Роль философии в системе высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта
Автор: Битарова Л.Г., Мишустина Е.Л.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Профессиональное образование
Статья в выпуске: 4, 2008 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам философии в гуманитарном образовании специалистов физической культуры и спорта, ее роли в формировании профессиональных компетенций и разработке личностно-ориентированной парадигмы современного высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование, гуманизация, гуманитаризация, инкультурация, антропоцентризм, парадигма, сциентизм, антисциентизм, технократизм, аксиология, гуманистическая личность
Короткий адрес: https://sciup.org/14263516
IDR: 14263516
Текст научной статьи Роль философии в системе высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта
Российскими учеными в последние десятилетия разработана теоретико-методологическая концепция реформирования высшего профессионального образования в стране, которая учитывает
как мировую тенденцию, так и необходимость сохранения всего положительного, что было накоплено отечественной высшей школой в процессе ее исторического развития. Основой данной концепции являются положения философов, социологов, педагогов о сущности и роли образования (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, А. Г. Здравомыслов, И. Кант, В. В. Зеньковский, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, И. А. Ильин и др.) С их точки зрения, образование – это многозначное понятие, обозначающее сферу социокультурной практики, отраслевую систему, специально организуемый процесс и определенный результат деятельности; задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, духовности. Следовательно, образование отражает в себе развитие культуры в целом. В Философском энциклопедическом словаре указывается, что «образование – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, т. е. процесс формирования облика человека, где главным является не объем знаний, а их соединение с личными качествами» (1).
Некоторые авторы считают, что «образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, безверный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять» (2).
В Новейшем философском словаре утверждается, что образование и воспитание – это единый процесс формиро- вания личности. «Воспитание, в широком смысле слова, – это процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание); в узком смысле – это стихийное, естественно складывающееся воспитание, передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме, в конкретной культуре, создание условий для появления и выработки внутренней мотивации».
«Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности». Оно направлено на социализацию обучаемого и определяет цель: подготовку специалистов, востребованных в разных сферах жизни общества (3).
Таким образом, общее и профессиональное образование по-разному включены в процесс общественного развития. Общее образование – как главное средство инкультурации человека, участвует в повышении его культурного и интеллектуального потенциала. Профессиональное образование – как средство социализации человека, готовит квалифицированные кадры для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Особую роль в системе высшего профессионального образования занимает философия.
В концепции советского образования могущество человека определялось знанием естественно-научных законов природы и порядка в ней; носило технократический характер и привело к фрагментарной односторонности и узости профессиональной подготовки специалистов. Обучение было направлено на формирование механически-детерминистской картины мира, а воспитание – на выработку уверенности в том, что любая проблема имеет одно правильное решение. Сущность системы физического воспитания в рамках советской концепции также имела узконаправленный характер. Она состояла в максимальном слиянии физической культуры и трудовой деятельности, что принимало форму профессионально-прикладной физической подготовки и существовало параллельно с военно-прикладной подготовкой, выступая как средство повышения производительных сил всего населения (4).
Парадигма советского образования привела к отрицанию приоритета духовно-нравственных начал при решении практических задач и принижению роли философии в системе гуманитарной подготовки, что послужило причиной кризиса в высшем профессиональном образовании. Истоки этого кризиса ряд ученых справедливо усматривают в мировоззренческой основе традиционного европейского образования – философии Нового времени, для которой характерен сциентистский разрыв человека и общества с природой. В результате ход развития цивилизации привел к выделению функционера-профессионала, ориентированного на практику, но не нацеленного на гармоничное совершенствование личности, у которого не возникает нравственных сомнений по поводу принимаемых решений (В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи) (5).
Не увенчались успехом попытки выстроить систему образования и воспитания на принципах антропоцентризма, преследующего цель воспитания человека как свободного субъекта, «творца самого себя» Такой принцип философии господствовал в эпоху Возрождения и привел к «эгоцентризму» в современном мире. Высвобождая человека на всех уровнях от власти «целого» (социума, культуры, традиции), эта психология неизбежно привела к идеалам «сверхчеловека» (Ф. Ницше) и прагматическим установкам в системе воспитания «Цель оправдывает средства» (Пирс. Дьюи) (6).
