Роль человеческого фактора в развитии экономики регионов
Автор: Плавунов Илья Николаевич
Журнал: Народонаселение @narodonaselenie
Рубрика: Проблемы, суждения, мнения
Статья в выпуске: 4 (50), 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме управления экономическим потенциалом российских регионов за счет развития человеческих ресурсов. Автором показано, что анализ взаимосвязи указанных показателей позволяет оценить, по какому сценарию осуществляется экономическое развитие отдельных регионов. В работе приведены расчетные параметры взаимосвязи между уровнем развития человеческих ресурсов в регионах и их экономическим развитием.
Экономический потенциал, человеческий фактор, человеческий ресурс, экономическое развитие, взаимосвязь человеческих ресурсов
Короткий адрес: https://sciup.org/14347319
IDR: 14347319
Текст научной статьи Роль человеческого фактора в развитии экономики регионов
Роль человеческого фактора
В развитии экономики регионов
Р азличия между условиями ис пользования человеческого капитала в разных регионах оказывают порой решающее влияние на экономику и возникающие возможности развития трудоспособного населения. Как указывают П.П. Раменский и И.Л.Моро-зов [1. С. 34–43], по качеству человеческого ресурса современная Россия уступает основным экономически развитым странам, что требует активизации скрытых резервов в его целенаправленном формировании и развитии. По оценке, приводимой И.В.Бушмариным [2. С. 66–73], сравнительный потенциал высокопроизводительной рабочей силы в России сейчас составляет 40% от показателей Японии или Германии.
Дляизучениябыливыбраныреги-оны России, в том числе ряд областей Центрального федерального округа (ЦФО), по которым удалось получить достоверные данные и имелась возможность перепроверить результаты с помощью опроса экспертов 1. Сопоставление экспертных оценок уровня экономического развития с показателями ИРЧП и удельным ВРП на душу населения позволило установить, что для подавляющего большинства регионов точки, образованные парами данных, лежат каждые на своей прямой, характеризующей хорошее соответствие мнений экспертов с реальным развитием регионов и человеческого капитала в них. Те регионы, которые можно назвать «аномальными» по разным причинам, от указанной прямой отклоняются. Более явно выраженный характер тенденции дает сопоставление экспертных оценок с удельным ВРП.
Проведенный анализ позволяет предположить, что возможна реализация одного из трех сценариев взаимосвязи экономического развития региона и накопления человеческого капитала.
Первый сценарий – «стагнация». Приращение человеческого капитала происходит медленно, небольшие добавления к нему практически не вызывают оживления экономической жизни региона и на экономическом развитии почти не сказываются. Ситуация типична для подавляющего большинства российских территорий, особенно депрессивных или дотационных. Среди регионов ЦФО к таким можно отнести Тверскую, частично Владимирскую и Рязанскую области.
Второй сценарий – «традиционное развитие». Человеческий капитал увеличивается, но не очень быстро, чему, отчасти мешает миграция квалифицированных кадров в поисках лучших условий труда и его оплаты. Отдельные мероприятия по использованию в экономическом развитии увеличивающегося человеческого капитала имеют ограниченный успех. Некоторые проекты реализуются удачно, но общая картина роста экономики не выглядит целостной. Между общим улучшением человеческого капитала и увеличением темпов экономического развития трудно установить однозначную причинно-следственную связь. Подобных регионов в России довольно много, к ним относятся не только средние по экономическому развитию, но и, казалось бы, «благополучные», поскольку утрачена перспектива, а управление в них носит несколько хаотический характер и происходит, чаще всего, от случая к случаю. Данный вариант типичен для всех анализируемых областей, но в разной степени. В наибольшей степени ему отвечает ситуация в
Тульской области, где былые успехи в оборонных отраслях почти полностью утрачены.
