Роль адвокатуры в гражданском обществе
Автор: Довженко К.О.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-1 (9), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140105894
IDR: 140105894
Текст статьи Роль адвокатуры в гражданском обществе
Рассматривая вопрос о месте и роли адвокатуры в гражданском обществе, необходимо, прежде всего, выяснить, что оно собой представляет. В последние годы этому феномену уделяется все больше внимания. В той или иной степени проблема становления и функционирования гражданского общества находилась в центре внимания философов, политологов, социологов. Имеется своя ниша и у юристов: соотношение государства и общества; различия между политическим государством и неполитическим гражданским обществом, права человека в государстве и обществе и другое.
Начало периода развития современной российской адвокатуры можно считать дату принятия ныне действующего Федерального закона от 31 мая
2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в который постоянно вносятся поправки и изменения.
Данным законом определяются правовые основы деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантируются их независимость как профессиональных некоммерческих организаций.
Основными новеллами являются нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.
В полной мере значение этих нововведений можно будет объективно оценить с накоплением практики применения Закона. Но уже сегодня обоснованность и состоятельность некоторых из них представляется спорной. Так, концептуальное разделение понятий «адвокатская деятельность» и «адвокатура» на самостоятельные правовые категории выглядит далеко неоднозначным и не укладывающимся в логику исторического развития института адвокатуры решением. Сохранение коллегий адвокатов в виде адвокатских образований, крайне усложнило процесс реорганизации и создания новых форм адвокатских организаций. Закон не определяет и не раскрывает принципы создания адвокатских организаций, что порождает правовую путаницу в практике его применения. Много проблем возникло при решении вопросов корпоративного самоуправления. Закон породил достаточно сложный вопрос о судьбе общественных объединений адвокатуры, созданных в 90-е годы. Остался фактически нерешенным, весьма больной для адвокатуры вопрос социальных гарантий профессии: оплаты труда при выполнении адвокатами поручений государственных органов по ведению дел, вопросы социального страхования, пенсионного обеспечения, налогов, а также обеспечения защиты адвоката и членов его семьи от посягательств за профессиональную деятельность.
В условиях получившего широкое распространение правового нигилизма в стране и участившихся случаев нарушений прав, свобод и законных интересов людей и юридических лиц резко повысилась их потребность в квалифицированной юридической помощи, а это в свою очередь активизировало деятельность такого классического института гражданского общества, как адвокатура.
В системе институтов гражданского общества адвокатура занимает особое место, поскольку она является профессиональным, добровольным объединением лиц, обладающих правовыми (юридическими) знаниями. Это позволяет ей не только оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам по конкретным административным, арбитражным, гражданским и уголовным делам, но и влиять на правовое сознание отдельных лиц, общающихся с адвокатами, и своей деятельностью осуществлять правовое просвещение населения страны в целом, содействовать повышению правовой культуры российского общества.
Адвокатура как институт гражданского общества связана с другими его институтами. Наиболее тесно по своим задачам адвокатура связана с органами местного самоуправления, с Общественной палатой, профсоюзами, а также с самодеятельными разнообразными правозащитными организациями.
Адвокатура, таким образом, не единственная организация в стране, оказывающая юридическую (правовую) помощь. Такую помощь населению и юридическим лицам также осуществляют различные юридические службы на государственных предприятиях и в учреждениях, в негосударственных организациях. Кроме того, такую же работу в том или ином объеме выполняют иные организации и лица, занимающиеся частной предпринимательской деятельностью (частные нотариусы, различного рода правовые кооперативы, а также частные детективы, помогающие гражданам отыскать юридически значимые факты и документы).
Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона). Приведем наше понимание указанных в законе принципов в той же последовательности.
Принцип законности означает, что адвокатская деятельность должна осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм.
Недопустимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, достигались с применением незаконных методов и средств. Принцип законности лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе адвокатуры – всех субъектов права.
Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда она противоречит законодательству России. На основании ст. 18 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается.
Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
Принцип самоуправления подразумевает самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов, самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Принцип корпоративности означает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Независимо от того, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (например, создав адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией. Данный принцип предполагает издание корпоративных нормативно-правовых актов и контроль за их соблюдением. Со становлением стабильности в обществе, с повышением его правовой культуры и преодолением правового нигилизма объем корпоративного нормативно-правового регулирования, как мы полагаем, будет расширяться, а вместе с тем ссужаться сфера вмешательства в функционирование адвокатуры со стороны государства.
Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме адвокатского образования (кабинет, коллегия, бюро, юридическая консультация) осуществляется деятельность адвоката, ни государство, ни органы адвокатского самоуправления не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителей осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты.
Основываясь на изложенных выше принципах организации адвокатуры, вполне приемлемо отнести адвокатуру в широком понимании к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность в целях охраны права специально на то уполномоченными государственными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.