Современная философия видит перспективу развития человека в формировании нового мышления, в реализации принципов целостности восприятия динамично меняющегося мира, культуры, совершенствовании личности. Образование – это область социальной жизнедеятельности, где идет становление профессионально-грамотной, духовно-зрелой, нравственно-свободной личности. Поэтому стратегической ориентацией современного образования выступает личность с присущими ей мотивами, потребностями и интересами. Новое направление философских исследований – философия образования, стремится глубоко исследовать «вечные» и современные проблемы, так как ее задача заключается в разработке парадигмы личностно-ориентированного образования.
Многие исследователи отмечают наличие существенных проблем в теоретической и мировоззренческой плоскостях, касающихся качественных аспектов функционирования образовательных систем. В исследованиях отмечаются недооценка социокультурной функции образования, несоответствие его содержания реальным проблемам бытия человека и общества. Как подсчитали исследователи, больше всего времени (минимум 40 часов в неделю, по российскому законодательству) человек занимается профессиональной деятельностью. В связи с этим сегодня возникают острейшие системные противоречия между профессиональной деятельностью и культурой, что усугубляет проблемы профессионального образования (7). По мнению этих авторов, одно из наиболее глубоких таких противоречий состоит в понимании того, что профессиональная деятельность может быть независимой от культуры, этики, сферы нравственности. «А это значит, рассуждает А. И. Кравченко, – что профессиональная деятельность бывает в такой же мере свободной от гуманистических детерминант» (8). Второе системное противоречие обнаруживается в том, что профессиональная деятельность способна фальсифицировать духовность, если она ориентирована ложными, измышленными ценностями и идеалами. Следствием этого в образовательной практике современной России являются технократический уклон, абсолютизация значения профессионализма и недооценка роли нравственного воспитания, отсюда кризис всего гуманитарного образования.
Причина низкой эффективности современного образования – негуманность традиционных образовательных практик, которые не способны обеспечить дифференцированный подход к развитию личности в соответствии с ее индивидуальными потенциалами. В связи с этим гуманизация образования рассматривается как ведущее направление решения глобальной проблемы – утверждения в современном мире гуманистических ценностей. Гуманизация образования должна получить прочную теоретико-методологическую базу, которая может быть создана на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности. Гуманизация образовательных систем должна опираться на исследование человеческой активности, учитывать опыт европейской цивилизации и традиции отечественной культуры, особенности содержания российской духовности. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать философии.
Нередко в образовательной практике понятие «гуманизация образования» отождествляется с понятием «гуманитаризация образования». Н. А. Бердяев писал, что «русские всегда смешивали гуманизм с гуманитаризмом». Тому есть этимологические основания: слово «гуманизм» происходит от «humanus» (лат.) – человечный; гуманитарный – от «humanitas» человеческая природа, духовная культура. Гуманизация образования касается его содержания, организации, управления и процесса воспитания. Гуманитаризация образования относится только к процессу обучения: развитие традиционных направлений гуманитарной подготовки специалистов; насыщение негуманитарной сферы знания гуманитарными науками.
Деидеологизация российского общества в конце 20 века выразилась в кризисе европейского университета и гуманитарного образования всего европейского сообщества. Немецкому идеализму европейский университет обязан тем, что, начиная с 18 в. и кончая нашим временем, в его стенах роль законодателя мод и главы всех наук играла философия. Утрата к концу 20-го века философией лидирующего положения привела к спонтанному возвращению к метафизике, обострению проблемы сциентизма и антисциентизма. В 20 веке, как отмечает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, главной обязанностью университетов и отличительной особенностью европейской высшей школы в целом стала подготовка профессиональных кадров. В результате этого «средний европейский человек оказался вне культуры; он является новым варваром, отставшим от современной цивилизации, архаичным и примитивным в противоположность своим проблемам. Этот новый варвар-профессионал; он более учен, чем когда бы то ни было прежде, но в то же время и более бескультурен… («Миссия университета», 1930) По мнению данного автора, путь «из джунглей и хаоса бескультурья» лежит через «культурный синтез идей» на уровне своего времени, куда он включал и философию. Немецкий философ М. Хайдеггер в труде «Время и бытие» отличительной чертой современного ему профессионального образования считал его ограниченность логико-рассудочным, формально-информативным, операционально-технологическим уровнем и оторванность от питательной почвы культурно-содержательных, духовно-нравственных смыслов и ценностей. Исследователь был убежден, что в результате этого профессиональное образование поставляет техницистское мировоззрение, односторонне прагматические установки, что несет угрозу отдельной личности и низводит ее до уровня функционера технократической системы (9).