Третий сценарий – «развитие перспективы». В таком регионе человеческий капитал развивается и накапливается быстрее и качественнее, чем в других, хотя не всегда по воле руководителей. Накапливание капитала вызывает экономический рост, который, в свою очередь, стимулирует людей к саморазвитию и обогащению своего профессионального профиля, получению новых знаний, навыков, умений, формирует бережное отношение к своему здоровью, позитивно влияет на решение демографических проблем. Подобная картина характерна в наиболее четком виде для Московской области, менее явно она проявляется в Рязанской и Владимирской областях, а для других – все это носит скорее характер далекой перспективы.
При сопоставлении показателей экспертной оценки и индекса ИРЧП данные группируются в три конгломерата, соответствующие трем описанным выше сценариям. Коэффициент пропорциональности между показателями ИРЧП и экспертной оценки для первой и второй групп практически одинаков, что указывает на близкую взаимосвязь уровня ИЧРП и оценок экспертов, тогда как у третьей группы коэффициент отклоняется. Эксперты дают менее различающиеся оценки по сравнению с тем, как эти регионы отличаются в реальности, что указывает, с одной стороны, на неполноту знаний экспертов о положении в этих регионах, а с другой – на специфику происходящего в указанных территориях. Тем не менее, наличие тесной взаимосвязи между перечис- ленными выше параметрами свидетельствует об особенностях развития человеческого капитала и формируемых на его основании человеческих ресурсов.
Наличие трех групп, заметно различающихся по социально-экономическим показателям, приводит к появлению самоускоряющегося процесса по следующей схеме: расхождение в уровне социально-экономических показателей регионов – увеличение миграции в более развитые регионы – ускорение развития регионов-объектов иммиграции – рост различий между регионами – нарастание миграции и далее процесс повторяется, постоянно усиливаясь. Рост различий между регионами усиливает состояние стагнации хозяйственного механизма страны и снижает конкурентоспособность экономики России на мировом рынке.
Проблема использования человеческого капитала для целей экономического развития тесно связана с необходимостью изменения данного ресурса, поскольку в современном состоянии он не вполне соответствует поставленным целям модернизации и не может быть эффективно использован. В особенности это характерно для удаленных регионов России, где сильны традиции инерции и косности, новое приживается с трудом, часто – только во внешних проявлениях. Можно согласиться с мнением О.С. Сывороткиной [3], которая пишет об особенностях социально-экономических институтов в регионах, влияющих на формирование и использование человеческого капитала.
Конкретный подход к решению проблемы использования человеческого капитала может основы- ваться на сопоставлении его приращения и развития экономики в регионах. Изменения автохтонного человеческого капитала в мерках исторических периодов невелики, человеческий капитал обладает инертностью и плохо поддается управлению. Наиболее быстрым путем решения проблемы изменения человеческого капитала представляется иммиграция. Для оценки прироста человеческих ресурсов за счет иммиграции были собраны данные о притоке и оттоке населения в 25 субъектах Федерации, данные по которым доступны и могут считаться надежными, выявлены различия и проведено сопоставление с экономическим ростом в этих регионах.. Результаты сопоставления показывают, что изучаемые величины прироста иммиграции и прироста регионального продукта взаимосвязаны с достаточно высоким коэффициентом корреляции, особенно если учитывать различия в социально-экономических институтах [3]. Уравнение регрессии y = 0,397х + 0,642 показывает, что относительный прирост экономики отстает от прироста человеческого капитала за счет иммиграции.
На основании полученной зависимости между экономическим ростом и иммиграцией можно оценить влияние последней на экономическое развитие, воспользовавшись производственной функцией Кобба-Дугласа (один и тот же объем прироста национального продукта может быть получен в результате либо увеличения капиталовложений, либо расширения использования труда) [4]. Производственную функцию можно сопоставить с ВРП регионов. Однако вычисления по стандартной формуле Кобба-Дугласа и сопоставление с ВРП регионов дают сравнительно низкую корреляцию с недостаточно высоким коэффициентом, поэтому выбран вариант производственной функции с показателями по Б.Н. Михалевско-му [5]. Сопоставление результата вычислений и регионального ВРП дает линейную взаимосвязь с более высоким коэффициентом корреляции, и это свидетельствует о более тесной взаимосвязи указанных показателей, чем для традиционной модели Кобба-Дугласа.
