Результаты исследований интенсивности растворения неконденсируемого газа в жидких компонентах топлива двигательных установок
Автор: Бершадский Виталий Александрович, Соколов Борис Александрович, Туманин Евгений Николаевич
Журнал: Космическая техника и технологии @ktt-energia
Рубрика: Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Статья в выпуске: 1 (24), 2019 года.
Бесплатный доступ
Показана важность определения интенсивности растворения неконденсируемого газа в компонентах топлива, используемых в ракетных двигательных установках, в связи с влиянием газосодержания в топливе на работоспособность жидкостного ракетного двигателя. Обоснована необходимость экспериментальных исследований интенсивности растворения газообразного гелия в жидком водороде на крупно -масштабной экспериментальной установке при создании кислородно-водородной двигательной установки ракеты-носителя «Энергия». Представлены особенности проведения исследований с обоснованием модели процесса и обобщением экспериментальных данных. Получена зависимость для коэффициента массообмена в безразмерном виде для широких диапазонов изменений критериев подобия, характерных для высококипящих и криогенных жидкостей. Приведены сравнительный анализ и преимущества полученных результатов, а также краткие сведения об их практическом использовании. Результаты исследований растворимости гелия в жидких криогенных компонентах топлива - водороде и кислороде - могут использоваться при разработке ракетных блоков с криогенными компонентами топлива ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
Система топливоподачи, интенсивность растворения газа, компоненты топлива, концентрация растворенного газа, газонасыщение топлива, коэффициент массообмена, безразмерные критерии, ракета-носитель сверхтяжелого класса
Короткий адрес: https://sciup.org/143172123
IDR: 143172123
Текст научной статьи Результаты исследований интенсивности растворения неконденсируемого газа в жидких компонентах топлива двигательных установок
берШадСкий в.а.

Соколов б.а.

туманин е.н.
Предварительные соображения о необходимости исследований
Питание жидкостных ракетных двигательных установок (ДУ) летательных аппаратов компонентами топлива (КТ) обеспечивается с использованием некон-денсируемого газа (НГ) для наддува топливных баков и проведения необходимых предстартовых и полетных операций. Массообмен между газом и жидкостью приводит к растворению газа (абсорбции). Движение потока КТ в магистрали питания с уменьшением давления и увеличением температуры сопровождается выделением НГ из раствора (десорбцией) и образованием двухфазного потока. Абсорбция и десорбция являются неотъемлемой частью термодинамических процессов в элементах систем топливоподачи ДУ, а образование двухфазного потока в топливе оказывает отрицательное влияние на работу жидкостного ракетного двигателя в следующие моменты его работы:
-
• на режиме запуска — увеличивается время выхода на основной режим, появляются низкочастотные колебания в системе питания, уменьшается кавитационный запас насосов;
-
• на установившемся режиме — изменяются гидравлические характеристики всасывающей топливной магистрали, ухудшаются кавитационные и энергетические характеристики насосов.
Поэтому возникает практическая необходимость в определении интенсивности растворения НГ, при которой реализуется недопустимая величина газо-содержания в КТ, и в подтверждении работоспособности насосов при этих условиях [1, 2].
Настоящие исследования являются актуальными и могут использоваться при разработке ракет-носителей (РН) и разгонных блоков, ДУ которых работают на высококипящих и криогенных компонентах топлива и в которых для наддува баков используются нейтральные газы.
Постановка задачи исследования
В 1978–1982 гг. организациями РКК «Энергия» и НИЦ РКП (прежнее название — НИИхиммаш) были проведены исследования для определения интенсивности растворения газа наддува (гелия) в криогенных компонентах (кислород и водород). На крупномасштабной экспериментальной установке, предназначенной для отработки внутрибаковых процессов с имитацией операций, характерных для режимов эксплуатации кислородноводородных ДУ, были проведены исследования по интенсивности растворения гелия в жидком водороде.
Задача по определению влияния концентрации гелия в жидком водороде на работу насосов кислородно-водородного двигателя возникла при создании ДУ 2-ой ступени РН «Энергия». Необходимость ее решения была связана с особенностями предстартового термостатирования жидкого водорода при температуре Т ж = (17,5–18,0) К в топливном баке ДУ. Во время термостатирования (при циркуляции жидкости через внешний теплообменник и газовую среду) в баке предусматривалось поддержание давления гелия в газовом объеме бака при наддуве на уровне до p г ≥ 0,1 МПа. Считалось, что это позволит создать слой жидкого гелия у границы раздела газового объема с жидкостью, препятствующий конденсации газообразного водорода при использовании его для наддува бака в период работы двигателей.
