Результаты весенних судовых наблюдений за птицами в акватории северо-западной части Каспийского моря в 2025 году
Автор: О.С. Адищева
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2573 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140312755
IDR: 140312755
Текст статьи Результаты весенних судовых наблюдений за птицами в акватории северо-западной части Каспийского моря в 2025 году
По Каспийскому региону проходят крупнейшие пролётных потоки птиц из мест гнездования в Западной Сибири и Казахстана к местам зимовки, расположенным от побережий Средиземного моря и Северной Африки до запада полуострова Индостан. В основной своей массе птицы летят северо-западным и западным прибрежным путём, в меньшей степени вдоль восточного побережья Каспия. Всего в периоды миграций здесь может отмечаться более 300 видов птиц (Мещерякова 2021).
Район исследования расположен непосредственно на пути миграционной трассы – в российской части северо-западного Каспия, в пределах нефтегазоконденсатного месторождения имени В.Филановского.
Работы в акватории проводились и ранее, в том числе в весенний период (Кривенко и др. 2014; Мещерякова и др. 2018, 2020, 2021). В данной работе представлены материалы весенних учётов 2025 года.
Попутные судовые наблюдения за птицами выполнялись в период с 21 апреля по 20 мая 2025 с научно-исследовательского судна «Изыскатель-3». Общая длина маршрута учётов составила 284 км, в основном это были локальные перемещения без дальнего транзита в пределах 40-45 км от ближайших островов и 80-85 км от побережий. Акватория в месте работ мелководна (глубины в пределах 6-11 м). Погода в большинстве дней была солнечная, с хорошей видимостью до горизонта; дважды в светлое время суток шли короткие проливные дожди; 8 дней дул сильный ветер и была высокая волна.
Учёты проводились трансектным методом (ширина полосы учёта 300 по каждому борту), в разных вариантах применяемым при морских работах (Краснов и др. 2002; Краснов 2007). Регистрация координат выполнялась в начале и конце каждой часовой трансекты вне зависимости от присутствия на них птиц. Осмотр акватории вёлся в светлое время суток в течение 7-8 ч в зависимости от погодных условий. Учёт проводился невооружённым глазом, 10-кратный бинокль использовался в случае уточнения видовой принадлежности (чему также помогало фотографирование птиц). Учитывались все сидящие на воде и летящие особи; птицы, сопровождающие судно при перемещениях, отмечались единожды, в момент их обнаружения.
Определение птиц проводилось по определителям «Птицы Средней Азии» (Ряби-цев 2019), «Птицы европейской части России» (Рябицев 2020), систематика птиц приведена по «Списку птиц Российской Федерации» (Коблик, Редькин, Архипов 2006).
За весь период полевых исследований зарегистрировано 2117 особей 77 видов птиц и 7 неопределённых до вида таксонов 12 отрядов. Распределение количества особей каждого отряда показано на рисунке.
-
■ Поганкообразные
-
■ Пеликанообразные
-
■ Аистообразные
-
■ Соколообразные
-
■ Курообразные
-
■ Ржанкообразные
-
■ Голубеобразные
-
■ Совообразные
-
■ Козодоеобразные
-
■ Ракшеобразные
-
■ Удодообразные
Воробьинообразные
Количество птиц (число особей) по отрядам в учётах весной 2025 года
Доминирующим видом в акватории северо-западной части Каспийского моря была хохотунья Larus cachinnans , численно эти чайки составили более 53% от всех птиц. Обычными видами можно назвать черноголового хохотуна Larus ichthyaetus (8.9%) и каравайку Plegadis falcinel-lus (пролётные стаи, 4.8%), в меньшей степени – черношейную поганку Podiceps nigricollis и большого баклана Phalacrocorax carbo , а также деревенскую ласточку Hirundo rustica .