Инвестиционная слабость отечественной экономики состоит в стремлении инвесторов к «коротким» деньгам, т.е. к инвестициям, которые обеспечивают быстрый возврат вложенных средств. Более быстрым и дающим наглядный результат, чем инвестирование в крупные промышленные проекты, является приращение человеческого капитала регионов, которое может быть избрано в качестве метода управления их экономическим развитием. Это наращивание, в связи с высокой инерционностью обычных демографических процессов, быстро может быть осуществлено только за счет иммиграции. Необходимо отметить, что иммиграция может вызывать в краткосрочном периоде нарекания автохтонного населения, затем мигранты станут «своими» и нужно будет наращивать человеческий капитал за счет образования, усиления мотивации и т.п.
Самоускоряющийся характер процесса миграции и экономического развития регионов требуют осмысления всех возможных аспектов рассматриваемого вопроса, для чего принято представлять картину мира как три взаимосвязанных потока: информационных, вещественных и энергетических ресурсов в любой отдельно рассматриваемой системе [6]. Эти потоки должны быть сформированы так, чтобы обеспечивать оптимальное достижение поставленной цели. В качестве примера такого учета можно привести модификацию производственной функции типа Кобба-Дугласа по В.А. Трапезникову [7]. Уровень используемых знаний фактически характеризует человеческий капитал, фондовооруженность связана с вкладом труда и затраченным капиталом, а влияние местных производственно-технологических условий производства и рабочих дней в году учитываются коэффициентом пропорциональности в соответствии с конкретным функционированием данного экономического агента.
По результатам анализа взаимосвязей экономических параметров в шести областях ЦФО – Московской, Рязанской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской и Тверской – были получены уточненные коэффициенты и добавочные сомножители для модифицированной квазипроизводс-твенной функции, значения которой могут превышать единицу, показывая существенное изменение экономической деятельности в условиях интенсивной миграции.
Кроме того, необходимо уточнить данные по участию индивидов в коллективной деятельности, которые получены автором с коллегами в работе [8. С. 32–37]. Это необходимо сделать, так как экономика регионов складывается на основании внутреннего рынка, на котором представлены организации как производящие, так и ввозящие продукцию из других областей и зарубежных стран. Эти организации составлены из отдельных подразделений, т.е. из отдельных групп, формирующихся под конкретные проекты. Если организация не использует современный проектный подход, эффективность ее деятельности существенно падает, а участие в общем балансе производимого регионального продукта становится пренебрежимо малым. Чем больше исходных точек будет использовано в определении характеристик зависимости, тем более высокой будет точность. Поэтому было проведено дополнительное исследование и в массив данных были добавлены экспериментальные точки, которые позволили расширить диапазон и, соответственно, повысить коэффициент корреляции.
О.А. Кислицина [9] определила, что важность человеческого капитала для экономики в опросах отметили 26,3% всех опрошенных мужчин и 38,3% женщин. Если учесть гендерное распределение в России на текущий момент, количество мужчин трудоспособного возраста 46 037 тыс. и женщин трудоспособного возраста 44 115 тыс. [10], то можно получить коэффициент пропорциональности как 0,320, отражающий долю ВРП, связанную с человеческим капиталом.
С применением подхода, основанного на модифицированном пересчете уровня влияния человеческого капитала на экономическую отдачу, можно вычислить среднюю долю ВРП регионов, связанную с человеческим капиталом. По расчетам она составляет 71,5% по отношению к максимально возможному уровню использования человеческого капитала. Доля валового национального дохода страны, связанная с человеческим капиталом, может быть оценена и с помощью общей производственной функции в ее классическом варианте, что дает показатель 21,3% по отношению к максимально возможному уровню использования человеческого капитала. При расчетах в качестве меры затрат труда использовалось отношение численности трудоспособного населения к населению России.
Данный результат указывает на недостаточное использование потенциала регионов, в том числе и человеческого капитала регионов, в экономическом развитии России. Решение проблемы ускорения развития может быть получено, среди прочего, усилением связей регионов в области накопления, совершенствования и использования человеческого капитала для целей экономического прогресса.