Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе
Автор: Усачев Владимир Иванович
Журнал: Народонаселение @narodonaselenie
Рубрика: Занятость населения
Статья в выпуске: 2 (40), 2008 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются перспективы демографического развития России в контексте демографических прогнозов, полученных исследователями из международных и национальных аналитических центров. В нем показаны потенциальные внутренние и внешние резервы для сокращения дефицита рабочей силы в России в среднесрочной перспективе.
Короткий адрес: https://sciup.org/14347693
IDR: 14347693
Текст научной статьи Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе
РезерВы пополнения труВоВого потеншоло
России В среднесрочной перспективе
Б ольшинство прогнозов численности населения России, подготовленных различными центрами и международными организациями, фиксируют одну тенденцию – сокращение населения, в том числе трудоспособного возраста.
В случае сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности, а также отсутствия миграционного прироста, численность населения России к началу 2025 г. может составить 122,0 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005 г. на 21,4 млн. человек. Минимальная убыль населения будет иметь место в 2008 г. (861,5 тыс. человек). В дальнейшем сокращение численности населения будет нарастать, превысив 1 млн. в 2015 г. Ничто не может приостановить до 2025 г. сокращение численности населения России. Однако можно существенно сократить его масштабы в случае проведения активной и эффективной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости, снижение смертности, повышение миграционного прироста.
Следует отметить, что в России существуют значительные различия в интерпретации результатов данных прогнозов. В частности, некоторые ученые считают, что сокращение численности населения России не является серьезной проблемой для страны, а компенсация дефицита трудовых ресурсов может происходить исключительно за счет внешней (международной) миграции. Мы придерживаемся иной точки зрения, которая заключается в том, что сокращение численности населения влечет за собой негативные социально-экономические и геополитические проблемы для страны. Недостаток трудовых ресурсов все более серьезно ощущается различными отраслями отечественной экономики. Компенсировать его необходимо, прежде всего, за счет внутренних ресурсов (переобучения безработных и их перераспределения между регионами за счет внутрирос-сийской миграции), а недостающую часть можно ввозить из-за рубежа через каналы привлечения мигрантов на постоянное место жительство и временную работу.
Необходимость поиска резервов трудовых ресурсов в России связана с ухудшением демографической ситуации. Исследование показывает, что в России имеются определенные резер- вы пополнения численности трудовых ресурсов за счет внутренних источников. Среди них можно выделить три основные – безработные трудоспособного возраста, пенсионеры и молодежь.
Важным источником внутренних резервов являются люди пенсионного возраста. На протяжении 1970–2000-х годов наибольшими темпами росла доля лиц в возрасте 75 лет и старше, причем значительно быстрее, чем доля лиц в возрасте 60 лет и старше. В эти годы также увеличилась и демографическая нагрузка за счет пожилых людей.
Уровень старения населения России (по критерию «удельный вес населения в возрасте 60 лет и старшие») в 2002 г., по данным Всероссийской переписи населения, составлял 18,5%. Более высокое его значение (21,4%) отмечалось в Центральном федеральном округе; относительно низкие показатели – в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Близкими к среднему по стране в целом значения этого показателя были в Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах.
Коэффициент вариации уровня постарения населения по субъектам федерации был равен 32%. Высо- кие значения коэффициента вариации старения населения отмечались в тех федеральных округах, в состав которых входят автономные округа (Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Северо-Западный). В Центральном и Приволжском федеральных округах значения уровня постарения населения различались меньше.
