Риски цифровой трансформации экономики региона в условиях кризиса
Автор: Герасимчук З.В., Турта Д.Э.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 4-1 (86), 2022 года.
Бесплатный доступ
В исследовании был проведен анализ особенностей внедрения передовых цифровых технологий в социально-экономическую жизнь региона. Обусловлена необходимость цифровой трансформации экономики региона для преодоления кризисных явлений. Выявлены и описаны существующие и возможные риски цифровой трансформации экономики региона в условиях кризиса.
Цифровая трансформация, цифровые технологии, кризис, экономика региона, риски цифровой трансформации
Короткий адрес: https://sciup.org/170192311
IDR: 170192311
Текст научной статьи Риски цифровой трансформации экономики региона в условиях кризиса
Цифровая трансформация (далее – ЦТ) экономики уже сейчас вносит свой вклад в экономическое развитие страны. По оценкам компании McKinsey, ВВП России вырастет на 4,1-8,9 трлн руб. к 2025 году за счет дальнейшей цифровизации [9]. Для регионов ЦТ сможет дать широкие возможности по преодолению кризисных явлений, связанных с низкой инвестиционной активностью, снижением производительности труда в период пандемии, закрытием внешних рынков вследствие санкционных ограничений и снижением основных социально-экономических показателей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что ЦТ экономики региона, несмотря на экономическую выгоду и целесообразность ее проведения, имеет целый ряд связанных с нею социальноэкономических рисков, которые не получают должного внимания со стороны органов государственной власти в рамках принятых стратегий, сосредотачиваясь лишь на проблемах и вызовах, которые ЦТ экономики призвана решить. Цель исследования – выявить возможные риски ЦТ экономики региона в условиях кризиса.
В 2021 году органы государственной власти субъектов Российской Федерации приступили к разработке стратегических документов ЦТ экономики. Создание эффективной цифровой инфраструктуры экономики региона может положительно повлиять на преодоление кризиса хозяйствования в целом ряде субъектов, усугубившегося под влиянием пандемии COVID-19, а также введенных санкционных ограничений со стороны ряда стран. На примере Стратегии Республики Крым, можно заметить, что ЦТ может решить проблемы нехватки кадров с профессиональными цифровыми компетенциями, использования морально устаревших производственных фондов, негативного влияния санкций и запрета на доступ к зарубежным технологиям и оборудованию, равно как и зависимости от их импорта, недостаточности полноты и достоверности информации о ситуации в отраслях экономики [2]. Их решение с последующей цифровизацией всех бизнес-процессов в конечном итоге положительно скажется на благосостоянии и уровне жизни населения.
По-нашему мнению, весьма важным является тот факт, что на данный момент на законодательном уровне регионов не ведется разработка мероприятий по преодолению и ликвидации возможных рисков ЦТ экономики, которые могут не только усугубить уже существующие проблемы, но и создать новые негативные кризисные явления. Это ставит вопрос о системной работе всех участников ЦТ, где во главе должно стоять государство как главный регулятор всех экономических отношений в период кризиса. Для понимания курса возможных мер органов государственной власти рассмотрим основные социальноэкономические риски ЦТ экономики региона, среди которых выделяют:
-
1) Риск усугубления «цифрового неравенства» населения и отраслей экономики.
ЦТ экономики предоставляет безграничные возможности в самых разных сферах, и те, кто использует их, очевидно, имеют преимущества. Об этом риске не раз высказывались эксперты и исследователи в области цифровых технологий и ИКТ. Например, М.А. Квасникова выделила главные причины возникновения «цифрового неравенства» в процессе ЦТ, а именно отсутствие мотивации использования ИКТ и цифровых технологий; недостаток цифровых компетенций; ограниченность материальных ресурсов на приобретение необходимого аппаратного оборудования; отсутствие технических возможностей подключения; соображения безопасности [4].
