Рядовые погребения эпохи Хань на примере археологических памятников провинции Шаньдун)

Бесплатный доступ

Погребальные памятники являются важнейшим источником для изучения истории эпохи Хань. Однако большая часть древних могил, исследуемых археологами, раскрывает лишь жизнь знатных слоев, знания же о рядовом населении ограничены или малодоступны. Такой перекос не дает специалистам восстановить полную картину жизни империи Хань. Поэтому изучение рядовых погребений является одной из важнейших задач в ханьской археологии. По видам конструкций рядовые могилы этого периода можно разделить на три больших группы: без саркофага, с каменным саркофагом, с кирпичным саркофагом. К 1-й группе относятся и захоронения без гроба, когда тело умершего заворачивали в циновку или ткань. Наиболее разнообразны погребения 2-й группы, которые могли быть как одиночными, так и групповыми (синхронными и разновременными). Захоронения отдельных групп отличались друг от друга количеством покойных, ориентацией тела, погребальным инвентарем и местом его нахождения. Вещи укладывали непосредственно в гроб или саркофаг, но чаще для них выкапывалась ниша в земляной стенке или к саркофагу пристраивался отдельный короб. Различия эти имеют лишь социальное, а не хронологическое значение. Датировать памятники и проследить их трансформацию можно лишь на основании погребального инвентаря.

Еще

Эпоха хань, погребальный обряд, рядовые могилы, провинция шаньдун

Короткий адрес: https://sciup.org/147218815

IDR: 147218815

Текст научной статьи Рядовые погребения эпохи Хань на примере археологических памятников провинции Шаньдун)

На территории Китая раскопано значительное количество (по приблизительным оценкам ок. 20 тыс.) погребений эпохи Хань, однако абсолютное большинство – это могилы представителей элитных слоев ханьского общества: князей-чжухоу, сановников-лехоу, высокопоставленных военных и гражданских чиновников, членов их семей [Лёве, 2005. С. 130]. Погребения рядовых ханьцев пока остаются белым пятном в истории исследования погребального обряда. Чаще всего они малозаметны, их следы утрачиваются со временем, а поиск могил затруднен.

Большим прорывом в исследовании погребального обряда эпохи Хань в плане изучения рядовых погребений стали охранные раскопки на территории пров. Шаньдун, проводимые в 1998–2005 гг. сотрудниками местного Института археологии и памятников материальной культуры в связи со строительством скоростной магистрали и железной дороги. В 2009 г. в Пекине вышел двухтомный труд на основании материалов, полученных в ходе данных раскопок. Ценность этой работы заключается в том, что она содержит важнейшие сведения о рядовых (около 1 700) захоронениях.

Рядовые погребения в отличие от семейных могильников знати 1 составляют большие кладбища (площадью от 55 тыс. до 300 тыс. кв. м), на которых хоронили, вероятно, представителей разных родов. При выборе места для погребений предпочтение отдавалось склонам гор или возвышенностям. Часто могилы наслаивались друг на друга или разрушались более поздними. Могильники на территории пров. Шаньдун – Фэншань, Дунчжэнчжуан, Дунсяо-гун, Гумяо у г. Тэнчжоу ( 滕州 ), Сюйцзяин у г. Яньчжоу ( 兖州 ), Хуашань, Чайюй у г. Цюйфу

( 曲阜 ) и могильник Чжанчжицзи у г. Цзясян ( 嘉祥 ) – имеют много общего. Все входящие в их состав могилы представляют собой грунтовую яму. По видам внутренних конструкций их можно разделить на три больших группы:

  • 1)    без саркофага;

  • 2)    с каменным саркофагом;

  • 3)    с кирпичным саркофагом.

Погребения первой группы довольно бедные, в большинстве из них не обнаружено даже остатков гроба. Могилы представляют собой прямоугольную яму с уступами с двух или четырех сторон. Размеры ее небольшие, чуть больше тела погребенного. Примером может стать погребение М 50 на о. Вэйшань, представляющее собой грунтовую яму со ступенями с двух сторон, между которыми находилось тело покойного. На ступенях были уложены три каменные плиты, которые образуют маленькую погребальную камеру. Возможно, имитировалась конструкция с каменным саркофагом [Шаньдун Вэйшаньсянь…, 2009. С. 22].

Были и более богатые захоронения этой группы, когда тело умершего помещали в деревянный гроб, вследствие чего размеры ямы несколько больше. Длина достигала 2,6, ширина – около 1,5, а глубина – до 1,8 м. Как правило, в таких могилах гроб сохранялся плохо. В могильнике Дунчжэнчжуан из 172 раскопанных могил эпохи Хань лишь 32 относились к этой группе [Лу чжуннань ханьму, 2009. С. 98]. В могильнике Дунсяогун погребения без саркофага составляют только 13 %.