Предварительные исследования при имитации на стендовой экспериментальной установке предстартовых режимов термостатирования показали, что массовая концентрация гелия, растворенного в жидком водороде, в конце проводимых операций достигает 0,23 кг/м3. Это соответствовало состоянию насыщения жидкого водорода растворенным гелием, которое на переходных режимах работы двигателей могло привести к образованию недопустимой величины объемного газопаросодержания потока на входе в насосы.
При этом возникала опасность возможного отказа двигателя из-за того, что растворимость гелия в жидком водороде в 17 раз превосходит его растворимость в жидком кислороде, а точность расчетов по концентрации раствора гелия с применением закона Генри не вызывала доверия, так как раствор гелия в водороде является неидеальным.
В настоящей статье изложена часть проводившихся исследований по растворению гелия в жидком водороде, в результате которых были получены обобщенные данные с учетом интенсивности растворения НГ при его вынужденном движении через криогенную жидкость, и известных данных по растворению НГ в высококипящих жидкостях.
В общем случае вынужденное движение НГ через жидкие компоненты ракетного топлива происходит при реализации ряда технологических операций, связанных с эксплуатацией ДУ и их экспериментальной отработкой. Можно перечислить некоторые операции, в которых реализуется растворение газа в жидком топливе:
-
• ликвидация температурного расслоения топлива в баках и охлаждение конструкции насосов при предстартовых операциях с применением, соответственно, процессов «барботажа» и «газлифта»;
-
• наддув топливных баков перед запуском двигателей на старте и в условиях малой величины гравитационных сил при космическом полете;
-
• демпфирование колебаний давления в топливных расходных магистралях для обеспечения продольной устойчивости;
-
• моделирование газосодержания в КТ при стендовых испытаниях двигателей для подтверждения их работоспособности в заданных пределах.
Анализ известных из научно-технической литературы (например, из работ [3, 4]) зависимостей, относящихся к коэффициенту массообмена в жидкой фазе при вынужденном движении газа через жидкость, показывает, что все они получены при проведении экспериментов с высококипящими жидкостями (типа воды, керосина и т. д.) и не охватывают условий, характерных для применения криогенных жидкостей.
особенности проведения экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования интенсивности растворения гелия в жидком водороде проводились на установке Э7941 с баком объемом 11,2 м3, имеющим экранно-вакуумную теплоизоляцию. Установка Э7941 была оснащена средствами измерений следующих параметров:
-
• температуры по высоте объема жидкости и газового объема;
-
• уровня жидкости и давления в баке;
-
• концентрации растворенного газа;
-
• расхода газа;
-
• сплошности топлива.
Для определения интенсивности растворения вынужденное движение гелия через объем жидкого водорода осуществлялось с помощью распылителя газа в нижней части объема жидкости.
Для оценки интенсивности растворения НГ в криогенном топливе определялся среднеобъемный коэффициент массообмена в жидкой фазе β гж , представляющий собой скорость растворения объема газа в единице объема жидкости (м3 газа / с·м3 жидкости).
При экспериментальном изучении кинетики процесса растворения газа рассматривалось влияние на коэффициент массоотдачи в жидкой фазе β гж следующих режимных параметров: температуры жидкости Т ж и давления р б в баке; уровня жидкости в баке h ж ; скорости газа в баке w гпр , приведенной к его поперечному сечению; тепловой нагрузки к жидкости в баке q ж ; плотности газа на границе раздела фаз ρ гжн ; условия распыла газа в жидкости. В проводившихся экспериментах объем жидкости водорода в баке изменялся от 1 до 10 м3, а массовый расход гелия — от 5·10–3 до 70·10–3 кг/с. В ряде случаев изменялась конструкция распылителей газа в жидкости.

Рис. 1. Схема процесса при вынужденном движении газа через жидкость: hж — высота столба жидкости от коллектора до «зеркала» жидкости; hф — высота зоны факела; hср — высота зоны подъема пузырей; hп — высота зоны пены; Qж — теплоприток в жидкость через теплоизоляцию и тепловые мосты; Qисп — тепло, отбираемое из жидкости за счет испарительного эффекта; Qгж — теплоприток в жидкость от барботируемого газа; mг — массовый секундный расход газа через жидкость; mп — масса пара; wo — скорость всплытия одиночного пузырька газа
Модель процесса растворения газа при его вынужденном движении через жидкость (рис. 1) была сформирована на основе следующих допущений, подтвержденных в результате экспериментов [5]:
-
• в период растворения обеспечивается полное перемешивание жидкого раствора, т. е. отсутствуют неравномерности концентрации растворенного газа и температуры жидкости в вертикальном и горизонтальном направлениях;
-
• зоной процесса массообмена равной интенсивности является весь объем жидкости в баке с распределенными в ней пузырьками газа. Влиянием зон факела ( h ф ) и пены ( h п ) на интенсивность массооб-мена можно пренебречь ввиду их малости;
-
• на границах раздела фаз в период всего времени барботирования существует термодинамическое равновесие. Составы фаз на границах раздела соответствуют суммарному давлению р б в системе и температуре растворителя Т ж ;
-
• изменения массы растворителя связаны с испарением его в нераство-рившийся газ и уносом капель жидкости. Влиянием изменений массы растворителя
на изменения концентрации газа в жидкой фазе можно пренебречь ввиду их малости;
-
• сопротивлением диффузионному потоку массы газа в газопаровой фазе можно пренебречь ввиду его малости по сравнению с сопротивлением в жидкой фазе;
-
• изменения теплосодержания раствора за период времени растворения газа связаны с прогревом жидкости за счет внешней тепловой нагрузки и полного охлаждения растворяемого газа до температуры растворителя, а также с охлаждением жидкости за счет испарения части ее в нерастворившийся газ.
