Рябинники Turdus pilaris охотятся за летающими хрущами

Автор: Резанов Александр Геннадиевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 921 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153708

IDR: 140153708

Текст статьи Рябинники Turdus pilaris охотятся за летающими хрущами

23-24 июня 2013 в музее-заповеднике Коломенское (Москва) тёплыми вечерами (температура воздуха +24…+26°С;) рябинники Turdus pilaris подолгу кормились на открытых травянистых лужайках, продолжая разыскивать корм даже при наступлении густых сумерек (до 22 ч 30 мин). В это время как раз активизировался лёт июньского нехруща Amphimallon solstitialis и садового хрущика Phylloptera horticola . Дрозды кормились в одиночку, парами и небольшими разреженными группами, состоящими из 3-5 птиц, разыскивая и добывая корм во время характерной для них наземной кормёжки, в которой традиционно сочетались прыжковые последовательности, остановки-высматривания и атаки добычи. Помимо схватывания беспозвоночных (вероятно, мелких хрущиков) с травы, птицы также зондировали травянистый дёрн и извлекали дождевых червей Lumbricidae. В нескольких случаях рябинники взлетали и преследовали жуков в воздухе.

В частности, 23 июня 4-5 рябинников кормились на лужайке у храма Вознесения. У двух разных птиц в течение 30 мин наблюдений отмечено в общей сложности 4-5 взлётов с земли на высоту от 0.5 до 23 м. В течение 3-4 с дрозды преследовали жуков, летая над травой, делая резкие воздушные манёвры, порхая и «зависая» в воздухе. К сожалению, из-за плохой освещённости проследить успех охоты не удалось. На следующий день (24 июня) вечером подобное поведение отмечено у рябинников не только у храма Вознесения (2 попытки у 2 дроздов), но и на луговине в районе Голосова оврага. В последнем случае одиночно кормящийся рябинник взлетел на высоту до 3 м, преследовал жука в воздухе 4-5 м и вслед за ним влетел в куст ивы.

В последующие дни количество рябинников в Коломенском парке резко сократилось, что объясняется началом периода летних кочёвок, когда их слётки окончательно поднялись на крыло. К этому времени лёт хрущей пошёл на спад. Во время вечерних наблюдений за кормовым поведением дроздов, оставшихся в Коломенском, воздушной охоты за жуками я у них больше не отмечал. Вообще, за многие годы проведения наблюдений за кормовым поведением птиц, в том числе и за поведением дроздов Turdus , подобного поведения у рябинников (в частности, на территории Коломенского, других московских парков, в Московской области и пр.) мне никогда не приходилось наблюдать.

Следует отметить, что хотя в Московской области хрущи обычны в диете рябинника (Птушенко, Иноземцев 1968), сведений об охоте этих дроздов на летающих жуков в просмотренной литературе (Зарудный 1888; Холодковский, Силантьев 1901; Брем 1911; Гаврилов 1970; Андреев 1974; Мальчевский, Пукинский 1983; Левин 1985; Cramp 1988; Carlson, Moreno 1986; Барановский и др. 2007) не обнаружено. В целом ряде фаунистических сводок (они, соответственно, не процитированы) о кормовом поведении рябинника вообще не упоминается.

Определённый интерес в свете рассматриваемого поведения представляет свидетельство более чем полувековой давности об охоте рябинников на летающих насекомых с присады, наблюдавшееся в Англии 21 октября 1944 (Larkin 1950). Заслуживает внимания тот факт, что в стае дроздов только несколько птиц охотились в манере мухоловок; они взлетали вертикально вверх в воздух, схватывали насекомых и немедленно возвращались на дерево, на котором они сидели.

Оценивая данную ситуацию, можно констатировать, что рябинники добывали обычные сезонные корма, но с использованием нетрадиционных, однако, вполне стереотипных кормовых манёвров. Вероятно, такое поведение спровоцировано массовым лётом хрущей, когда жуки в большом количестве находились не только в траве, где они легко доступны для дроздов, но и в воздухе. В данном случае мы имеем дело с обычным «переключением» птиц на массовые корма, но добываемые в необычной для данного вида среде – в воздухе. Кроме того, нельзя не заметить, что воздушным преследованием жуков занимались далеко не все рябинники, а лишь некоторые особи (см. также: Larkin 1950). Возможно, дальнейшие наблюдения позволят лучше оценить степень необычности и индивидуальности данного кормового метода.

Статья