В конце 19 в. стремление постичь взаимосвязь философских основ развивающихся естественных, социально- гуманитарных и технических наук вызвало необходимость возникновения нового раздела философии – философии науки. Такая необходимость в первую очередь определялась остротой борьбы между двумя концепциями в оценке самой науки – сциентизмом и антисциентизмом. С другой стороны, философия, опираясь на диалектико-материалистические позиции, сформировала свою практическую значимость в разработке методологии социального и научно-технического познания, что укрепило ее роль в системе высшего профессионального образования. Укрепление роли философии в системе подготовки специалистов предполагает, в первую очередь, всестороннее интеллектуальное развитие профессионально подготовленного специалиста, во-вторых, развитие его как личности со сформировавшейся философской культурой, соответствующей уровню развития общества, его материальным и духовным ценностям.
Перемены, происходящие в нашем обществе, создали предпосылки для повышения эффективности высшего образования, поднятия его роли на более высокий гуманистический уровень, что активизирует роль философии в системе гуманитарных знаний.
Практически в каждом вузе физической культуры и спорта есть кафедра философии, осуществляющая помимо преподавания стандартных курсов (философии, культурологии, этики, эстетики, логики, политологии и т. д.) прием экзаменов в аспирантуру и чтение аспирантам нового курса по философии науки, что подразумевает сдачу в дальнейшем экзамена на получение кандидатского минимума. Структура философского знания: онтология, теория познания, история философии, логика, философия науки – выступает методологическим базисом гуманитарного образования будущих специалистов.
Проведенный анализ литературы показал, что в современной теории и методике педагогического образования в высшей школе недостаточно разработана методология исследования проблем профессионального становления, интеллектуального и духовного роста личности будущего специалиста. Многие исследователи считают, что теоретические и мировоззренческие проблемы высшего профессионального образования связаны с отсутствием единой концепции преподавания гуманитарных дисциплин в вузах (10).
В современных условиях назрела необходимость разработки новой концепции профессионального становления личности будущего специалиста, где особая роль отводится философии как методологическому базису гуманитарных наук.
Философия, интегрируя фундаментальные формы деятельно-практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру, способствует формированию новых гуманных смысложизненных ориентиров человечества, которые облегчат преодоление кризисных явлений в системе высшего профессионального образования. Философия способна осуществлять теоретико-методологический анализ проблем высшего образования благодаря следующим функциям:
-
- мировоззренческая – предусматривающая выявление и всестороннее использование философского анализа содержания концептуальных структур с физической реальностью, способствующая формированию новых гуманных смысложизненных ориентиров человечества. Это помогает перевести студента из объекта обучения в субъект деятельности, что создаёт условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования;
-
- гносеологическая – сосредоточила внимание на рас-
- ширении спектра практического использования межпредметных связей в системе высшего профессионального образования, предусматривает корреляцию учебных программ в соответствии с современным уровнем научно-технического знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном и планетарном уровнях;
-
- аксиологическая – дает оценку имеющимся путям познания и формам деятельности с позиции их соответствия гуманистическим идеалам и этическим принципам, эстетическому осмыслению прекрасного, красоты в спорте, предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности за счет использования произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, иллюстрирующих общекультурную значимость изучаемых явлений и законов;
-
- методологическая – нацелена на широкое использование активных методов формирования философского мировоззрения специалистов физической культуры и спорта, а также разработку нестандартных теоретико-методологических основ, направленных на формирование поискового, вариативного мышления и способности к нестандартным решениям специалиста, обладающего высоким инновационным материалом.
Философия в системе гуманитарного образования занимает особое место. Основоположник научной системы физического образования П. Ф. Лесгафт считал, что «без философии нет науки… Без теории и философии всякая практика грубеет и превращается в безобразное ремесло» (11).
Вопросы метода, образы человека, теории государства и общества, модели исторического развития – все это традиционно философские проблемы. Она способствует расширению кругозора, формирует гуманитарное мышление, без которого нельзя осмыслить современные тенденции быстроменяющегося мира.