Большая же часть видов (31 из 77) отмечались редко или единично (1-2 особи за весь период наблюдений), в том числе такие птицы, как кваква Nycticorax nycticorax , дербник Falco columbarius , малая горлица Streptopelia senegalensis , ушастая сова Asio otus . Количественно лидировали птицы отряда воробьинообразных (35 видов), в меньшей степени ржанкообразные (14 видов), аистообразные и соколообразные (по 7 видов), в остальных отрядах отмечалось не более 1-4 видов. Численно преобладал отряд ржанкообразных, на долю которого приходилось 69% особей, на втором месте с большим отрывом – воробьинообразные (15%), далее аистообразные (8%), вклад иных отрядов составлял менее 1-2%.
Сроки учётов попали на четвертую и частично пятую (финальную) волны весенней миграции, продолжающиеся с третье декады апреля по вторую декаду мая и с третьей декады мая по вторую декаду июня.
В акватории как на мористом участке в основном регистрировались виды морской водной экологической группы (чайки, крачки, поморники), в меньшей степени поганки, цапли, баклан, в целом значительна была доля сухопутных птиц, что непосредственным образом связано с их весенним пролётом по западному Каспию.
Ниже представлены результатов судовых учётов по отрядам.
Поганкообразные Podicipediformes . Встречен один вид – черношейная поганка (46 ос., 0.27 ос./км2), по большей части в составе единой стаи на воде 1 мая, 3 особи отмечены на палубе 29 апреля (летят поганки ночью, вероятно, столкнулись с судном). Все черношейные поганки были в брачном наряде.
Пеликанообразные Pelecaniformes . Зарегистрирован один вид – большой баклан (45 ос., 2.81 ос./ч, 0.26 ос./км2), встречался регулярно, от 1 особи до стаи в 10 птиц. Обычный вид Каспийского моря, встречается здесь на пролёте. Одни из ближайших мест гнездования расположены в дельте Волги (в основном на деревьях и в тростнике вблизи водоёмов), где его численность достигает 28-30 тыс. пар, что составляет около половины от европейской популяции вида.
Аистообразные Ciconiiformes . Достоверно отмечено 7 видов. Единично регистрировались такие виды, как кваква (28 апреля) и египетская цапля Bubulcus ibis (1 мая), оба вида пролётные, кваква обычна (хотя в учёты попадает редко, так как стаями летит редко и морское побережье пролетает без остановок), гнездится в том числе в устьях Волги и Урала, египетская цапля же скорее редка, по дельте Волги проходит северная граница её ареала, в том числе поэтому включена в Красную книгу Астраханской области (как малочисленный гнездящийся).
24 апреля встречена пролётная стая из 6 малых белых цапель Egretta garzetta (обычный широко распространённый вид по югу европейской части России). Дважды отмечены пары рыжих цапель Ardea purpurea (13 и 14 мая), которые в Каспийском регионе оцениваются как обычные.
Трижды отмечались большие белые цапли Casmerodius albus (17 ос., 5.67 ос./ч, зарегистрированы стаями от 4 до 9 особей 26 апреля, 7 и 9 мая), обычный вид семейства, одна из крупнейших в нашей фауне, распространена всесветно. Среди цапель наибо ́ льшая доля пришлась на серую цаплю Ardea cinerea (31 ос., 5.17 ос./ч), регистрировались в стаях от 2 до 12 особей с 25 апреля по 6 мая.
Численный доминант этого отряда – каравайка (103 ос., 12.88 ос./ч), включённая в Красные книги России и Астраханской области по причинам снижающейся численности и фрагментации ареала (однако для региона их численность оценивается как обычная). Регистрировались от 1 особи до стай в 29-33 особей с 21 апреля по 3 мая, одиночно – 15 мая. Пролёт по западному Каспию имеет слабый характер, сроки зависят от погодных условий (весенняя миграция растянута с марта по конец мая).
Соколообразные Falconiformes. Отряд представлен достаточно широко (7 видов). Единично отмечались чеглок Falco subbuteo, дербник и тетеревятник Accipiter gentilis (28, 30 апреля и 4 мая, соответственно). Дербник и тетеревятник занесены в Красную книгу Астраханской области, встречаются только на пролёте. Дважды встречались одиночные чёрные коршуны Milvus migrans и луговые луни Circus pygargus (27 и 28 апреля, соответственно). Больше всех отмечены в равной степени перепелятник Accipiter nisus (с судна наблюдали 5 особей в период с 23 апреля по 11 мая; встречается в районе северо-западного побережья Каспийского моря только в период миграций) и обыкновенная пустельга Falco tinnunculus (с 26 апреля по 15 мая).
