Роль церковно-приходских школ в просвещении забайкальских старообрядцев (на примере сел Хасурта и Унэгэтэй Забайкальской области в начале ХХ века)
Автор: Иванов В.Ф.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 2 (32), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается история создания сельских церковно-приходских школ в старообрядческих селах Забайкалья в начале ХХ века на примере сел Хасурта и Унэгэтэй. Эти села примечательны тем, что образованы в начале XIX века крещеными бурятами Хоринского ведомства, перешедшими в старообрядчество. Они образовали отдельное родовое управление - Курбинское. Анализ материалов показал, что основанные в 1903 году школы грамоты в двух селениях общества Хасурта и Унэгэтэй в 1910 году имели свои собственные здания, были единственным культурным и образовательным центром Курбинской долины. При содействии миссионерских православных священников вовлекали в учебный процесс детей крещеных инородцев и крестьян-старообрядцев, повышая уровень грамотности среди населения. Составляющей в системе образования церковно-приходских школ были предметы религиозного характера, но образовательный компонент не был узко церковным. Дети в школе получали также естественные и гуманитарные знания. Созданные в начале ХХ века церковно-приходские училища «пережили» исторический этап перехода старой дореволюционной системы образования в новую советскую школу. Система образования, на основе которой строилось преподавание новых школ первых лет советской власти, в большинстве своем опиралась на традиционную методику преподавания старой церковной школы. Должное внимание в статье уделено труду сельского учителя, который при бытовых трудностях и мизерном финансировании учил сельских ребятишек чтению и письму. После революционных событий 1917 года учитель был в гуще всех дел сельских активистов, помогал преобразовывать жизнь сельских жителей.
Церковно-приходская школа, учитель, ученики, старообрядцы, крещеные инородцы, забайкальская область, хасурта, унэгэтэй, волость, инспектор, миссионер
Короткий адрес: https://sciup.org/140305335
IDR: 140305335 | DOI: 10.36718/2500-1825-2024-2-154-170
Список литературы Роль церковно-приходских школ в просвещении забайкальских старообрядцев (на примере сел Хасурта и Унэгэтэй Забайкальской области в начале ХХ века)
- Юхименко Е.М. Система образования в Выговской поморской пустыни // Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы. Ржев: Изд-во Ржевской Покровской старообрядческой общины, 2003. С. 11-18.
- Константинов НА. Очерки по истории начального образования в России / Акад. пед. наук РСФСР. 2-е изд., испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1953. 272 с.
- Пругавин А.С. Старообрядчество второй половины XIX века. М.: Отд. Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1904. 281 с.
- Андреев В.И. Бурятские приходские училища в первой половине XIX века. Иркутск: Иркут. пед. ин-т. иностр. яз. 1957. 76 с.
- Очерки истории и культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. Т. 1. 490 с.
- Андреев В.И. История бурятской школы (1804-1862 гг.). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964. 567 с.
- История Бурятии: в 3 т. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. Т. 2. 624 с.
- Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. Т.1. 490 с.
- Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита: ЗабГПУ, 1999. 196 с.
- Митыпова Г.С. Православные храмы в Забайкалье (XVII - начало XX в.), опыт историко-культурного исследования. Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 1997. 28 с.
- Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII - XX столетий. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2001. 448 с.
- Яцечко ЛА. Развитие начального образования в Восточном Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в. Улан-Удэ: Бэлиг, 2008. 143 с.
- Басалов А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг. Чита: ЗабГПУ, 2022. 279 с.
- Зайцева Л.А., Орлов Л.Г. Байкало-Кударинская школа. 150 лет. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2002. 128 с.
- Костомаров Н.И. История раскола у раскольников // Вестник Европы. Санкт-Петербург: Типография Ф. Сущинского, 1871. Т. 2. № 4. С. 499-571.
- Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII: опыт и ст. исслед. О причинах происхождения и распространения рус. раскола. 2-е изд., без перемен. Казань: Иван Дубрович, 1859. 547 с.
- Мельников-Шалаев Ф.Е. Образование в старообрядчестве. // Голос старообрядца. 1906. № 65. С. 15.
- Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы: Семейские. Иркутск, 1920. 81 с.
- Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928. 38 с.
- Долотов А.С. Старообрядчество в Бурятии // История и культура семейских Забайкалья. Улан-Удэ: Бэлиг, 2005. Ч. 2. C. 20-31.
- Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. 224 с.
- Махачкеев А.В. Карымы Бурятии. Улан-Удэ: НоваПринт, 2018. 160 с.
- ГАРБ (Государственный архив Республики Бурятия). Ф. 8. Оп. 2. Д. 42. Л. 345.
- Годовой отчет Хоринской Степной думы за 1852 год // ГАРБ. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1137. Л. 488.
- Вахрушев ВА. 1891-1984 гг. Записано автором в марте 1980 г. с. Хасурта [б.и.], 1980.
- ГАРБ. Ф. 246. Оп. 1. Д. 75. Л. 10.
- История Бурятии: в 3 т. Т. 2. XVII - начало XX в. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 624 с.
- Вахрушев В.А. Указ. соч.
- Забайкальские епархиальные ведомости. 1903. № 5-6. С. 90.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 41. Л. 20.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 41. Л. 22, 24.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 41. Л. 25.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 41. Л. 27.
- ГАРБ. Ф. 246. Оп. 1. Д. 86. Л. 16.
- ГАРБ. Ф. 246. Оп. 1. Д. 86. Л. 18.
- Вахрушев В.А. Указ. соч.
- ГАРБ. Ф. 246. Оп. 1. Д. 86. Л. 2,3.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 17. Л. 9.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 54. Л. 54.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 54. Л. 10.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 54. Л. 46.
- Будилович А.С. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. СПб., 1905. 366 с.
- Забайкальские епархиальные ведомости. 1905. № 9. С. 64.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 54. Л. 56.
- ГАРБ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 41. Л. 15.
- ГАРБ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 401. Л. 2.
- ГАРБ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 401. Л. 7
- ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 4. Оп. 1. Д. 168. Л. 89.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 49. Л. 2.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 59. Л. 1.
- Забайкальские епархиальные ведомости. 1913. № 20. С. 533.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 66. Л. 9, 11.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 66. Л. 21.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 66. Л. 25, 43.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 3. Д. 66. Л. 27.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 66. Л. 1.
- ГАРБ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 66. Л. 21.
- Вахрушев Л.М. Указ. соч.
- Забайкальские епархиальные ведомости. 1915. №7-8. С. 260.
- Зубкова И.В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916 гг. М.: Хронограф, 2010. 528 с.
- ГАРБ. Ф.Р-66. Оп. 1. Д. 201. Л. 141 об.
- Потапчук О.М. Народное образование на Алтае в 1917-1925 гг. // Вопросы истории. 2012. № 11. С. 77.
- ГАРБ. Ф.Р-66. Оп. 2. Д. 73. Л. 2-10.
- Кабрицкий ИА. Динамика рыночных цен и покупательной силы золота на Читинском рынке (1920-1923 гг.) // Материалы по статистике Забайкальской губернии. Чита: Изд-во Заб. губ. стат. бюро, 1923. Вып. 1. С. 80-81.
- Зайцева Л.А., Карначев А.Е. Первый вуз Бурятии: история и современность //Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 243-254.
- Яковлев А.Л. Сельское хозяйство Бурятии. 1950-1970 гг. //Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 2. С. 218-228.