Роль духовности в евразийской интеграции
Автор: Рамазанов М.Э.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 16, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается роль духовности в региональных интеграционных процессах. Большинство межгосударственных объединений в мире сегодня создаются на основе экономических и политических интересов. Для долгосрочных союзов не менее важную роль играют вопросы культурной совместимости и духовной близости народов. В работе излагаются мысли классиков евразийства и современных последователей течения о роли духовности.
Евразийство, духовность, еаэс, интеграция, глобализация, регионализация, неоевразийство, прагматическое евразийство
Короткий адрес: https://sciup.org/14937411
IDR: 14937411
Текст научной статьи Роль духовности в евразийской интеграции
Summary: The article discusses the role of spirituality in the regional integration processes. Most of the international associations are created today on the basis of economic and political interests. However, for long term relationships it is important to consider the questions of cultural and spiritual affinity of nations. The author discusses the ideas of classical and modern Eurasianists concerning the role of spirituality.
Региональная интеграция сегодня является естественным историческим процессом. Ее результат - создание различных объединений в том или ином регионе планеты, например АТЭС, ЕС, Африканский союз, ШОС, ЕАЭС. Поводом для интеграции чаще всего становятся экономические, иногда политические интересы государств. Однако для создания долгосрочных и надежных союзов исключительно экономической выгоды мало. Если рассматривать объединения как перспективные, то на первые роли выйдут культурная близость народов и общие духовные ценности. Поскольку целью нынешней интеграции на Евразийском пространстве является построение долгосрочного союза, то значительную долю внимания стоит уделить вопросам духовности.
Интеграция в Евразийском регионе происходит не на пустом месте. Естественным процессом является стремление народов евразийского пространства укрепить несколько ослабшие после распада СССР связи в самых разных сферах деятельности. Длительная общая история позволила сформировать народам Евразии общие культурные ценности, схожий менталитет. Это единство культурного мира региона отмечали классики евразийства: «Так, Евразия предстает перед нами как возглавляемый Россией особый культурный мир, внутренне и крепко единый в бесконечном и часто, по видимости, противоречивом многообразии своих проявлений» [1].
Сегодня Россия также является объединяющим звеном в большой Евразии. Через православие, которое исповедует русское большинство, Россия имеет связь с народами Восточной и Юго-Восточной Европы. Благодаря исламу, который является основой мировоззрения для ряда народов Кавказа и Поволжья, Россия крепит связи с мусульманскими государствами Азии. Калмыки и буряты, будучи буддистами, являются мостом между Россией и некоторыми дальневосточными и юго-восточными азиатскими народами. Что касается собственно Евразийского региона, куда входят бывшие территории СССР и Российской империи, то здесь Россия является именно той страной, которая может объединять народы Средней Азии, Закавказья и Восточной Европы. Объединение данное не только экономическое или политическое, но и духовное.
Духовности евразийцы уделяли много внимания, часто противопоставляли России-Евра-зии бездуховную, по их мнению, цивилизацию Запада. Соглашаясь с теми или иными доводами капитализма и коммунизма, евразийцы считали, что основой для общества должны стать духовные идеалы. Искать духовность классики евразийства пытались в том числе и в византийской культуре, которая подарила славянским народам Евразийского региона православие. Петр Николаевич Савицкий отмечал: «В частности же ту культуру, которая обитала в “Азии” времен апостольских и последующих веков (культуру эллинистическую и византийскую), евразийцы оценивают высоко и в некоторых отраслях именно в ней ищут прообразы для современного духовного и культурного творчества» [2, с. 113].
Роль православия для России-Евразии классики течения оценивали очень высоко. Особенно актуальным было сохранение традиционных духовных ценностей в те моменты истории, когда страна столкнулась с агрессивной атеистической пропагандой. Петр Сувчинский отмечал:
«…ибо большевистский интернационал есть лишь волевое последствие космополитических блужданий и соблазнов русского безбожного, греховного интеллигентского духа; греховного, ибо вне Церкви не может быть праведна мечта о всемирном и истине» [3, с. 33].
Сувчинский был не одинок в оценке важной роли православной церкви для России. Авторский коллектив классиков евразийства в своих тезисах указывает: «Евразия понимается нами как особая симфонически-личная индивидуация Православной Церкви и культуры. Основание ее единства и существо его в Православной Вере, которая отлична от Православия греческого, славянского и т. д., не в порядке их отрицания, а в порядке симфонического единства с ними и вза-имовосполнения» [4].
Классики евразийства в своих трудах вновь и вновь обращались к духовным ориентирам православия. Иван Степанов сравнивал устремления прихожан православной и католической ветвей христианства: «В католической церкви каждый молится за себя, в православной каждый молится о всех. Единственное страдание верующего – это скорбь о тех, кто не дошел до познания веры, ибо для того жизнь – страдание, ибо, познавая лишь материю, он тем самым ей подчиняется» [5].
Помимо православия важным в становлении особой ментальности России-Евразии классики течения считали туранский фактор. Этот вопрос широко изучал Николай Сергеевич Трубецкой. Тюрки и сегодня являются важной составляющей Евразийского пространства. Преимущественно туранские народы живут в Казахстане и Киргизии. Узбекистан, который, возможно, в недалеком будущем также вольется в процесс евразийской интеграции, населен преимущественно туран-скими народами – узбеками и каракалпаками. В России проживают татары, башкиры, чуваши, алтайцы и другие представители тюркских народов. Туранское отношение к государственности значительно повлияло и на самосознание славянских народов: «Чудо превращения татарской государственности в русскую осуществилось благодаря напряженному горению религиозного чувства, благодаря православно-религиозному подъему, охватившему Россию в эпоху татарского ига» [6].