Наиболее часто встречаются и имеют наибольшее разнообразие погребения с каменным саркофагом. По количеству погребенных их можно подразделить на одиночные, двойные и групповые. Они в свою очередь могут отличаться по наличию (или отсутствию) и местонахождению погребального инвентаря, а также расположению саркофагов. В целом, могилы данной группы представляют собой грунтовую яму с помещенным в нее каменным саркофагом, внутри которого располагался гроб с телом умершего. В рассматриваемых нами погребениях саркофаг состоял из шести и более каменных плит, чаще всего находился в центре могильной ямы, куда помещался деревянный гроб с телом умершего, погребальный инвентарь, после чего он закрывался крышкой, составленной из нескольких плиток.

Что касается двойных или групповых погребений этой группы, то они также отличались друг от друга. В одних каждый саркофаг представлял собой отдельный короб, причем они могли находиться в могиле на разных уровнях, что свидетельствует о более позднем захоронении второго погребенного. Также обнаружены могилы, где саркофаги имели общие стенки, например, М 110, 161, 108, 323 могильника Дунсяогун [Там же. С. 208–209]. Для некоторых сначала выкапывалась довольно узкая могильная яма, куда устанавливался каменный короб. Через какое-то время она расширялась, и в нее «пристраивался» к более раннему еще один саркофаг таким образом, чтобы у них была общая стенка. Погребение М 315 (рис. 1) состояло из трех саркофагов – среднего, западного и восточного. Первым был установлен средний саркофаг, затем западный и самым последним – восточный. Западный был выше среднего на 0,2 м и имел с ним одну общую стенку. Восточный же находится отдельно от центрального саркофага и ниже его на 0,3 м.

Существуют также погребения, в которые одновременно помещались два саркофага. Таково погребение М 108 в могильнике Дунсяогун, где плита дна одного из коробов являлась частью дна другого [Там же. С. 206–207]. Среди двойных захоронений существуют могилы с одним каменным саркофагом и двумя гробами, например, М 314 могильника Дунсяогун. Оба гроба сохранились плохо, в одном погребен взрослый мужчина, пол второго покойника установить не удалось [Там же. С. 203]. Среди погребений с каменным саркофагом есть не только грунтовые ямы с вертикальным входом, но и погребения с дромосом, который мог быть ориентирован в любом направлении. Например, в могиле М 76 могильника Дунсяогун ступенчатый дромос устроен с северной стороны, его длина 3, ширина 1,3 м. Могильная яма длиной 2,8, шириной 3, глубиной 3,8 м. В западной располагался саркофаг, внутри которого помещался деревянный гроб. Ниша для погребального инвентаря находилась с его северной части [Там же. С. 198]. Погребение М 307 состояло из дромоса с восточной стороны, передней и задней камеры. В передней камере находился погребальный инвентарь, а в задней – саркофаг для двойного захоронения, который представляет собой каменный короб размерами 2,4 × 1,95 × 0,7 м с перегородкой в центре [Там же. С. 212].

Рис. 1. Погребение М 315 могильника Дунсяогун [Лу чжуннань ханьму, 2009. С. 215]

Групповые погребения содержали тела трех и более умерших. Например, могила М 324 могильника Дунсяогун (рис. 2) состоит из трех частей: дромоса, передней и задней камер. Длина коридора 3,9, ширина входа 0,92–1,06, глубина 2,22 м. Передняя камера в плане представляла четырехугольник, в южной части располагался деревянный гроб, в северной – каменный ящик для погребального инвентаря. Задняя камера, вероятно, «докапывалась». В ней находились четыре саркофага с общими боковыми стенками. В западной стенке задней камеры вырыта ниша для погребального инвентаря.

Погребения с кирпичным саркофагом по конструкции сходны с предыдущими, например, М 274, М 218, М 257 могильника Сюйцзяин [Лу чжуннань ханьму, 2009. С. 430]. Размеры погребения М 274: длина 2,5, ширина 1,25, глубина 0,75 м. Размеры кирпичного саркофага несколько меньше, соответственно 2,07 × 0,66–0,7 × 0,48 м. Все четыре его стенки построены

Рис. 2. Погребение М 324 могильника Дунсяогун [Лу чжуннань ханьму, 2009. С. 218]

из трех рядов кирпичей. Внутри находился гроб, который полностью истлел. Захоронение принадлежало молодой женщине около 30 лет. Ориентация тела головой на восток, лицо повернуто на юг.