Помимо миграционных передвижений, велика вероятность, что ор-нитофагов могли привлечь скопления мелких воробьиных птиц, образовавшиеся как на платформе, так и на судах сопровождения.
Курообразные Galliformes . В учётах отмечены 2 одиночных перепела Coturnix coturnix 23 апреля и 4 мая (майский обнаружен на палубе мёртвым, вероятно, разбился о надстройку). В дельте Волги пролёт перепела растянут с начала апреля по май, возможно, гнездится в степной зоне, вероятно, небольшая часть особей может зимовать. В акватории северо-западного Каспия ранее вид не отмечался, однако в пределах региона (Казахстанский сектор) перепела отмечались поодиночке, часто их ловили чайки (Мищенко и др. 2021).
Ржанкообразные Charadriiformes . Из встреченных куликов до вида были определены фифи Tringa glareola (3 одиночки 1, 11 и 16 мая) и круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus (1 ос., 006 ос./км2), оба вида обычны на пролёте. Гнездятся севернее: фифи в основном в лесной зоне и до типичных тундр (реже в лесостепи), плавунчик – от лесотундры и далее по все тундровой зоне.
Из тиркушек 24 апреля в учётах отмечена 1 степная тиркушка Gla-reola nordmanni . В небольшом числе вид встречается на пролёте через северо-западный Каспий, занесён в Красные книги России и Астраханской области.
Поморники являются типично арктическими морскими птицами, в Каспийском море встречаются в периоды кочёвок и сезонных миграций (Карпов 2011; Муляев, Карпов 2023). Так, неоднократно с 22 апреля по 1 мая (пара – 18 мая) отмечались короткохвостые поморники Stercora-rius parasiticus (7 ос., 1.17 ос./ч), регулярно регистрируемые на Каспии в небольшом числе.
Из чаек самой многочисленной (доминант учётов в целом) была хохотунья (1127 ос., 5.58 ос./ч, 6.6 ос./км2), входящая в группу «больших белоголовых чаек» (комплекс видов Larus argentatus) . Хохотуньи встречались ежедневно: редко по 1 особи, в основном в группах от 2 до 36 особей, выраженные пики встречаемости приходились на период с 24 апреля по 2 мая. Из сходных видов группы больших белоголовых чаек встречен халей Larus heuglini (5 ос., 0.029 ос./км2).
Регулярно отмечались хорошо определяемые в полевых условиях черноголовые хохотуны (190 ос., 1.81 ос./ч, 1.1 ос./км2), имеющие обширный разрозненный, пятнистый гнездовой ареал от Крыма до озера
Кукунор в Китае. В Каспийском море (остров Малый Жемчужный) располагается одно из ключевых мест размножения этого вида. Хохотуны регистрировались преимущественно поодиночке, реже группами из 2-5 особей, пики числа встреч приходились на период с 29 апреля по 4 мая. Вид занесён в Красную книгу России и Астраханской области.
Из чаек среднего размера отмечались озёрная Larus ridibundus (3 ос., 0.018 ос./км2), морской голубок Larus genei (10 ос., 0.059 ос./км2) и сизая чайка Larus canus (11 ос., 0.065 ос./км2). Также отмечалась моевка Rissa tridactyla (8 ос., 0.047 ос./км2), все в период с 23 апреля по 16 мая. Моевка является типично морской птицей с циркумполярным аркто-боре-альный ареалом, встречи (преимущественно неразмножающихся молодых птиц, что отразилось и в результатах учёта 2025 года) внутри континента имеют характер редких залётов; в Каспийском море моевки отмечаются редко, в основном в казахстанском секторе (Кондратенко 2016; Мищенко, Карпов 2017; Стрелков 2024).