Обсуждали евразийцы и важную роль государства в вопросах духовности. По их мнению, государство должно в этом направлении работать активно и последовательно: «Помощь государства развитию духовной культуры должна приобрести систематический, плановый характер.
Государство должно приложить максимум усилий, направленных на то, чтобы духовная культура, и в частности наука, вышли из состояния того духовного разброда и духовной анархии, в которых они в настоящее время находятся на Западе» [7].
Современные евразийцы также работают над вопросами духовности, однако с учетом несколько изменившейся со времен классиков ситуации. Юрий Кофнер в работе «Новая идеология» вводит понятие «праведничество»: «Праведничество называется так, потому что ставит во главу угла правду. А по старой русской, да и гандиевской мудрости, правда – это синоним любви, а любовь – это синоним Бога. “Правда, любовь, вера” – вот главный лозунг последователей 4ПТ [евразийства]. Праведничество, безусловно, имеет свои корни в теологии. Четвертый путь – богоутверждающая теория. При этом данный путь всегда конкретен, всегда основан на традициях, и поэтому четвертый путь для христиан – христианство, для мусульман – ислам, для буддистов – буддизм и т. д.» [8].
В отличие от позиции классиков течения роль православия в условиях современной евроинтеграции несколько уменьшена. Хотя при нынешней интеграции в Евразии это разумно: мы имеем дело не только с православными народами, но и с представителями других конфессий.
В евразийстве роль религии, да и духовности в целом велика. Для евразийских народов неестественными являются идеи, где высшей целью признан человек и его эго. Сочетание же духовных ценностей с грамотным экономическим подходом может вывести народы Евразии на новый уровень. Сейчас многие народы Латинской Америки, Африки, Азии объединены антиамериканскими (антизападными настроениями). Но, отталкиваясь только от одного отрицания, строить успешные союзы, налаживать жизнь общества невозможно. И именно на благотворную роль духовных ценностей – будь то религия или какие-то светские идеалы – могут уповать народы, вставшие на путь региональной интеграции.
Ссылки:
-
1. Авторский коллектив: Евразийско-русский культурный мир [Электронный ресурс]. Париж, 1926. URL: http://yeura- sia.org/2015/03/06/exposition_russo-eurasian_world/ (дата обращения: 11.08.2015).
-
2. Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн : антология. М., 1993. С. 100–113.
-
3. Сувчинский П.П. Сила слабых. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». М., 1997. C. 33.
-
4. Авторский коллектив…
-
5. Степанов И. Белые, красные и евразийство [Электронный ресурс]. Брюссель, 1927. URL: http://yeura-sia.org/2015/01/15/stepanov_othodoxy (дата обращения: 11.08.2015).
-
6. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре [Электронный ресурс]. Берлин, 1925. URL: http://www.hrono.ru/statii/turan_ru.html (дата обращения: 11.08.2015).
-
7. Декларация евразийства (1932): культура [Электронный ресурс]. Брюссель, 1932. URL: http://yeura-sia.org/2014/06/15/eurasian_declaration_culture/ (дата обращения: 11.08.2015).
-
8. Кофнер Ю.Ю. Идеологические основы «Новой Евразии» [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: http://yeura-sia.org/2015/01/30/kofner_newrasia_idea/ (дата обращения: 11.08.2015).
Список литературы Роль духовности в евразийской интеграции
- Авторский коллектив: Евразийско-русский культурный мир [Электронный ресурс]. Париж, 1926. URL: http://yeura- http://yeurasia.org/2015/03/06/exposition_russo-eurasian_world/ sia.org/2015/03/06/exposition_russo-eurasian_world/ http://yeurasia.org/2015/03/06/exposition_russo-eurasian_world/ (дата обращения: 11.08.2015).
- Савицкий П.Н. Евразийство//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: антология. М., 1993. С. 100-113.
- Сувчинский П.П. Сила слабых. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». М., 1997. C. 33.
- Степанов И. Белые, красные и евразийство . Брюссель, 1927. URL: http://yeura-sia.org/2015/01/15/stepanov_othodoxy http://yeurasia.org/2015/01/15/stepanov_othodoxy>(дата обращения: 11.08.2015).
- Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре . Берлин, 1925. URL: http://www.hrono.ru/statii/turan_ru.html> (дата обращения: 11.08.2015). 7.
- Декларация евразийства (1932): культура [Электронный ресурс]. Брюссель, 1932. URL: http://yeura- http://yeurasia.org/2014/06/15/eurasian_declaration_culture/ sia.org/2014/06/15/eurasian_declaration_culture/ http://yeurasia.org/2014/06/15/eurasian_declaration_culture/ (дата обращения: 11.08.2015).
- Кофнер Ю.Ю. Идеологические основы «Новой Евразии» . М., 2015. URL: http://yeurasia. http://yeurasia.org/2015/01/30/kofner_newrasia_idea/> org/2015/01/30/kofner_newrasia_idea/http://yeurasia.org/2015/01/30/kofner_newrasia_idea/>(дата обращения: 11.08.2015).