В условиях российской депопуляции, важнейшим признаком которой является крайне низкий уровень рождаемости, демографическое старение неизбежно. К середине века доля лиц старше 60 лет в населении России, согласно прогнозам ООН, увеличится с 18 до 37%, т.е. более чем в 2 раза. В ближайшие годы, согласно практически всем российским демографическим прогнозам, число тех, кто достигнет начала трудоспособного возраста, превысит численность тех, кто будет выбывать из данной возрастной группы в результате смерти, либо по достижении пенсионного возраста. Затем ситуация резко изменится, и численность населения трудоспособного возраста будет быстро и неуклонно уменьшаться. Хотя в условиях низкого уровня жизни, высокой заболеваемости и смертности повышение возраста выхода на пенсию у населения
Таблица 1
Показатели старения |
1970 |
1979 |
1989 |
1995 |
1999 |
2000 |
2004 |
Доля лиц в возрасте 60 лет и старше |
12,0 |
13,7 |
15,3 |
16,6 |
18,1 |
18,5 |
17,8 |
Доля лиц в возрасте 75 лет и старше |
2,5 |
3,1 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
4,9 |
Демографическая нагрузка 19,5 за счет лиц в возрасте 60 лет и старше |
21,1 |
24,9 |
35,0 |
28,2 |
29,2 |
26,8 |
Динамика показателей старения населения России в 1970–2004 гг., %
является крайне непопулярной мерой, все же отдельные исследователи допускают его некоторое повышение с целью компенсации уменьшения численности трудовых ресурсов. Само по себе такое повышение не может быть плавным. Значительные территориальные различия уровня постарения населения требуют распространения принципа «плавности» и в территориальном разрезе, т.е. субъектам федерации должно быть предоставлено право реализации данного принципа.
Учитывая перспективы демографического развития России, связанные с сокращением численности населения трудоспособного возраста, пожилым людям следует предоставить возможность продолжать заниматься приносящим доход трудом до тех пор, пока они того желают и сохраняют способность к продуктивному труду. Сделать это нередко не позволяют безработица, занятость на работе неполный рабочий день и отсутствие достаточной эластичности рынка труда, что лишает общество их потенциала и профессиональных знаний. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой большинство людей пожилого возраста заняты в неформальном секторе, что нередко лишает их социальной защиты, обеспечиваемой в формальном секторе экономики.
Особое внимание следует уделять факторам, влияющим на положение пожилых женщин на рынке труда, в частности тем факторам, которые сказываются на занятости женщин на оплачиваемой работе, включая более низкую заработную плату, отсутствие возможности для развития карьеры из-за нарушения непрерывности стажа, необходимость выполнения обязанностей, связанных с уходом за другими членами семьи, и их возможности накапливать пенсию и другие ресурсы, необходимые им после выхода на пенсию.
Для достижения целей обеспечения занятости всем необходимо признать, что продолжение найма пожилых работников необязательно приводит к сужению возможностей для трудоустройства молодежи. Экономика в целом может получать выгоду от использования опыта и профессиональных знаний пожилых людей в деле профессиональной подготовки молодых и недавно нанятых работников.
Безработные трудоспособного возраста являются важным источником пополнения трудовых ресурсов России. Применение методологического подхода МОТ к определению безработных по трем основаниям (не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели) позволяет обнаружить в России около 5,7 млн. безработных, или 7,8% экономически активного населения (данные 2004 г.). Своего пика численность безработных в стране достигла в 1999 г., когда под международное определение безработных попадали 9,4 млн. человек, или 13% экономически активного населения России. Изменение экономической конъюнктуры в стране, характеризуемое ростом экономики после кризиса 1998 г., привело к увеличению занятости в России и сокращению численности безработных (табл. 2).
В России безработица отличается увеличением среднего времени поиска работы безработными – по итогам 2004 г. оно составляло 8,5 месяцев и повышением среднего возраста безработного населения – около 35 лет. Эти и другие обстоятельства свиде- тельствуют о том, что в стране в целом (а в некоторых регионах особенно) велика проблема застойной безработицы. Некоторые рынки труда исчерпали возможности для «поглощения» безработных, что доказывает необходимость профессионального и территориального перемещения рабочей силы.
Социально-экономическая ситуация в России, в том числе состояние рынка труда, имеет существенные территориальные особенности. Средний показатель уровня безработицы по России в 2005 г. составил 9%, в то время как разница между самым высоким и самым низким уровнем безработицы составляет около 80 раз (Республика Ингушетия и г. Москва).
В первую группу входят регионы, характеризующиеся высокими показателями уровня безработицы. Это республики ЮФО и Республика Тыва. Например, в Чеченской Республике уровень безработицы составляет более 50% экономически активного насе- ления. Здесь состояние рынка труда можно назвать критическим.
Во вторую группу можно отнести регионы, в которых также сложилась неблагоприятная, или пограничная с напряженной, ситуация на рынке труда. Это республики Калмыкия, Бурятия, Алтай, Адыгея, Коми-Пермяцкий АО и ряд других субъектов Российской Федерации.