Кроме конструкций, рассмотренных выше, существуют и другие, встречающиеся лишь в единичных случаях, например, могилы с керамическим «гробом», состоящим из двух частей-кувшинов ( 陶瓮 ). В погребении данного типа М 252 могильника Сюйцзяин обнаружены останки маленького ребенка, которые сохранились довольно плохо [Там же. С. 436]. Само погребение разрушено другими могилами. Могильная яма небольших размеров: длина 1,36, ширина 0,34, глубина 0,7 м. Детские погребения в керамических сосудах известны с эпохи неолита. Как полагает М. Е. Кравцова, захоронение детей в кувшинах могло быть «магическим способом воздействия на плодоносность женщин (для восполнения понесенных кланом демографических потерь)», возможно, здесь скрывается особый религиозный статус детей [2006. С. 83].

Что касается положения тел погребенных в рассмотренных могильниках, то они практически всегда укладывались лицом вверх с выпрямленными конечностями, однако не существовало определенной ориентации по сторонам света. Месторасположение инвентаря могло быть различным. В бедных погребения в грунтовой яме инвентарь укладывали в гроб или рядом с гробом. В погребениях с саркофагами вещи находились как внутри саркофага, так и вне саркофага. В некоторых могилах для этого сооружались специальные каменные ящики. Они располагались вне саркофага или были его продолжением, с любой стороны. Иногда ставилась небольшая перегородка, разделявшая саркофаг на две неравные части: в большей помещался гроб с телом, а в меньшей – инвентарь. Среди рядовых погребений также широко были распространены могилы с нишами. Их выкапывали в стенке погребаль- ной ямы, с любой стороны и на любой высоте от дна могилы. Размеры ниши зависели от количества предметов. Что касается двойных захоронений, то инвентарь мог быть как общим, так и отдельным для каждого погребенного.

В могилы состоятельных людей помещали богатый погребальный инвентарь: оружие, посуду, погребальную пластику (представленную фигурками людей, животных, макетами зданий), бронзовые зеркала, лаковые изделия, ткани, украшения из жемчуга и нефрита и т. д. У людей с меньшим достатком инвентарь в основном представлен керамическими изделиями – посудой (кувшины, треножники, чайники), моделями различных сооружений, а также изделиями из бронзы (зеркала, монеты, конская упряжь), железа (мечи, орудия труда), кости и камня (печати, украшения). В некоторых погребениях инвентарь полностью отсутствовал.

Рядовые погребения на территории Шаньдуна имеют схожие черты с захоронениями в других районах ханьского Китая, что явилось результатом унификации всех сторон жизни государства, в том числе и ритуалов. Описанные конструкции рядовых погребений практически в неизменном виде существовали на протяжении всего периода Хань. Различия конструкций и масштабов погребальных сооружений свидетельствуют об экономическом расслоении внутри низших сословий. Представителей беднейшего слоя населения в период Восточной Хань могли хоронить в грунтовой яме без гроба. Более зажиточные погребали своих умерших в каменном саркофаге, который нередко декорировался выгравированными изображениями людей, сценами из жизни, мифологическими животными [Чжунго каогу-сюэ…, 2010. С. 539]. Для погребений эпохи Хань не существовало жестких правил, отличительные черты могли проявляться в размерах могилы, количестве плит саркофагов, местонахождении и богатстве погребального инвентаря.

HAN EPOCH BURIALS OF COMMON PEOPLE (A CASE STUDY OF ARCHAEOLOGICAL SITES FROM SHANDONG PROVINCE)

Список литературы Рядовые погребения эпохи Хань на примере археологических памятников провинции Шаньдун)

  • Кравцова М. Е. Верования и культы эпохи неолита // Духовная культура Китая. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2: Мифология. Религия. С. 78-89.
  • Лёве М. Китай династии Хань. М.: Центрполиграф, 2005. 224 с.
  • Лу чжуннань ханьму [鲁中南汉墓。北京:文物出版社 ] Погребения эпохи Хань в центральной и южной частях пров. Шаньдун. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2009. Т. 1-2. 943 с. (сплошная пагинация).
  • Чжунго каогусюэ: Цинь Хань цзюань [中国考古学:秦汉卷。北京:中国社会科学出版社] Археология Китая: Эпоха Цинь и Хань. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 2010. 1027 с.
  • Шаньдун Вэйшаньсянь Вэйшаньдао Ханьдай муцзан[山东微山县微山岛汉代墓葬 //考古]Погребения эпохи Хань на о. Вэйшань уезда Вэйшань пров. Шаньдун // Каогу. 2009. № 10. С. 21-48.
Статья научная