1 января 2019 года, и продлится до 31 декабря 2028 года включительно. В рамках данного законопроекта под самозанятыми понимаются лица с годовым доходом не более 2,4 млн. рублей, работающие на себя, не имеющие ни работодателя, ни наемных работников. Главным образом, это дизайнеры, швеи, парикмахеры, репетиторы, массажисты, грузчики, сантехники и прочие «помощники», а также владельцы жилья, сдающие его в аренду. По задумке,
Электронный экономический вестник №3 (июль-сентябрь 2019 года) зарегистрировавшись в качестве самозанятого, гражданин платит 4% с доходов, полученных в ходе предоставления услуг физическим лицам, или 6% – в случае взаимодействия с юридическими лицами. При этом ему не нужно вести бухгалтерский учет и отчетность, платить страховые взносы [5].
Следует отметить, что большинство экспертов, оценивая реализацию проекта особого режима налогообложения самозанятых, рассчитывали на первоочередную легализацию деятельности водителей, риэлторов, консультантов и репетиторов, однако, в силу отсутствия соответственных данных в открытом доступе, проверить данное предположение не представляется возможным. В целом, по прогнозам правительства, до конца 2019 года в России зарегистрируются 200 тыс. самозанятых [12], а показатели эффективности реализации проекта по Республике Татарстан, к примеру, должны достичь 60 тыс. экономически активного населения республики [13]. Тем не менее, прошло уже больше полугода от начала эксперимента, и по состоянию на август 2019 года в Татарстане всего 26 тыс. зарегистрированных самозанятых [14]. Таким образом, реальная готовность самозанятых граждан к выходу из тени пока не отвечает ожиданиям органов государственной власти, ответственных за данный проект. На наш взгляд, дело в доверии к государственной политике страны в целом и к правительству в частности. Это доверие является результатом большой «репетиторской» работы со стороны государства. Достижение поставленных целей требует современных средств и способов обеспечения социальных гарантий трудовой деятельности, преумножающих возможности достижения желаемого результата как для личности, так и для государства.
В первую очередь, приравнивая самостоятельную занятость к виду предпринимательской деятельности, необходимо закрепить нормотворческие положения правового статуса самозанятых в Гражданском кодексе Российской Федерации. Кроме этого, требуется разработка ряда социальных и пенсионных гарантий, льготных банковских ставок (ипотека, кредиты), специальных имущественных условий (например, аренда помещений, рекламных стендов), условий обучения и переобучения и т. д. Наконец, обязательно «воспитание» у граждан твердого и надежного понимания правовой природы ведения бизнеса, во-первых, посредством подробного аргументированного разъяснения правовых и финансовых возможностей зарегистрированного предпринимателя, а во-вторых, посредством законодательной регламентации формы социальной защищенности самозанятого населения. Соблюдение данных условий, на наш взгляд, способно обеспечить полноценное вхождение самозанятых россиян в правовое поле.
Список литературы Ретроспективный анализ системы налогообложения российских предпринимателей и самозанятых граждан: от перестройки к современным реалиям
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/ (дата обращения: 13.08.2019).
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 13.08.2019).
- Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 27.11.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915/ (дата обращения: 13.08.2019).
- Федеральный закон от 25.06.2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131589/ (дата обращения 16.08.2019)
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 20.08.2019)
- Левентов Н. Н. Тенденции функционирования неформального предпринимательства в субъектах РФ // Дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. - Благовещенск, 2019. - с. 247.
- Цуканова Е. Ю., Придатко Е. А. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 9. - С. 196-203.
- Сколько зарабатывают самозанятые граждане РФ [Электронный ресурс] // Общественное телевидение России. - Режим доступа: https://otr-online.ru/realnye-cifry/skol-ko-zarabatyvayut-samozanyatye-grazhdane-rf-32.html (дата обращения: 19.08.2019)
- Страховые взносы для ИП: перезагрузка [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/487499/ (дата обращения: 20.08.2019)
- Корунова В. О., Прыгунова М. И. Самозанятость в России сегодня: экспертные оценки и общественное мнение // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. - 2018. - № 15. - С. 128-137.
- Швыркова А., Богомолова А. Государство начало следить за самозанятыми. Чего ждать няням, электрикам и кондитерам? [Электронный ресурс] // Inc.Russia. - 2018. - 14 мая. - Режим доступа: https://incrussia.ru/understand/gosudarstvo-nachalo-sledit-za-samozanyatymi-chego-zhdat-nyanyam-elektrikam-i-konditeram/ (дата обращения: 19.08.2019)
- Прыгунова М. И., Корунова В. О. Некоторые особенности легализации деятельности самозанятых в России // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. - 2018. - № 14. - С. 123-129.
- Смирнова Н. Всем выйти из тени! В России 100 тысяч таксистов, репетиторов и нянь стали самозанятыми [Электронный ресурс] // Регионы он-лайн. - 2019. - 6 июня. - Режим доступа: http://www.gosrf.ru/news/40933/ (дата обращения: 20.08.2019)
- Гордеева Н. В республике с 1 января 2019 года действует экспериментальный налоговый режим для самозанятых [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТатарИнформ. - 2019. - 22 апреля. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/2019/04/22/648969/ (дата обращения: 20.08.2019)