Но что же делать населению, которое по ряду вышеобозначенных причин не пользуется возможностями цифровых платформ? Единственным решением становится достижение одного из показателей «цифровой трансформации», рост доли домохозяйств до 97% к 2030 году, которым обеспечен доступ к интернету. Однако, очевидно, что предоставление лишь технического доступа не означает решение проблем с недостатком цифровых компетенций или мотивации использования, а уровень безопасности каждого отдельного индивида с ростом числа пользователей только уменьшается в связи с увеличением объема необходимой к защите информации. Тем более, «цифровое неравенство» усугубляется и между отраслями экономики. Исследователи НИУ ВШЭ отмечают, что ЦТ отраслей осуществляется весьма неравномерно, и так называемый «цифровой разрыв» существует не только между отраслями, но и внутри каждой из них – между ведущими компаниями и аутсайдерами [5].
-
2) Риск роста киберпреступности.
В период пандемии дистанционные сервисы и форматы работы стали повсеместными и обыденными. На фоне массового перехода бизнес-процессов в интер нет-среду, эксперты Statista пришли к выводу, что переход на удаленный режим работы выявил необходимость расширения мер кибербезопасности: на 40% выросло число личных устройств для обмена корпоративными данными с недостаточным уровнем киберзащиты [10]. А в период карантинных ограничений, по данным НИУ ВШЭ, лидером роста затрат среди цифровых технологий стали решения в области кибербезопасности (около 84%).
Такой небывалый рост на данный сегмент был вызван объективными причинами: по данным МВД, в 2021 году было зарегистрировано около 518 тыс. киберпреступлений, что сразу в 1,8 раза превосходит показатель 2019 года [7]. И главным образом возросли преступления с компьютерным взломом (157 тыс.) и утечкой персональных и корпоративных данных (249 тыс.). Это ставит вопрос о создании эффективной системы киберзащиты персональных и конфиденциальных данных граждан в уязвимой цифровой инфраструктуре, где все данные будут храниться в едином «цифровом ящике».
-
3) Риск «неокупаемости» внедрения цифровых технологий.
Активная ЦТ требует не только подготовки компетентных кадров и нормативноправовой базы, но и существенных капиталовложений. Пандемия оказала негативное влияние на самоокупаемость и самодостаточность регионов: согласно приказу Минфина, больше двух третей регионов России продемонстрировали сокращение налоговых доходов бюджетов, а совокупный дефицит бюджетов регионов составил более 200 млрд руб. [1]. В целом, в нашей стране 62 региона получат федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2022 году.
В связи с этим, риск неокупаемости ЦТ в регионах возрастает многократно, так как существует «пороговый эффект». Институт развития информационного общества объяснил, что эффект от цифровых технологий возникает при определенной степени их внедрения в отрасли экономики и бизнес-процессы или через значительный промежуток времени [3]. Так как региональные бюджеты в условиях кризи- са и так с трудом справляются с возложенными на них обязательствами, цифровизация ставится под сомнение: реализация стратегий ЦТ не предоставит значительных экономических эффектов при точечном применении цифровых инструментов. Формирование эффективной цифровой инфраструктуры поэтому и становится успешным только в регионах-донорах России: согласно индексу цифровизации городов, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Воронеж, Тюмень, Екатеринбург, Белгород – административные центры наиболее самодостаточных регионов – лидируют по итогам 2021 года [8].
-
4) Риск исчезновения традиционных профессий.
Данный риск включен в повестку ЦТ среди различных исследователей этой области уже достаточно давно и не безосновательно. Роботизация и автоматизация многих рабочих мест уже создает определенные сложности трудоустройства – искусственный интеллект, демонстрирующий высокую точность и эффективность при выполнении рутинных рабочих задач, занимает потенциальные рабочие места во многих финансовых структурах, СМИ и наукоемких отраслях экономики. По оценкам АСИ, такие профессии как бильдредактор, корректор, переводчик, копирайтер, бухгалтер и даже традиционный журналист (всего около 57 специальностей) исчезнут из России к 2030 году в связи с ЦТ экономики [6].
Региональные экономические системы, по нашему мнению, на данный момент должным образом не подготовлены к оттоку любых кадров – сказывается низкий уровень самодостаточности регионов. Исчезновение традиционных профессий может поставить вопрос об их замещении, и при несвоевременном принятии должных мер в этом направлении рост безработицы может стать весьма существенным. Можем лишь добавить, что данный процесс неизбежен: переход экономической системы на следующую эволюционную ступень развития в любом случае поспособствует исчезновению многих неактуальных специальностей с целью повышения общей экономической эффективности.
