Результаты совместной деятельности ИАЭТ СО РАН и НГУ на первом этапе выполнения аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы»

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521482

IDR: 14521482

Текст статьи Результаты совместной деятельности ИАЭТ СО РАН и НГУ на первом этапе выполнения аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы»

Институт археологии и этнографии СО РАН (ИАЭТ) и Новосибирский государственный университет (НГУ), начиная с 2006 г., приняли активное участие в выполнении Аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по образованию (Рособразование) «Развитие научного потенциала высшей школы». На первом этапе программы (2006 - 2008 гг.) реализуется совместный проект «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности в рамках учебно-научного центра НГУ и ИАЭТ по специальностям «Археология», «Этнография» и «Востоковедение» (рук. – акад. В. И. Молодин). Цель проекта – развитие процессов взаимодействия фундаментальной науки и высшего образования как важнейшего фактора сохранения и совершенствования в новых экономических условиях системы подготовки научно-педагогических кадров в сфере гуманитарного знания.

Учебно-научный центр (УНЦ), отметивший в 2008 г. 10-летний юбилей, накопил большой опыт внедрения достижений фундаментальной науки в образовательный процесс в области подготовки специалистов-археологов, этнографов и востоковедов, который успешно применен в ходе выполнения названной программы Рособразования, при этом со значительным расширением главных направлений исследований за счет включения с 2006 г. востоковедческой тематики.

Главными из результатов 2006–2008 гг. следует считать достижения в сфере фундаментальной науки. В области археологии ими стали новые материалы по изучению истории первоначального заселения человеком Евро-Азиатского субконтинента, хроностратиграфии и корреляции палеолитических культур в аридных зонах Евразии, выявление условий и форм адаптаций ранних коллективов людей на территории Сибири, а также частично Центральной и Восточной Азии; установление закономерностей и региональных особенностей в процессе формирования древнейших культур Сибири и Центральной Азии в эпохи неолита и па-леометалла; реконструкция процессов миграций и формирования расовых типов, специфики палеодемографических процессов на территории 404

Северной Евразии в эпоху бронзы; характеристика кочевого мира как культурного феномена, уточнение единой хронологической шкалы для культур раннего и развитого железа; анализ миграционных процессов, развития военного дела населения Центральной Азии и Южной Сибири в средние века, культурных контактов монгольского, русского и местного населения Сибири в позднем средневековье; ставрографии; поиск, изучение и содействие в организации охраны и сохранения археологических памятников Сибири как национального достояния России и т. д. В области этнографии – изучение исторической демографии коренных народов Сибири, живой культуры народов Южной Сибири, особенностей адаптации русских и иных переселенцев в Сибирь. В области востоковедения работы велись по археологическому и этнографическому изучению населения соседних с Сибирью территорий Центральной и Восточной Азии – это анализ древнейших культурных контактов в регионе, корреляция культур эпохи бронзы Северного Китая и Сибири, изучение феномена яркой культуры хунну, средневековой археологии Кореи, военного дела и оружия монголов с XIII по XVIII в., современной игровой культуры китайцев и японцев и т. д. Названные научные результаты нашли свое отражение в ряде изданных монографий [Алкин, 2007; Богданов, 2006; Деревянко, 2006; Дребущак и др., 2006; Лбова и др., 2007; Молодин, 2006; 2007; 2008; Полосьмак и др., 2006; Худяков, 2006; 2007а; 2007б], 95 статьях в ведущих научных изданиях (по состоянию на конец 2007 г.), 2 докторских и 14 кандидатских диссертациях.

Результаты фундаментальных исследований использовались в учебном процессе (при чтении основных курсов и спецкурсов, подготовке дипломных и диссертационных работ, совершенствовании учебных программ). Практические учебные работы студентов осуществлялись в виде их непосредственного участия в выполнении совместно с ведущими учеными задач конкретных НИР. Темы курсовых, дипломных и диссертационных сочинений формировались в соответствии с планами фундаментальных исследований центра. Высокий уровень создания образовательных моделей с последующей их апробацией в учебно-научном процессе достигался за счет максимального привлечения ведущих ученых (включая двух академиков РАН) и активного вовлечения в разработку и анализ этих моделей молодых исследователей, студентов и аспирантов.

Коллектив УНЦ и его отдельные участники выполняли также научные и научно-образовательные проекты в рамках ряда научных фондов и программ, сотрудничали с ведущими российскими и зарубежными научными и образовательными центрами – Национальным центром научных исследований Франции (CNRS), Центром археологических исследований Черногории, Департаментом антропологии Университета Вайоминг, Институтом антропологии и археологии им. Дж. Фризона (США), Japan Foundation, Центром Северо-Восточных Азиатских исследований (Япония), Korea Foundation и иными.

Благодаря деятельности Сибирской археологической полевой школы НГУ И ИАЭТ, УНЦ стал центром по повышению научной квалификации студентов старших курсов и магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей из других вузов Сибири и из-за рубежа. Работа школы, проходившая в течение 3-х полевых сезонов на материалах разновременных археологических памятников на Енисее, Байкале и Алтае, была обеспечена комплектом из 18 учебно-методических пособий, подготовленных ведущими специалистами в своих областях знания, из них ряд пособий написан членами коллектива УНЦ [см. напр: Археологические…, 2008; Бо-родовский, 2008; Волков, 2006, 2007, 2008; Кобелева, Мыльникова, 2008; Лбова, Скляревский, 2007; Мыльников, 2008; Мыльникова, 2007; Постнов, Вергунов, 2006; Скобелев, 2006].

В научно-прикладной сфере одним из важных направлений в деятельности УНЦ стало осуществление натурных реконструкций инструментария палеолитического человека, комплексов литейного оборудования мастеров-плавильщиков эпохи поздней бронзы – раннего железа, вооружения народов Южной Сибири, Восточной и Центральной Азии от поздней древности до начала Нового времени.

Важной особенностью данного периода, особенно, в 2007 г., был процесс серьезного укрепления материальной базы проекта, что стало возможным в результате активного участия коллектива УНЦ в выполнении задач Инновационного проекта НГУ. Приобретены приборы, материалы и оборудование для полевых и лабораторных исследований. В 2008 г. студентам и молодым ученым в разных формах обеспечена финансовая поддержка на общую сумму более 400 тыс. руб.

Следует отметить заинтересованное отношение к работе УНЦ абсолютного большинства преподавателей и научных сотрудников НГУ и ИАЭТ, их активное участие в проекте. Благодаря этому обстоятельству, а также постоянным вниманию и помощи со стороны дирекции ИАЭТ, стала возможной успешная реализация его задач, осуществляемая в соответствии с требованиями выданного Рособразованием задания.

В количественном отношении все программные и дополнительные индикаторы по проекту оказались перевыполненными, в результате чего со стороны Рособразования поступило предложение взять на себя с 2008 г. дополнительно выполнение НИР по тематическому плану фундаментальных исследований (в настоящее время уже реализуется). Выполнен значительный объем работы по всем направлениям. Получен богатый опыт в координации совместной деятельности института РАН и вуза, а УНЦ превратился в крупный современный интегрированный комплекс с прочной материальной базой, способный решать масштабные и актуальные задачи фундаментальной науки, эффективно внедрять ее достижения в учебный процесс. Успешный многолетний опыт его работы уже привел к заметному повышению качества подготовки специалистов-гуманитариев в НГУ, что и является главным смыслом существования УНЦ. Заметные сдвиги в ук реплении приборной базы в 2007–2008 гг. позволяют надеяться и на решение в ближайшем будущем проблемы, связанной с имеющимся серьезным недостатком рабочих площадей для центра.

Статья