Из крачек наиболее многочисленными в наблюдениях были белощёкие Chlidonias hybrida (15 ос., 0,076 ос./км2), зарегистрированные в период с 11 по 19 мая, реже отмечались речные крачки Sterna hirundo (14, 18 и 19 мая, всего 5 особей, 0.029 ос./км2), один раз утром 11 мая отмечена редкая чеграва Hydroprogne caspia (006 ос./км2).
Голубеобразные Columbiformes . Бо ́ льшая часть встреч приходилась на кольчатую горлицу Streptopelia decaocto (с 22 апреля по 08 мая зарегистрировано 14 особей), которая является обычным оседлым видом юга европейской части России. Во время работ эти горлицы часто отмечались отдыхающими на палубе. Единожды отмечена пара сизых голубей Columba livia (29 апреля), также круглогодично обитающих в регионе, типично синантропный вид. По одному разу зарегистрированы вяхирь Columba palumbus и малая горлица (6 и 19 мая). Вяхирь в местах гнездования – лесная птица, встречается в заброшенных садах, на западном побережье Каспия обитает круглогодично, в дельте Волги гнездится перелётная популяция. Малая горлица редка и оценивается как залётный вид; в городах Средней Азии синантропна, со второй половины XX века расширяет ареал на север. Ранее на северо-западном Каспии отмечалась (Мещерякова и др. 2018), вероятно, при дальнейших работах встречи с ней могут иметь регулярный характер.
Совообразные Strigiformes . Всего две встречи одиночных сплюшки Otus scops (1 мая) и ушастой совы (8 мая).
Козодоеобразные Caprimulgiformes . Отмечены 6 обыкновенных козодоев Caprimulgus europaeus 3, 5, 13 и 18 мая. В основном они встречались во время отдыха (поиска места для него) и ожидания сумерек на конструкциях судов.
Ракшеобразные Coraciiformes. Чаще всего регистрировались занесённые в Красную книгу Астраханской области зелёные щурки Merops per- sicus (16 ос., равным количеством 26 апреля и 13 мая), оцениваемые в акватории моря как редкие. Гнездятся зелёные щурки в России только в низовьях Волги и Северном Прикаспии, имеют склонность к образованию скоплений, поэтому отмечаются часто стаями. Из щурковых также встречены 3, 6 и 14 мая одиночные золотистые щурки Merops api-aster. 7 мая встречена одна сизоворонка Coracias garrulus, как и иные представители отряда – далее 40 км от ближайшей суши.
Удодообразные Upupiformes . Удод Upupa epops отмечен дважды: по одной особи 29 апреля и 1 мая. Вид широко распространён в Африке и Евразии, обычен в регионе и в целом в степной зоне, прилетает рано, даже в северные районы ареала, поэтому в учётах зарегистрированы, видимо, либо припозднившиеся особи, либо случайно залетевшие.
Воробьинообразные Passeriformes . Самой многочисленной в наблюдениях была деревенская ласточка (47 ос., 2.35 ос./ч, фиксировались от 1 до 7 особей с 29 апреля по 19 мая). Из семейства ласточковых также отмечены 6 воронков Delichon urbicum .
Жаворонки представлены в учётах одним видом – малым жаворонком Calandrella brachydactyla (8 ос., регистрировались по 1-4 особи с 25 по 29 апреля) – немногочисленным пролётным видом.
Достаточно широко представлены трясогузковые (5 видов). Отмечены 1 лесной конёк Anthus trivialis и 4 краснозобых Anthus cervinus , оба вида регистрируются в регионе только в сезон миграций. Жёлтая трясогузка Motacilla flava (28 ос., 2.15 ос./ч, встречались по 1-4 особи с 23 апреля по 15 мая) – немногочисленный на миграциях вид, достаточно регулярно встречался на судах: стайки постоянно перелетали в поисках корма. Желтолобая трясогузка Motacilla lutea (1 ос., 8 мая) считается очень редкой на пролёте на Северном Каспии, вероятно, в том числе по причине сильного снижения численности вида из-за деградации местообитания (опустынивание) и гибридизации с родственным и более массовым видом – жёлтой трясогузкой. Обычными были белые трясогузки Motacilla alba (8 ос.), повсюду достаточно многочисленные птицы.