В третью и четвертую группы входят регионы, уровень безработицы в которых средний или ниже среднего. Это регионы Центральной России, Сибири и пр. К территориям с относительно благоприятной ситуацией на рынке труда (пятая группа) можно отнести Москву, Московскую и Псковскую области, Чукотский и Эвенкийский автономные округа.
Безработные распределяются по территории России неравномерно. Большинство из них сосредоточено в Южном федеральном округе – порядка 1,3 млн. человек, Приволжском – 1,2 млн., Централь-
Таблица 2
Основные показатели безработицы в России в 1992–2004 гг.
Год |
Численность безработных, тыс. человек |
Уровень безработицы, % |
Среднее время поиска работы, месяцев |
Средний возраст безработных, лет |
1992 |
3.888,6 |
5,2 |
4,4 |
32,7 |
1993 |
4.285,6 |
5,9 |
4,3 |
32,5 |
1994 |
5.740,3 |
8,1 |
5,1 |
33,3 |
1995 |
6.684,3 |
9,4 |
6,2 |
33,1 |
1996 |
6.740,4 |
9,7 |
7,0 |
33,6 |
1997 |
8.065,1 |
11,8 |
8,8 |
34,0 |
1998 |
8.938,2 |
13,3 |
9,1 |
34,2 |
1999 |
9.435,6 |
13,0 |
9,7 |
35,3 |
2000 |
7.699,5 |
10,6 |
9,1 |
34,8 |
2001 |
6.423,7 |
9,0 |
8,2 |
34,7 |
2002 |
5.698,3 |
7,9 |
8,6 |
34,8 |
2003 |
5.959,2 |
8,2 |
8,2 |
34,4 |
2004 |
5.674,8 |
7,8 |
8,5 |
34,9 |
Источник: Экономическая деятельность населения России (по результатам выборочных обследований). М.: Росстат, 2006. С. 130, 170.
ном – около 1 млн. человек. Особенно остро проблема безработицы стоит в трудоизбыточных регионах страны, к числу которых можно отнести регионы Северного Кавказа. Много безработных сосредоточено в Чечне (не менее 350 тыс., а по другим данным – не менее 500 тыс. человек), Дагестане (около 300 тыс.), Краснодарском крае (более 210 тыс.), Ставропольском крае (120 тыс.), Кабардино-Балкарии (около 100 тыс. человек). Существует не только необходимость, но и возможности профессиональной переподготовки части безработных и перераспределения их между регионами страны в зависимости от потребностей в рабочей силе. Опыт организации экономической и трудовой миграции имелся в советское время.
Можно высказать несколько основных рекомендаций по вопросам оптимизации системы расселения, миграции и занятости населения в России, которые позволят частично решить проблему покрытия дефицита в трудовых ресурсах на уровне отдельных регионов и страны в целом.
Во-первых, необходимо стимулировать занятость и повысить территориальную подвижность населения трудоизбыточных регионов Рос сии (Чеченская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан, Ингушетия и пр.). Для этого требуется создать условия для занятости населения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме в трудоизбыточных регионах России; снизить барьеры для развития малого бизнеса; заключить соглашения между регионами страны об организованных поставках российской рабочей силы в регионы со сходной структурой экономики и потребностями в трудовых ресурсах.
Во-вторых, нужнопринятьиреали-зовать программу развития транспортной инфраструктуры России (строительство железнодорожных путей, автомобильных дорог, реконструкция аэропортов) с целью решения проблем доступности отдаленных регионов и реализации выгод «транзитного положения» России между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.
В-третьих, следует принять и реализовать программу экономического развития Дальнего Востока и Сибири, которая должна включать необходимость развития их экономического потенциала на основе благоприятных природно-географических условий. На начальном этапе экономика региона может иметь экспортную направленность, в первую очередь на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (статьи экспорта – энергоресурсы, лесные ресурсы, продукция сельского хозяйства, морского промысла, пушнина, металлы и пр.). В среднесрочной перспективе экономика региона должна ориентироваться на постепенный переход от экспорта необработанного сырья к производству и экспорту готовой продукции. На Дальнем Востоке необходим льготный налоговый режим для российских предпринимателей, готовых вкладывать средства в развитие предприятий по производству полуфабрикатов и готовой продукции, ориентированных на экспорт. Нужно привлекать инвестиции и предпринимателей из СНГ, Восточной и Западной Европы для экономического освоения Сибири и Дальнего Востока.
