Режим инфляционного таргетирования: эволюция и эффективность

Автор: Евтеев Д.Е.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 4-2 (50), 2019 года.

Бесплатный доступ

В данной статье раскрывается история возникновения инфляционного таргетирования, рассмотрены ключевые предпосылки широкого распространения данного режима денежно-кредитной политики. Также автором проведен литературный обзор зарубежных научно-исследовательских работ, изучающих вопрос эффективности таргетирования инфляции.

Денежно-кредитная политика, центральный банк, таргетирования инфляции, экономический рост, резервный банк новой зеландии, банк канады

Короткий адрес: https://sciup.org/170181609

IDR: 170181609   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10531

Текст научной статьи Режим инфляционного таргетирования: эволюция и эффективность

В современном понимании инфляционное таргетирование берет свое начало в 1990-х гг. Постепенный переход все большего количества стран к данному режиму денежно-кредитной политики обусловлен целым рядом объективных факторов, связанных с особенностями развития мировой и национальных экономик на рубеже XXXXI веков. Во-первых, кризис распространенного в развитых странах в 1970-1990х гг. денежного таргетирования вынудил ведущие центральные банки мира приступить к поиску нового номинального якоря денежно-кредитной политики: продолжающиеся укрупнение и усложнение мирового финансового рынка, повышение финансовой интегрированности стран приводило к размыванию связей между динамикой денежных агрегатов и целевыми макроэкономическими показателями, делая таргетирование монетарных параметров все более несостоятельным. «Мы не отказывались от денежных агрегатов – они отказались от нас» – выражение, при- писываемое главе Банка Канады в 19731987 гг. Джону Кроу [1].

Во-вторых, в 1990-х гг. начала меняться и парадигма курсовой политики. Череда разразившихся в данный период валютнофинансовых кризисов (азиатский и латиноамериканский) на фоне усиливающейся интеграции большинства стран в мировое экономическое и, в частности, финансовое пространство делало невозможным эффективное валютное таргетирование, ознаменовав крах механизма фиксированных валютных курсов.

В результате начиная с 1990-х гг. все большее число развитых стран прибегало к внедрению таргетирования инфляции, с 2000-х годов данная тенденция продолжилась преимущественно в развивающихся экономиках. В целом на сегодняшний день инфляционного таргетирования придерживаются более 30 стран – по оценкам Международного валютного фонда на 2017 года 38 государств [2].

Таблица 1. Внедрение развитыми и развивающимися странами режима инфляционного таргетирования а 1990-2010 гг.

1990-1999 гг.

2000-2010 гг.

Развитые страны

Развивающиеся страны

Развитые страны

Развивающиеся страны

Новая Зеландия (1990 г.)

Чили (1990 г.)

Норвегия (2001 г.)

Южная Африка (2000г.)

Канада (1991 г.)

Южная Корея (1998 г.)

Исландия (2001 г.)

Таиланд (2000 г.)

Израиль (1992 г.)

Польша (1998 г.)

Швейцария (2000 г.)

Венгрия (2001 г.)

Великобритания  (1992

г.)

Мексика (1999 г.)

Словакия (2005 г.)

Перу (2002 г.)

Швеция (1993 г.)

Бразилия (1999 г.)

Япония (2013 г.)

Филиппины (2002 г.)

Финляндия (1993 г.)

Колумбия (1999 г.)

Гватемала (2005 г.)

Австралия (1993 г.)

Индонезия (2005 г.)

Испания (1995 г.)

Румыния (2005 г.)

Чехия (1998 г.)

Турция (2006 г.)

Сербия (2006 г.)

Армения (2006 г.)

Гана (2007 г.)

Уругвай (2007 г.)

Новая Зеландия стала пионером внедрения инфляционного таргетирования. Практика использования данного режима начала применяться новозеландским Резервным банком с 1988 года, однако официально переход к таргетированию инфляции был провозглашен в 1991 году [3]. Приоритет в реализации нового курса отдавался управлению ликвидностью и, что немаловажно, информационной политике. При этом наряду со сменой режима монетарной политики, в стране проводился целый ряд крупных экономических реформ, в том числе в сфере фискального регулирования.

За год до введения нового режима ДКП экономика Новой Зеландии пребывала в посткризисной рецессии, одной из причин которой стала девальвация новозеландского доллара вследствие отказа Резервного банка от режима фиксированного валютного курса. Темп инфляции в 1990 году в стране достиг 6,1%, однако уже в 1991 году монетарным властям Новой Зеландии удалось снизить его до 2,61%. Денежнокредитная рестрикция, показавшая свою эффективность в плане контроля над уровнем цен, естественно, негативно сказалась на реальной экономике – темп роста снизился с 1,1% до -2,17%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе общая экономическая и, в частности, монетарная политики Новой Зеландии дали положительные результаты. К 2015 году ВВП Новой Зе- ландии вырос на 71,7%, темп инфляции сократился до 0,29%.

