Результаты лечения пациентов с местно-распространенным раком орофарингеальной области
Автор: Артемьев С.С., Раджабова З. а-Г., Нажмудинов Р.А., Котов М.А., Артемьева Е.В., Раджабова М.А.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Опухоли головы и шеи
Статья в выпуске: 3S1 т.10, 2020 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140256596
IDR: 140256596
Текст статьи Результаты лечения пациентов с местно-распространенным раком орофарингеальной области
Авторы: С. С. Артемьев, З. А-Г. Раджабова, Р. А. Нажмудинов, М. А. Котов, Е. В. Артемьева, М. А. Раджабова
Место работы: ФГБУ «НМИЦ Онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург
Цель: В данном тезисе представлены непосредственные результаты лечения пациентов с местно-распространенным раком орофарингеальной области, с использованием новой методики пункционной криодеструкции и стандартного хирургического лечения. Оценена общая и однолетняя безрецидивная выживаемость больных местно-распространенным раком орофарингеальной области. Проведен анализ данных прогрессирования заболевания в основной и в контрольной группе.
Материалы и методы: Клинические исследования были проведены в хирургическом отделении опухолей головы и шеи ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» МЗ РФ. Проанализированы данные 60 пациентов с верифицированным диагнозом плоскоклеточного рака свободной части языка, ретромолярной области, дна полости рта, слизистой оболочки щеки (сT1–3No–2Mo), которые получили специализированное комбинированное лечение в период с 2015 г. по 2019 г. в ФГБУ НМИЦ Онкологии им. Н.Н. Петрова. В основную группу вошли 30 пациентов, которым в качестве хирургического лечения была выполнена пункционная криодеструкция опухоли орофарингеальной области, в контрольную группу вошли 30 пациентов, которым было выполнено стандартное хирургическое лечение. Всем 60 пациентам основной и контрольной групп проводилась неоадъювантная химиотерапия с последующей оценкой эффекта по схеме PF с использованием цисплатина 75– 100 мг/м2 в/в капельно либо карбоплатина и фторурацила 750–1000 мг/м2/сутки в/в через инфузор 96–120 часов. Интервал между циклами составлял 21–28 дней. У 18 (60%) пациентов из основной группы эффект от проводимой неоадъювантной химиотерапии был оценен как частичный регресс. У 8 пациентов (26,5%) — стабилизация процесса, а у 4 пациентов (13,5%) — полный регресс. У 23 (76,7%) пациентов из контрольной группы эффект от проводимой неоадъювантной химиотерапии был оценен как частичный регресс. У 4 пациентов (13,3%) — стабилизация процесса, а у 3 пациентов (10%) — полный регресс.
Результаты: Прогрессирование рака орофарингеальной области после криодеструкции возникло у 8 пациентов (26,6%). При изначальном стадировании первичной опухоли как T1 — у 3 пациентов (10%), Т2–2 (6,6%), Т3–3 (10%). В случае Т1, у 2 пациентов было выявлено регионарное метастазирование в л/у шеи, а у 1 пациента был местный рецидив в области боковой поверхности языка. Среднее время до рецидива в основной группе за 12-месячный период составило 10 месяцев. В случае Т2, у 1 пациента было выявлено регионарное метастазирование в л/у шеи, а у 1 пациента был местный рецидив в области альвеолярного отростка нижней челюсти. При опухоли T3 в трех случаях регионарного метастазирования не было, прогрессирование заболевания заключалось в местном рецидиве, у 1 пациента рецидив после пункционной криодеструции был в области боковой поверхность языка, у 2 пациентов — слизистая оболочка щеки.
В контрольной группе прогрессирование заболевания было отмечено у 6 пациентов (20%) после лечения опухолей, соответствующих символу T1–2 (6,6%); T2–2 (6,6%); Т3–2 (6,6%). В случае Т1 у 2 пациентов было выявлено регионарное метастазирование в л/у шеи. Среднее время до рецидива в контрольной группе составило 10,8 месяцев. В случае Т2, у 1 пациента было выявлено регионарное метастазирование в л/у шеи, а у 1 пациента был местный рецидив в области боковой поверхности языка. При опухоли T3 в 2 случаях по результатам послеоперационного гистологического исследования получен положительный край резекции, прогрессирование заболевания заключалось в местном рецидиве, у 1 пациента рецидив после стандартного хирургического лечения был в области боковой поверхность языка, у 1 пациента — слизистая ретромолярной области. У 1 пациента с распространенностью первичной опухоли Т3, опухоль располагалась в области ретромолярного треугольника, размеры опухоли были более 4 см и инвазией в жевательную мышцу и в нижнюю челюсть. У другого пациента (Т3) продолженный рост отмечен после удаления опухоли боковой поверхности языка. При анализе прогрессирования заболевания выявлено, что все случаи произошли в первый год после лечения и у 8 пациентов это были местные рецидивы. В основной группе выявлено 5 местных рецидивов, в контрольной группе — 3. При анализе случаев прогрессирования — поражение регионарных лимфатических узлов — в основной группе выявлено 3 таких случая, в контрольной группе — 3. При оценке прогрессирования заболевания в основной группе, эндофитный тип роста был выявлен в 4 случаях (50%), экзофитный — у 2 (25 %), смешанный — у 2 (25%). В контрольной группе эндофитный тип роста был выявлен в 3 случаях (50%), экзофитный —у 2 (33,3%), смешанный — у 1 (16,6%). Низкодифференцированный плоскоклеточный рак в основной группе был у 3 пациентов с прогрессированием заболевания (37,5%), умереннодифференцированный рак — 1 случай (12,5%) и высокодифференцированный плоскоклеточный рак — 4 случая (50%). В контрольной группе низкодифференцированный плоскоклеточный рак был у 4 пациентов с прогрессированием заболевания (66,6%) и высокодифференцированный плоскоклеточный рак у 2 пациентов (33, 3 %).
Заключение: Использование методики пункционной криодеструкции опухоли орофарингеальной области представляется перспективным и позволяет проводить
Опухоли головы и шеи эффективное лечение больных с данной патологией. Общая выживаемость больных в основной группе была 63,3%, а в контрольной группе — 73,3%. Показатели 1-летней безрецидивной выживаемости у больных перенесших хирургическое вмешательство по разработанному способу (73,3%) отличаются от таковых в контрольной группе (80,0%). Наличие метастазов в лимфатические узлы шеи и степень регрессии опухоли в процессе лечения являются основными факторами, оказывающими негативное влияние на отдаленные результаты лечения.
Таким образом, сопоставление и анализ непосредственных и отдаленных результатов лечения, показателей общей выживаемости и 1-летней безрецидивной выживаемости, пункционная криодеструкция у больных плоскоклеточным раком слизистой оболочки полости рта и ротоглотки демонстрируют достаточно высокую эффективность. Кроме того, пункционная криодеструкция опухоли орофарингеальной области не уступает результатам других исследователей, использующих хирургический, комбинированный и другие методы терапии, не вызывая при этом значимых функциональных и косметических нарушений, что позволяет считать ее рациональным методом лечения довольно тяжелой по течению и прогнозу группы больных.