Из сорокопутов зарегистрированы жулан Lanius collurio (5 ос.) и чернолобый сорокопут Lanius minor (7 ос.). Вполне вероятно, что сорокопутов могли привлечь скопления мелких воробьиных птиц на судах.
Скворцы также представлены двумя видами: широко распространённым обыкновенным скворцом Sturnus vulgaris (3 ос.) и видом аридных экосистем Евразии – розовым скворцом Pastor roseus (11 ос., 1.57 ос./ч, регистрировались по 1-3 особи с 27 апреля по 19 мая). Один наблюдавшийся на судне розовый скворец имел деформированный клюв (увеличенное не менее чем на 1 см и загнутое вниз надклювье) и не вылинявшим, как другие особи, в брачный наряд. Деформированный клюв не мешал ему успешно питаться (однако отметим, что подобные птицы, отмечаемые в разных отрядах и регионах, имеют пониженные шансы на благополучную жизнь в условиях ухудшения кормовой базы – по: Ма-ловичко 2019).
Из врановых зарегистрированы широко распространённые и оседлые виды региона: 1 грача Corvus frugilegus и 3 одиночные серые вороны Corvus cornix .
Камышевки представлены 3 пролётными и в целом немногочисленными на миграциях через исследуемую акваторию видами: камышевкой-барсучком Acrocephalus schoenobaenus ( 1 ос.), индийской камышевкой A. agricola (7 ос.) и тростниковой камышевкой A. scirpaceus (6 ос.). Из славок в основном отмечено 6 мельничков Sylvia curruca и 1 черноголовка S. atricapilla самец. Из пеночек отмечена весничка Phylloscopus trochilus (24 ос., 3.43 ос./ч, наблюдались с судна парами-тройками и до 10 особей максимум с 22 апреля по 6 мая).
Из дроздов один раз 1 мая во время отдыха на судовой антенне отмечен деряба Turdus viscivorus – редкий гость в акватории Северного Каспия, регистрируется только на пролёте.
Отмечены 2 обыкновенных каменки Oenanthe oenanthe и 1 каменка-плешанка Oenanthe pleschanka . Также отмечены 6 обыкновенных горихвосток Phoenicurus phoenicurus , 1 горихвостка-чернушка Ph. ochruros , 2 луговых чекана Saxicola rubetra. Единично регистрировались обыкновенный соловей Luscinia luscinia и варакушка Luscinia svecica .
Из мухоловок на пролёте встречены малая Ficedula parva (1 ос.) и серая Muscicapa striata (3 ос.).
Воробьи представлены домовым воробьём Passer domesticus (3 ос.), который, вероятно, может «путешествовать» на судах.
Вьюрковые представлены одним видом – обыкновенной чечевицей Carpodacus erythrinus (стайка из 3 особей 15 мая), немногочисленной пролётной птицей региона. Эти птицы преимущественно растительноядные, однако на судне, помимо семян подсолнечника, они активно поедали мелких насекомых.
Овсянки представлены 3 видами: обыкновенной Emberiza citrinella (1 ос., 6 мая), садовой Emberiza hortulana (5 ос., из них 3 овсянки отмечены 26 апреля и по одной – 3 и 7 мая) и жёлчной Granativora bruniceps (пара встречена 14 мая).
Из всех воробьиных около трети особей не определено до вида из-за их стремительного пролёта без остановок на судах. В целом воробьиные в числе от 2 до 10-15 особей постоянно присутствовали на судне: долгое пребывание обеспечивалось наличием корма (насекомые), при ухудшении погоды (сильный ветер) часть особей могло сносится в море.
Автор выражает благодарность всем организаторам и участникам экспедиции: сотрудникам ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «Лукойл-Инжиниринг», ООО «Мо-ринжгеология» и ООО «ЦМИ МГУ». Также крайне признательна С.А.Букрееву за ценные советы и замечания по данной публикации.