Также необходимо отметить роль Новой Зеландии в концептуальном развитии инфляционного таргетирования. В 1999 году Резервный банк провозгласил переход от жесткого режима к гибкому, предусматривающему таргетирование не только инфляции как таковой, но и другие макроэкономические показатели (в том числе валютный курс и ВВП), а также более широкий и гибкий инструментарий денежнокредитной политики.

Во многом схож с практикой Новой Зеландии и опыт еще одного первопроходца в области внедрения инфляционного таргетирования – Канады. Введение Банком Канады нового режима ДКП также сопровождалось экономическим спадом на фоне ускорившейся инфляции. Борьба с повышением цен также оказывала диссимулирующее краткосрочное воздействие на канадскую экономику, однако в долгосрочной перспективе монетарным властям в целом удалось снизить инфляцию и преодолеть периоды макроэкономической нестабильности, не прибегая к излишне агрессивной денежно-кредитной политике. В результате за аналогичный период канадская экономика выросла на 58%, а инфляция снизилась до 1,1% с пиковых значений в 5,62%.

На сегодняшний день существует целое множество разного рода научных исследо- ваний относительно эффективности применения инфляционного таргетирования. И, несмотря на то, что зачастую их результаты в некоторой степени противоречивы, а также тот факт, что период применения таргетирования инфляции в мировой практике может восприниматься недостаточным для проведения достоверной статистической оценки, в целом подавляющая часть ученых сходится на выводе о довольно высокой эффективности данного режима с точки зрения его влияния на конечную цель ДКП, причем как в отношении развитых, так и развивающихся стран.

Так, в своих исследованиях Хювенен [4], Вега и Викелрид [5], а также Молик, Торрес и Карнейро [6] указывают на снижение уровня инфляции, его волатильности, а также волатильности темпов экономического роста при переходе развитых стран к режиму таргетирования инфляции. Мишкин и Шмидт-Геббель [7] придерживаются в целом аналогичного мнения: функционирование в рамках режима таргетирования инфляции позволяет развитым странам поддерживать низкий уровень инфляции в долгосрочной перспективе.

Результаты исследований эффективности инфляционного таргетирования в развивающихся странах также говорят в пользу данного режима монетарной политики. Гонсалвеш и Саль [8], а также Бати-ни, Брейер, Коххар и Роджер [9] пришли к выводу о том, что инфляционное таргети- ее волатильности, а также волатильности темпов экономического роста. Более того, Батини и соавторы отмечают, что эффект инфляционного таргетирования в среднем сильнее по сравнению с прочими режимами денежно-кредитной политики.

Проведенный анализ мировой практики применения таргетирования инфляции, а также обзор целого ряда исследований, изучающих вопрос его влияния на темпы роста цен и прочие ключевые макроэко- номические переменные как в развитых, так и в развивающихся странах, позволяет сделать вывод о высокой эффективности данного режима денежно-кредитной политики. На практике внедрение инфляционного таргетирования может существенно осложнятся спецификой экономического устройства той или иной страны. Так, подобная картина наблюдалась во многих переходящих к данному режиму развивающихся странах, для экономики которых свойственны экспортная ориентированность, низкий уровень развития финансового рынка, высокая степень «долларизации» системы хозяйствования, а также существенная роль немонетарных факторов в природе инфляции и, в частности, «эффекта переноса» валютного курса в цены. Тем не менее, как показывают рассмотренные в настоящей статье исследования, инструментальная гибкость инфляционного таргетирования зачастую позволяет нивелировать данные негативные факторы при сохранении антиинфляцион- рования в развивающихся экономиках также способствует снижению инфляции, ного курса монетарного регулирования.

Список литературы Режим инфляционного таргетирования: эволюция и эффективность

  • «Лечи сложное сложным» - [Электронный ресурс] - Сайт «Эксперт Online» - Режим доступа: https://expert.ru/expert/2017/21/lechi-slozhnoe-slozhnyim/.
  • Официальный сайт Международного валютного фонда - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.imf.org/.
  • Официальный сайт Международного валютного фонда - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbnz.govt.nz.
  • Hyvonen M. Inflation Convergence Across Countries // Research Discussion Paper Economic Research Department Reserve Bank of Australia. - 2004.
  • Vega M., Winkelried D. Inflation Targeting and Inflation Behavior: A Successful Story? // International Journal of Central Banking. - 2005. - Vol. 1, № 3.
  • Mollik A., Torres R., Carneiro F. Does Inflation Targeting Matter for Output Growth? Evidence from Industrial and Emerging Economies. // World Bank Policy Research Working Paper. - 2008. - № 4791.
  • Mishkin F. S., Schmidt-Hebbel K. Does Inflation Targeting Make a Difference? // NBER Working Paper. - 2007. - № 12876.
  • Goncalves C. E, Salles J. Infation targeting in emerging economies: What do the data say? // Journal of Development Economics. - 2008. - № 85.
  • Batini N., Breuer P., Kochhar K., Roger S. Inflation Targeting and the IMF // IMF Board Paper SM/06/33. - 2006.
Еще
Статья научная