Ритуально-обрядовая посуда в древних культурах тихоокеанского бассейна
Автор: Соловьева Е.А., Табарев А.В., Кравцова А.С., Иванова Д.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521754
IDR: 14521754
Текст статьи Ритуально-обрядовая посуда в древних культурах тихоокеанского бассейна
Ритуально-обрядовая посуда (контейнеры, емкости) - важный атрибут праздника в древних и традиционных культурах, поскольку праздник практически всегда связан с заготовкой, приготовлением и потреблением особой (праздничной) пищи или напитков [Табарев, 2008; Feasts…, 2001]. В качестве исходного сырья для ритуальной посуды уже с верхнего палеолита повсеместно использовались самые разные органические и неорганические материалы. Появление керамики существенно расширяет возможности моделирования форм, размеров, количества и декора ритуальной посуды. Керамическая посуда (наряду с фигурной пластикой, украшениями и др. из обожженной глины) не вытесняет другие материалы из ритуально-обрядовой сферы. Она позволяет усложнить саму практику и ее масштабы.
В рамках тихоокеанского бассейна выявлено несколько очагов возникновения ранней керамики. Два из них - дальневосточный и южноамериканский - представляют исключительный интерес для сравнительных исследований. В дальневосточном очаге (бассейн Амура, Японский архипелаг) керамика датируется финальнопалеолитическим временем (14–13 тыс. л.н.), а в южноамериканском (Эквадор, Колумбия) - минимум 6-5,5 тыс. л.н. [Та-барев, 2006; Ha^^ d book…, 2008; Meggers, 2010].
К этой проблематике авторы уже обращались во время работы над проектом, посвященным возникновению, распространению и назначению антропоморфной пластики в тихоокеанском бассейне [Соловьева, Табарев, Иванова, 2009; Соловьева, Табарев, Табарева, 2010а, б]. Анализ стилистики и функциональной интерпретации дземонских догу, вальдивийских Венер, а также образцов антропоморфной пластики тихоокеанского побережья Перу, Мексики и Калифорнии позволяет по-новому подойти ко многим проблемам изучения и реконструкции социальных структур и ритуальнообрядовых практик древних обществ тихоокеанского бассейна [Соловьева, Табарев, Табарева, 2010а].
Новый проект, начатый в 2011 г. при поддержке РГНФ, продолжает и расширяет данную проблематику. В фокусе исследования различные стороны ритуальной практики (праздничной, погребальной, поминальной и т.д.), связанные с использованием специальной посуды, емкостей и контейнеров. Особое внимание уделяется керамической посуде.
Ранняя керамика Южной Америки известна отечественным специалистам эскизно, тогда как обращение к ней может быть весьма полезно, как в общетеоретическом аспекте изучения гончарства, так и в сравнительном. К таковым комплексам относятся ранние стоянки культуры вальдивия (прибрежный Эквадор) и стоянки группы Сан-Хасинто (1,2 и др.) в северной Колумбии [Ha^^dboo k …, 2 008; M arcos, 1988; Oy^^ela-Caycedo, Bo^^za^^i, 2005]. Особенно интересны колумбийские материалы, т.к. речь идет о весьма архаичной по технологии (с большим количеством органического отощителя), но артистичной по исполнению (антропоморфные и зооморфные налепные комбинации, сложный декор) керамике, возникающей в обществе охотников-собирателей [Stahl, Oy^^ela-Caycedo, 200 7 ].
К функциям ранней керамики специалисты относят три сферы: хранение продуктов, приготовление пищи и сервировка (публичное экспонирование и потребление) пищи и напитков во время церемоний [Pratt, 1999]. Часть исследователей не без основания считает, что керамическая посуда с органикой (как на Дальнем Востоке, так и в Южной Америке) изначально предназначалась для ритуально-обрядовой сферы (как вариант новой, престижной технологии) и лишь спустя некоторое время начала активно использоваться в быту [Hayde^^, 1998; Tabarev, 2009].
Применительно к колумбийским материалам аргументация исследователей выглядит следующим образом. Во-первых, насыщенная органикой керамика непригодна для длительного хранения продуктов (абсорбирует внешнюю влагу, поэтому пища или напиток быстро портятся), а нужна для непосредственного использования в ходе трапезы или праздника (церемонии, ритуала). Во-вторых, керамика с органическим наполнителем является очень хрупкой и чувствительной к механическому воздействию, трению, ударам и пр., что снижает вероятность ее использования в качестве контейнеров для хранения или переноски. И, наконец, в-третьих, если бы керамика Сан-Хасинто-1 использовалась для приготовления пищи на огне, то ее эволюция, по логике, шла бы по линии расширения верхней части (для удобства помешивания, последовательной закладки продуктов и т.д.), а также утолщения стенок. Однако спустя почти тысячу лет (комплекс Сан-Хасинто-2), керамика осталась практически без изменений [Pr a tt, 1 999; S t ahl, Oy^^ela-Caycedo, 2007].
Для тропической зоны Америки наиболее ранними признаками перехода к полуоседлому образу жизни, по мнению специалистов [Stahl, Oyuela-Caycedo, 2007], являются поселенч еск ие к омплексы, начало доместикации растений и появление керамической посуды. Изменения в природной обстановке включают механизмы т.н. социальной и экономической интенсификации.
Экономическая интенсификация в данном случае напрямую связана с инновациями в эксплуатации ресурсной базы, расширением диапазона по- требляемых видов растений и животных, усложнениями в процессах изготовления пищи, разделением труда по возрастным и половым признакам и т.д. Социальная интенсификация, в свою очередь, направлена на решение проблемы взаимоотношений с соседними группами (племенами), претендующих на право пользования этой же экологической нишей или ее частью. Для сглаживания возможных конфликтов разрабатывается механизм регулярных праздников и обмена дарами. Кроме того, одним из путей повышения своей значимости (статусности) в рамках группы или рода является реализация способностей к производству или изготовлению красивых, полезных и социально значимых артефактов. Как уже указывалось выше, в первом, втором и третьем случаях керамическая посуда оказывается востребованной, а ее появление логично сопровождает как экономическую, так и социальную интенсификацию. Именно в этом контексте большинство исследователей и рассматривают саму проблему появления нового материала (керамики) и новых видов контейнеров (керамической посуды) в Южной Америке, а затем в Центральной Америке и Мезоамерике [Hayde^^, 1998; Stahl, Oy^^ela-Caycedo, 2007 и др.].