Метод определения коэффициента мас-соотдачи газа в жидкость βгж базировался на физическом представлении о конвективной диффузии при вынужденном движении газа через жидкость, а уравнение конвективной диффузии в одномерной постановке было представлено в виде dnгж /∂τ + wdnгж /∂y = (D + Dт)d2nгж /∂2y, где d — приведенная мольная концентрация; nгж — текущее значение мольной концентрации растворенного газа, которое определялось по результатам хроматографического и специально разработанного оперативного анализов жидкости; τ — текущее время; w — скорость газа; D и Dт — коэффициенты молекулярной и турбулентной диффузии газа в жидкости; y — осевой размер.
Принятые допущения об идеальном перемешивании раствора после интегрирования этого уравнения с заменой переменных при начальных условиях τ = 0 и nгж = 0 позволили преобразовать его к виду nгж = nгжн[1 – exp(–βгжτ)], (1)
где β гж — коэффициент массоотдачи в жидкой фазе; n гжн — мольная концентрация газа.
n гжн в уравнении (1) на границе раздела фаз в состоянии насыщения жидкости рассчитывалась по зависимости:
n гжн = р б n гг / K , (2)
где р б — давление газа в баке; n гг — мольная концентрация газа в газовой фазе; K — коэффициент растворения.
В зависимости (2) величина мольной концентрации газа в газовой фазе nгг и коэффициент растворения K определялись для условий термодинамического равновесия по измеренным значениям давления и температуры с учетом неидеальности раствора. В проводившихся экспериментах предельная относительная погрешность определения величины nгж не превышала 10%.
Величина β гж определялась как угловой коэффициент в координатах τ и –ln(1 – n гж / n гжн ). Экспериментальная зависимость β гж от основных влияющих факторов была определена на основе сформированной модели процесса и в результате рассмотрения элементарного акта барботажа при движении газа через жидкость.
зависимость для коэффициента массообмена в безразмерном виде
Считалось, что пузырьки газа равномерно распределены в объеме жидкости, а массоотдача через поверхность пузырьков осуществляется по известной модели обновления и проницания поверхности [6, 7]. Тогда выражение для коэффициента массоотдачи, полученное при интегрировании уравнения конвективной диффузии и принятом допущении о том, что время обновления поверхности по порядку величины равно отношению диаметра сферического пузырька среднего размера к скорости всплытия этого пузырька, может быть записано в виде:
β гж = (12 V г / V ж d ср )( Dw o / π d ср )0,5, (3) где D — коэффициент молекулярной диффузии газа в жидкости; w o — скорость всплытия одиночного пузырька газа; d ср — диаметр пузырька среднего размера, полученного в результате гидродинамического взаимодействия газа и жидкости; V г / V ж — относительное объемное газосодержание в объеме жидкости.
Указанные представления о формировании поверхности раздела фаз, о ее движении, передаче массы через эту поверхность требуют знания размеров пузырьков в двухфазном слое dcp и скорости их всплытия wo. Был проведен аналитический обзор известных (из отечественной и зарубежной научно-технической литературы) зависимостей для dcp и wo и экспериментальных данных по всплытию пузырьков в высоко- и низко-кипящих жидкостях. Наибольшее близкое совпадение результатов расчетов с экспериментальными данными дало использование зависимости для предельной скорости всплытия одиночных деформируемых пузырьков, построенной в предположении о независимости wо от размера dcp (для случая Red > 600)
wo ≈ (1,04σж2g/µжρж)0,2, (4) а диаметр энергетически устойчивого пузырька в двухфазном слое может быть определен из выражения dср ≈ ξwo2/2g. (5)
В результате совместных преобразований выражений (3)–(5) была получена зависимость для коэффициента массоотдачи в виде
β гж ≈ [ А ( D µ ж ρ ж )0,5] V г / σ ж V ж , (6) где A — постоянный коэффициент; µ ж , σ ж — коэффициенты динамической вязкости и поверхностного натяжения жидкости, соответственно; ρ ж — плотность жидкости.