-
5) Риск снижения темпов ЦТ экономики региона вследствие санкционных ограничений.
В начале 2022 года российская экономика столкнулась с новой масштабной угрозой, вызванной введенными секционными ограничениями на внешние рынки. Сложившаяся ситуация по последствиям для ЦТ станет принципиально другой, чем в период пандемии COVID-19. В связи с отключением России от систем глобальных платежей, ограничением доступа на рынки высокотехнологичной продукции, значительным сокращением объема иностранных инвестиций, уходом иностранных компаний-разработчиков и ритейлеров цифровых технологий, темпы цифровизации, по-нашему мнению, значительно снизятся. Скажется высокая зависимость от доступных благодаря зарубежным компаниям ИКТ, необходимого оборудования и материалов.
Данный риск может оказать пагубное влияние на решение проблем социальноэкономического развития регионов в связи с замедлившимися темпами ЦТ экономики. По нашему мнению, неосуществление должных мер по преодолению риска приведет к падению конкурентоспособности кампаний, еще большему отставанию России и регионов на рынках высокотехнологичной продукции, увеличению «цифрового разрыва» между компаниями и отраслями экономики, снижению научной активности по этому направлению, массовой ликвидации компаний, специализирующихся на производстве и предоставлении товаров и услуг, напрямую связанных с ИКТ и цифровыми технологиями.
С целью устойчивого развития регионов в условиях кризиса и ЦТ их экономики, мы предлагаем следующие меры по их ликвидации.
Таблица 1. Предложения по ликвидации рисков ЦТ экономики региона в условиях кризиса
Риск ЦТ экономики региона |
Предложения по ликвидации риска ЦТ экономики региона |
Риск усугубления «цифрового неравенства» населения и отраслей экономики |
|
Риск роста киберпреступности. |
|
Риск «неокупаемо-сти» внедрения цифровых технологий |
|
Риск исчезновения традиционных профессий |
|
Риск снижения темпов ЦТ экономики региона вследствие санкционных ограничений |
|
Несмотря на очевидную экономическую выгоду ЦТ экономики региона, в настоящий момент существует целый ряд рисков, способных усугубить кризисные явления и создать целый ряд проблем социальноэкономического развития. В рамках исследования мы провели анализ возможных рисков ЦТ экономики региона, выделили их специфику и обосновали актуальность допущения осложнения социальноэкономического положения регионов в условиях кризиса. В заключительном этапе исследования мы составили список предложений по преодолению каждого риска, который может использоваться для определения наиболее приоритетных направлений антикризисного управления регионом в рамках ЦТ экономики.
поиска мер по их ликвидации с целью не
Список литературы Риски цифровой трансформации экономики региона в условиях кризиса
- Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 11 нояб. 2021 г. № 493. // Рос. газ. 2021. 1 дек. С. 7.
- Об утверждении стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Крым: постановление Совета министров Республики Крым от 20 авг. 2021 г. № 487 // Рос. газ. 2021 24 авг. С. 142.
- Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России. М.: Институт развития информационного общества, 2018. - C. 166.
- Квасникова М.А. Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России // Социально-политические исследования. - 2020. - №1. - С. 43-56.
- EDN: YTOXWC
- Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
- EDN: WPPBQJ
- Агентство стратегических инициатив: официальный сайт // Атлас новых профессий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new.atlas100.ru (дата обращения: 26.04.2022).
- Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт // Статистика и аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 26.04.2022).
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: официальный сайт // Минстрой России представил результаты третьего Индекса "IQ городов". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/(дата обращения: 26.04.2022).
- Mckinsey & Company: официальный сайт // Цифровая Россия: новая реальность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights (дата обращения: 26.04.22).
- Statista: официальный сайт // Digital Economy Compass 2020. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.statista.com/study/83121/digital-economy-compass (дата обращения: 26.04.2022).