В-четвертых, надо принять и реализовать программу расселения населения в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Для это- го необходимо создать благоприятные условия (жилье, уровень заработной платы, социальная инфраструктура) выпускникам высших учебных заведений, готовым переселиться в эти регионы; привлечь соотечественников из стран СНГ для заселения и экономического освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; выделить средства из федерального бюджета на льготные кредиты и безвозмездные ссуды на строительство жилья и ведение бизнеса (для мигрантов и местного населения) в зависимости от количества мигрантов, принятых регионом; освободить от налогов на прибыль «стартующие» предприятия и индивидуальных предпринимателей – российских граждан, проживающих в регионе на первые 2–3 года; предоставить возможности получения земли в долгосрочную аренду для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также строительства жилья молодым специалистам.
Реализация подобных программ позволит создать рабочие места, стимулировать рост промышленного производства в регионе, остановить миграционный отток населения.
В качестве внешнего компонента трудовых ресурсов для России может выступать международная трудовая миграция, или внешний «заемный труд». Трудовых мигрантов можно использовать на временной основе, привлекая их необходимое количество из-за границы на определенных условиях и в четко обозначенные регионы страны, испытывающие реальные потребности в рабочей силе.
К политике импорта иностранной рабочей силы прибегали в разное время и используют ее до сих пор целый ряд стран. Хотя следует отметить,
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №2 – 2008 что практика привлечения «заемного труда» становится более осторожной, поскольку трудовая миграция имеет свойство переходить в постоянную миграцию, а также чревата социальнокультурными издержками. Поэтому при формировании миграционной политики, направленной на ввоз иностранной рабочей силы, России следует учитывать негативные последствия использования внешнего компонента компенсации потребности в трудовых ресурсах.
По данным ФМС, количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно растет: в 2003 г. – около 380 тыс., в 2004 г. – 460 тыс., в 2005 г. – более 702 тыс. человек, в 2006 г. в России работали 1 млн. 150 тыс. иностранных граждан. При этом доля иностранных трудовых мигрантов среди занятого населения России остается относительно небольшой – немногим более 1%. Соотношение между рабочей силой, привлеченной из стран СНГ и дальнего (старого) зарубежья, при этом оставалось примерно одинаковым.
Иностранная рабочая сила привлекается в Россию более чем из 120 стран. В 2005 г. среди десяти крупнейших стран по поставке рабочей силы в Россию выделяются четыре страны дальнего зарубежья (Китай, Турция, Вьетнам и КНДР) и шесть государств СНГ (Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Азербайджан).
Половозрастной состав иностранных работников достаточно стабилен – подавляющая часть среди них мужчины (на протяжении многих лет – около 90%). Среди трудовых мигрантов немногим более 80% мужчин и 90% женщин находятся в возрасте от 18 до 39 лет. Наиболее многочислен- на группа иностранных работников в возрасте 30–39 лет (около 40%). Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Структура их занятости показывает, что основными отраслями, привлекающими трудовых мигрантов, являются строительство, промышленность и сельское хозяйство.
Наряду с легальной (законной) трудовой миграцией существует и незаконная трудовая миграция (оценки варьируются от 5 до 15 млн. человек). Категория незаконных мигрантов достаточно широка и включает в себя, с одной стороны, тех, кто незаконно пересек границу, а с другой – тех, кто сделал это законно, но не зарегистрировал должным образом свое пребывание в стране в соответствии с законами. В случае с трудовыми мигрантами дополнительным критерием незаконности может служить отсутствие разрешения на работу или несоответствие деятельности заявленной при въезде цели пребывания в стране.
Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регули- рования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны в первую очередь на экономических и геополитических интересах России.
Поэтому прежде, чем определять политику в отношении привлечения иностранных трудовых мигрантов, необходимо представлять размеры этих потребностей и непосредственно увязывать их с перспективами социально-экономического развития государства. Цель удвоения ВВП может быть достигнута двумя способами или их сочетанием: увеличивать численность занятого населения (в том числе за счет трудовых мигрантов); можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства.