Роль Арктики в норвежско-индийском взаимодействии

Автор: Зиннатуллин Д.А.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 5, 2025 года.

Бесплатный доступ

Норвегия, которая в настоящее время председательствует в Арктическом совете, поддерживает тесные связи с Индией. Хотя Норвегия и Индия ‒ две совершенно разные страны как в культур-ном, так и политическом контексте, они поддерживают одни и те же ценности в борьбе с изменением климата. Для Индии партнерство с Норвегией может стать трансформационным, поскольку позволит ей более активно участвовать в рабочих группах Арктического совета, решая такие вопросы, как морские перевозки и изменение климата. Сотрудничество с Норвегией сосредоточено на научных исследованиях и защите климата и окружающей среды. Это два из шести столпов, составляющих арктическую политику Индии, которая была обнародована в 2022 году. Был использован метод case-study для анализа ключевых событий арктической дипломатии двух стран. В статье также затрагивается вопрос о норвежских углеводородах в Арктике и их роли в норвежско-индийской кооперации на современном этапе.

Еще

Арктика, сотрудничество, архипелаг Шпицберген, научные исследования, Норвегия, Индия

Короткий адрес: https://sciup.org/149147924

IDR: 149147924   |   DOI: 10.24158/pep.2025.5.12

Текст научной статьи Роль Арктики в норвежско-индийском взаимодействии

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ,

,

Норвежское определение Арктики включает в себя всё, что находится к северу от Северного полярного круга (66°34 северной широты). Только в норвежской Арктике проживает почти полмиллиона человек, что относительно много по сравнению с североамериканской Арктикой, хотя по европейским меркам она малонаселенная (Østhagen, 2021). За последние восемь лет было опубликовано немало программных документов касательно политики Норвегии в Арктике. В 2017 г. издается «Новый рост, гордая история – Стратегия правительства Норвегии в области океана1», в 2020 г. была выпущена «Белая книга» «Люди, возможности и норвежские интересы на Севере»1. В сумме эти документы иллюстрируют значение Арктики для Норвегии и выражают норвежские интересы в регионе. Их можно разделить на три большие категории: 1) международное сотрудничество и международный правопорядок; 2) развитие бизнеса, общества и знаний; 3) охрана окружающей среды и управление океанами. Учитывая, что внешняя политика малых государств в значительной степени диктуется международными структурами, норвежские внешнеполитические интересы и приоритеты рассматриваются в зависимости от международной системы и в тесной связи с интересами приарктических государств и стран-наблюдателей Арктического совета. Осло инвестирует значительные средства в производственный сектор экономики северных губерний, развитие транспортной инфраструктуры (особенно портов), создание мощных научно-образовательных комплексов, стимулирование арктического туризма, проводит гибкую миграционную политику, поддерживает традиционное хозяйство (Гутенев и др., 2019).

Взаимодействие Индии с Арктикой не является чем-то новым. Заинтересованность началась еще в 1920-х гг., когда на Парижской мирной конференции был подписан Договор о Шпицбергене, который признает суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген. Договор является одним из немногих документов, заключенных в ходе переговоров по мирному урегулированию после Первой мировой войны. Он действует до сих пор в своей первоначальной форме и смог пережить все политические и территориальные изменения, произошедшие в Европе с тех пор (Jensen, Øystein, 2020). Большинство скандинавских стран признали независимость Индии от британцев в 1947 г. и установили в течение нескольких лет официальные дипломатические отношения. Однако отношения между Индией и Северной Европой возникли гораздо раньше независимости Индии, а точнее в раннюю колониальную эпоху. После обретения Индией независимости Норвегия первой оказала помощь индийскому рыболовству через Фонд содействия развитию. От скромной станции на Шпицбергене Индия прошла долгий путь, чтобы утвердиться в качестве авторитетного игрока в Арктике. Индийский политический трек в отношении Шпицбергена развивается поступательно, хотя страна находится достаточно далеко от территориальных вод архипелага. Несмотря на то, что структурированный документ об арктической политике Индии появился в 2022 г., интересы государства в Арктике можно в целом определить в шести взаимосвязанных аспектах: укрепление научных исследований и сотрудничества в Индии, защита климата и окружающей среды, экономическое и человеческое развитие, транспорт и связь, управление и международное сотрудничество, наращивание национального потенциала в Арктическом регионе. Следует отметить, что имидж Индии касательно Арктики только начинает формироваться.

С июля 2008 г. Индия имеет постоянную арктическую исследовательскую станцию на Шпицбергене (Норвегия). Она расположена на территории международной арктической исследовательской базы, почти в 1 200 км от Северного полюса. Научно-исследовательская станция занимается полярными научными исследованиями, охватывающими основные темы биологических, гляциологических и атмосферных наук. Национальный центр полярных и океанических исследований, который управляет зданием индийской научной базы «Химадри», в 2019 г. зарегистрировал 1 302 исследовательских дня, что более чем в два раза больше, чем за семь лет. Кроме того, по словам государственного министра по науке, технологиям и наукам о Земле Джитендры Сингха, для расширения научных интересов Индии в Арктическом регионе с декабря 2023 г. были инициированы регулярные зимние экспедиции в норвежскую Арктику. С того же времени на протяжении более 300 дней в Арктике проводятся научные исследования и операции с использованием индийской исследовательской станции «Химадри»2. Исследовательские объекты на Шпицбергене, при всей их аскетичности, иногда позиционируют себя как иностранные представительства с флагами. Сам факт демонстрации индийского флага ‒ это центральный элемент стратегического присутствия. Стоит отметить, что одним из его эффектов является влияние. Норвегия не требует визы от посетителей Шпицбергена, а до поселка Лонгйирбюен ежедневно летают регулярные авиалайнеры.

Интерес Индии к региону обусловлен неблагоприятным воздействием изменения климата на ледяные покровы и ледники как в Арктике, так и в Гималаях. Последствия изменения климата в Индии проявляются в различных формах, таких как повышение температуры суши и моря, продолжительные засушливые сезоны, неустойчивые осадки, внезапные наводнения, прорывы облаков, тепловые волны, циклоны и мини-торнадо. За последние два десятилетия в Индии значительно увеличилось количество экстремальных погодных явлений: в среднем ежегодно происходит 17 наводнений. Индия занимает второе место в мире по количеству людей, пострадавших от наводнений. Последствия для здоровья, связанные с изменением климата, являются разрушительными, особенно для уязвимых групп населения, таких как дети, малообеспеченные слои населения, люди с инвалидностью, беременные женщины и коренные народы. Изменение климата усиливает существующие кризисы и может привести к возникновению новых конфликтов. Таким образом, значительная часть населения Индии остается крайне уязвимой к последствиям экстремальных и неустойчивых погодных явлений и бедствий (Пурушотхаман, Филип, 2023). Более того, согласно отчету Министерства окружающей среды и лесного хозяйства, Индия является четвертым в мире государством по объему выбросов парниковых газов, большая часть которых приходится на энергетический сектор (порядка 70 %) (Дорохина, Сахаров, 2023).

Национальный центр полярных и океанических исследований Индии ежегодно проводит многочисленные научные экспедиции в Арктике, в том числе затрагивая месторождения полезных ископаемых. Индийские молодые ученые из различных областей полярных наук участвуют в работе международной Ассоциации молодых ученых-полярников (APECS), которая находится в Норвегии1. Индийские и норвежские институты спонсируют исследовательские проекты и программы студенческого обмена. Например, в северной Норвегии молодой индийский ученый может изучать экологические и геологические изменения, происходящие в Арктике. Амбициозный студент, несмотря на свои финансовые возможности, способен уверенно получить финансовую поддержку от Министерства наук о Земле Индии в сотрудничестве с правительством Норвегии.

Необходимо подчеркнуть, что государства Скандинавии, включая Норвегию, также признали растущее участие Индии в арктических делах и поддержали в 2013 г. ее кандидатуру в качестве постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Норвегия председательствует в Арктическом совете с 2023 по 2025 г. и продолжает высоко ценить индийско-норвежское сотрудничество в Арктике.

Индия и Норвегия активно взаимодействуют на двусторонней основе в области науки по вопросам Арктики. Около 70 институтов и научных учреждений Норвегии занимаются арктическими исследованиями. Наиболее важными из них являются Норвежский полярный институт (Norsk Polarinstitutt (NPI)), Университет Тромсё ‒ Норвежский арктический университет (Universitetet i Tromsø ‒ Norges arktiske universitet (UiT)) и Институт морских исследований (Havforskningsinstitutt (HI)). Основной акцент сделан на трех ключевых направлениях арктических исследований: изучение природы и климатические исследования, геополитические исследования и устойчивый бизнес. В 2014 г. Индия создала новый объект под названием indARC в Конгсфьордене (залив на западном побережье Шпицбергена), который стал ее первой обсерваторией для проведения исследований и сбора данных в режиме реального времени об арктическом климате и его влиянии на муссоны (Venkatesan et al., 2016). Создание этого объекта подчёркивает дальнейшую перспективу научно-технического сотрудничества между Индией и Норвегией в области изучения Арктики, Антарктиды и изменения климата. Наблюдается успешное сотрудничество между индийской и норвежской антарктическими программами. Важным аспектом является взаимная поддержка между норвежской станцией «Тролль» и индийской станцией «Майтри», которые осуществляли доставку исследовательского оборудования на место изучаемого объекта. Это сотрудничество предоставило возможность обеим странам объединить взаимодополняющие сильные стороны как в науке, так и в логистике. Более того, этому способствует индийская община. В Норвегии она насчитывает около 26 900 человек, из которых 19 135 являются лицами индийского происхождения и 7 765 ‒ нерезидентами2. Большинство из них ‒ высококвалифицированные профессионалы.

Влияние присутствия России на архипелаге Шпицберген на норвежско-индийское партнёрство в Арктике. Последнее десятилетие Шпицберген претерпевает трансформацию, и все больше туристов и научных исследований становятся основными промышленными движущими силами. Старший научный сотрудник индийского Международного фонда Вивекананды и один из разработчиков сформированной в 2020 г. арктической стратегии Индии Анураг Бисен на полях ВЭФ-2024 во Владивостоке отметил3, что индийские туристы могли бы обеспечить турпо-ток и в российскую часть архипелага Шпицберген, в том числе в рамках круизного туризма. Кроме того, южное государство поддерживает план России по созданию там международного научного центра. Несмотря на непростые в последнее время взаимоотношения между Норвегией и Россией, три государства являются активными участниками международного диалога в развитии туризма и научных исследований на архипелаге.

Хотя Индия подчеркивает свои научные интересы в Арктике, в ее арктической политике выделяется такое направление, как «экономическое и человеческое развитие», а значит, закреплен экономический интерес. В первую очередь он связан с использованием полезных ископаемых арктического шельфа. Индия занимает 3-е место в мире по потреблению энергии (Веселова, 2024). Учитывая стратегическое значение Арктики, Норвегия обладает третьим по величине арктическим нефтегазовым потенциалом после России и США. В 2022 г. у страны фьордов были крупнейшие запасы нефти в Западной Европе. Королевство также обладает запасами природного газа в объеме 50,5 трлн кубических футов. Вдобавок оно является третьим по величине экспортером природного газа в мире после России и Катара. При населении чуть более 5 млн человек Норвегия занимает очень выгодное положение с точки зрения устойчивости в энергетическом секторе, где 98 % выработки электроэнергии приходится на возобновляемые источники энергии, поскольку нефть и газ в основном экспортируются. В 2021 г. экспорт углеводородов составил 60 % от общего объема экспорта Норвегии, 28 % ‒ от ВВП и 42 % ‒ от государственных доходов1. Крупнейшим производителем нефти в Норвегии является компания Equinor Energy2, на долю которой приходится 68 % от общего объёма добычи. Нефть Северного моря является эталоном качества для мирового рынка. Марка North Sea Brent (NSB) включает четыре подвида: Brent, Forties, Ekofisk, Oseberg, причем последние два добываются на месторождениях Норвегии (Талагаева, Тращенко, 2015).

Нефть, добываемая на норвежском континентальном шельфе, транспортируется на судах или по трубопроводам до конечных пунктов доставки на суше. Норвегия, представленная Норвежским нефтяным директоратом и государственной компанией Equinor, продолжает оставаться лидером в области нефтедобычи в Арктике. Северная страна не только рассматривает арктические запасы как прибыльные и привлекательные, но и активно реализует эту стратегию. Норвегия обладает значительным опытом в таких сферах, как управление океанами, гидроэнергетика и технологии с низким уровнем выбросов в судоходстве, и многих других. Прочное экономическое положение Норвегии и обширная береговая линия естественным образом согласуются с растущими морскими потребностями Индии. Ярким примером этой синергии являются электрические паромы в Норвегии, построенные верфью Cochin Shipyard, которые в настоящее время работают в стране3. Индия активно продвигает концепцию «синей экономики», которая предполагает устойчивое использование океанических ресурсов для экономического роста. Эта концепция рассматривается как ключевой элемент морского видения Индии до 2030 г., и в 2015 г. правительство запустило флагманскую программу Sagarmala для частичной оптимизации потенциала синей экономики Индии. Интенсивная и эффективная работа порта и развитие прибрежных сообществ в рамках проекта Sagarmala способны значительно увеличить ВВП Индии4.

Ключевой вопрос, который стоит перед Норвегией, заключается в следующем: как можно развить новые области сотрудничества не только с государствами ЕС, но и с быстроразвивающи-мися странами Азии? Экспорт сырой нефти из Норвегии в Индию составляет лишь около 3 %5. Это связано в том числе и с тем, что Индия сейчас ‒ один из крупнейших импортёров российской нефти.

В последнее время Норвегия и Индия активно развивают экономическое и торговое сотрудничество. Между тем Норвегия даже не входит в первую 20-ку торговых партнёров Индии6.

Особое внимание уделяется энергетике и судоходству. Многие норвежские компании присутствуют на индийском рынке, реализуя проекты как через совместные предприятия, так и собственные дочерние компании. В основном они специализируются на судостроении, а также производстве оборудования для морской и глубоководной добычи полезных ископаемых. Например, норвежская энергетическая компания Equinor и индийская компания по производству удобрений и нефтехимии Deepak Fertilizers подписали соглашение о поставках сжиженного природного газа (СПГ). Растущий глобальный портфель СПГ Equinor включает в себя газ с завода СПГ, который компания эксплуатирует в Хаммерфесте ‒ самом северном городе Европы. Соглашение предусматривает ежегодные поставки около 0,65 млн тонн СПГ в течение 15 лет, начиная с 2026 г.1 Важно отметить, что синтетические азотные удобрения на основе аммиака имеют решающее значение для продовольственной безопасности. Данная сделка служит очередным подтверждением того, как Норвегия использует своё стратегическое местоположение для укрепления двусторонних связей с деловыми участниками на развивающемся индийском рынке.

В заключение необходимо отметить тот факт, что благодаря возможностям, которые предоставляет Арктика, взаимодействие между Индией и Норвегией будет и дальше расширяться в вышеперечисленных направлениях.

При этом норвежско-индийское взаимодействие в экономической и энергетической плоскости находится только на начальном этапе. Вопрос связности является одним из самых сложных для развития торгового сотрудничества между Норвегией и Индией. Как показал анализ, программные документы двух стран по Арктике схожи по содержанию, где научный трек занимает центральное место во взаимодействии между странами в этом регионе.

Статья научная