Выражение (6) позволяет определить лишь порядок величины β гж . Для более точного определения β гж выражение (6) было преобразовано к безразмерному виду.
Для выбора характерного линейного размера рассмотрены известные работы по барботажу, и на основе собственных экспериментов принята величина h ж , а зависимость (6) представлена в виде:
Nu д = β гж h ж 2/ D ≈
≈ А [( ϕρ ж h ж 2 µ ж 0,5)/(1 – ϕ ) σ ж ( ρ ж D )0,5], (7) где ρ — истинное объемное газопаро-содержание в барботажном двухфазном слое; Nu д — диффузионный критерий Нуссельта.
В работе [8], в результате рассмотрения уравнений движения и сплошности жидкой и газовой фаз, а также уравнений механического взаимодействия фаз на границе их раздела, показано, что величина (7) является функцией ряда безразмерных критериев. Учитывая эти данные, а также результаты проведенных экспериментов по барботажу газа в криогенных [5] и высококипящих жидкостях [4], была получена зависимость для коэффициента массообмена в безразмерном виде
Nu д = 3,78Re м 0,8Pr д 0,53Во–0,28, (8) где Re м = m г h ж ρ ж / F ρ г µ ж — модифицированный критерий Рейнольдса; m г — массовый расход газа при движении через жидкость; F — площадь сечения бака; ρ ж , ρ г — плотность жидкости и газа в баке; Pr д = µ ж / D ρ ж — диффузионный критерий
Прандтля; Во = σ ж /[ g ( ρ ж – ρ г ) h ж 2] — безразмерный критерий Бонда.
В зависимости (8), полученной Бершадским В.А. [9], критерий Nu д характеризует интенсивность турбулентной диффузии по сравнению с молекулярной, критерий Re м учитывает влияние интенсивности гидродинамического взаимодействия газа и жидкости Nu д , критерий Рr д — влияние физических свойств среды, критерий Во — влияние соотношения массовых сил и сил поверхностного натяжения.
На рис. 2 приведена графическая интерпретация результатов обобщения экспериментальных данных по интенсивности растворения газа при его вынужденном движении через жидкость. Обобщение с разбросом экспериментальных точек в пределах ±28% проведено при следующих диапазонах изменений безразмерных критериев: Nu = 7⋅103…2⋅108; Re м = 2,9⋅103…5,1⋅108; дPr = 21…833; Вом= 1,9⋅10–7…2⋅10–6. д

Рис. 2. Результаты обобщения экспериментальных данных по интенсивности растворения газа при его вынужденном движении через жидкость: 1 — расчетная кривая; 2 — экспериментальные данные
Список литературы Результаты исследований интенсивности растворения неконденсируемого газа в жидких компонентах топлива двигательных установок
- Петров В.И., Чабаевский В.Ф. Кавитация в высокооборотных лопастных насосах. М.: Машиностроение, 1982. 192 с.
- Бершадский В.А., Коломенцев Ф.И. Основы технологии стендовых испытаний двигательных установок жидкостных ракет. Автономная отработка. М.: Изд-во МАИ, 2014. 214 с.
- Есин В.И., Морозов И.И. Предварительный наддув топливных баков при подаче газа через компонент // Оборонная техника. 1966. № 5. С. 23-27.
- Yoshida F., Akita K. Gas holdup and volumetric mass transfer coefficient in bubble columns. Effects of liquid properties // Ind. Eng. Chem. Process Des. Dev. 1973. V. 12(1). P. 76 -80.
- Бершадский В.А. Моделирование условий эксплуатации кислородно-водородного ЖРД на компонентах топлива с растворенным газом при их стендовой отработке: Дис.. канд. тех. наук / Пересвет: НИИхиммаш, 1984. 192 с.
- Кафаров В.В. Основы массопередачи. М.: Высшая школа, 1979. 439 с.
- Рамм В.М. Абсорбция газов. М.: Химия, 1976. 655 с.
- Кутателадзе С.С., Стырикович М.А. Гидродинамика газожидкостных систем. М.: Энергия, 1976. С. 72-102.
- Бершадский В.А. Испытания с имитацией эксплуатационных условий подачи криогенных компонентов топлива при отработке ракетных двигательных установок: Дис. док. тех. наук / Москва, 2001. 256 с.
- Бершадский В.А. Методика имитации газосодержания в жидком водороде при стендовых испытаниях двигателей // Космонавтика. 2012. № 3-4. С. 92-99.
- Бершадский В.А., Соколов Б.А., Туманин Е.Н., Петров В.И. Способы регулирования теплового состояния криогенного топлива в баках двигательной установки при предстартовых операциях // Известия РАН. Энергетика. 2017. № 4. С. 95-105.