Роль государственно-частного партнерства в развитии производственной инфраструктуры стран БРИКС
Автор: Зубайдуллина Д.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 3-1 (16), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается роль государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитии производственной инфраструктуры стран-участниц БРИКС, а также стратегия их дальнейшего совместного сотрудничества в этой области.
Государственно-частное партнерство, инфраструктура, концессия, инвестиции
Короткий адрес: https://sciup.org/140113746
IDR: 140113746
Текст научной статьи Роль государственно-частного партнерства в развитии производственной инфраструктуры стран БРИКС
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, концессия, инвестиции.
В рамках Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС, составленного Министерством экономического развития Российской Федерации, одной из целей документа указано «развитие частногосударственного партнерства, как инструмента привлечения дополнительных ресурсов; объединение возможностей государства и частного бизнеса разных стран БРИКС в целях реализации технологически сложных и финансово дорогих проектов, включая инфраструктурные проекты».
Другими словами, национальные интересы стран БРИКС направлены на развитие внутри стран и не преследуют целей доминирования в мировом сообществе, но предполагают использование региональных и трансрегиональных хозяйственных связей для достижения поставленных целей.
Наиболее успешно реализуемой формой ГЧП в странах БРИКС является концессия. Прежде всего, это проекты инфраструктуры, переработки вторсырья, освоения сырьевых месторождений, сельхозземель и разработки лесных ресурсов.
При этом в Индии и, особенно в КНР, одной из наиболее популярных является модель "строительство-эксплуатация-передача", в мировой практике государственно-частного партнерства обозначаемой аббревиатурой BOT(Build-Operate-Transfer). Основным принципом данной модели является то, что инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство. В последние годы данная модель стала активно использоваться в Бразилии и ЮАР. Кроме того, все больше применяется в тех же странах ГЧП в реализации и социальных проектов.
Рассмотрим долю ГЧП-проектов в развитии производственной инфраструктуры стран-участниц БРИКС.
Доля ГЧП-проектов в развитии производственной инфраструктуры стран БРИКС,% к общей инвестстоимости
ЮАР
Бразилия
КНР
Индия
Россия
0 10 20 30 40 50 60 70
Источник: CIA и региональные экономические комиссии ООН по данным на 2014 год По статистическим данным очевидно, что наибольший удельный вес ГЧП-проектов в общей структуре вкладываемых инвестиций имеет КНР. Данный показатель не случаен, т.к. экономический рост в Китае спровоцировал увеличение спроса на инфраструктуру в стране и для удовлетворения потребностей растущего рынка Правительство КНР активно привлекает частный сектор как внутренний, так и внешний. По данным Российской газеты, в РФ в 2014-2020 гг. совместно с партнерами из Китая намечена реализация более 100 ГЧП-проектов в различных отраслях. Планируются проекты в области транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики, логистики и промышленного производства. В частности, уже реализуется проект строительства Хуадянь-Тенинской парогазовой-ТЭЦ мощностью 450 МВт в Ярославле (партнеры - российская компания ТГК-2 и китайская корпорация "Хуадянь"). Стоимость проекта около 570 млн долл. [1]
В Бразилии также наибольшую долю в инфраструктурных инвестициях занимают модели ГЧП, которые бывают 2-х типов: «спонсируемые» и «административные». При использовании «спонсируемых» концессий государственные услуги предоставляются напрямую пользователям. В этом случае частный инвестор, помимо тарифов, полученных от потребителей коммунальных услуг, получает деньги в том числе и от государства. «Административные концессии» направлены на оказание услуг непосредственно государству, а не конечным пользователям. В 2015 году подписаны 61 административных концессий и 13 спонсируемых инфраструктурных проекта. [4]
Южно-Африканская Республика (ЮАР) также реализует инфраструктурные проекты через ГЧП, что составляет 55% от общих капиталовложений. Современная система ГЧП в ЮАР берет начало с 1997 года, когда южноафриканское правительство одобрило создание Межведомственной Целевой Группы (Inter-Departmental Task Team, далее – МЦГ) под руководством министерства финансов. МЦГ приступила к разработке нормативно-правовой базы для ГЧП, а также к изучению того, каким образом ГЧП может улучшить инфраструктуру и эффективность оказания услуг в ЮАР.[5] Крупнейшим проектом в сфере ГЧП в ЮАР остается железная дорога Гаутрейн, соединяющая города Йоханесбург и Претория. Бюджет данного проекта составил 3,3 млрд.долл. Гайтрейн – это пример использования понятия ГЧП для продажи проекта общественности. Отчисления консорциума Bombela в государственный фонд составляют всего 367 млн., что меньше, чем 10% от общей суммы. Взамен этого консорциум получает 15-летний льготный период вместе с государственными гарантиями платежа по первому требованию.
В Индии ГЧП-проекты составляют 40% в инфраструктурных проектах. В стране сформировалась четкая система регулирования ГЧП в сфере инфраструктуры. Высшим руководящим органом является Комитет по инфраструктуре (Committee on Infrastructure) во главе с премьер-министром Индии, в задачи которого входит выработка основных направлений политики в данной области, повышение роли ГЧП в национальной экономике и контроль над реализациейважнейших проектов. Также действует Комитет по инфраструктуре при Кабинете министров (Cabinet Committee on Infrastructure) под председательством премьер-министра Индии, функциями которого является политическое одобрение новых проектов и создание финансовых и правовых механизмов для увеличения притока инвестиций. В соответствии с 12 –м пятилетним планом (2012-2017 годы) к 2017 году планируется привлечь в инфраструктуру 1 трлн.долл. инвестиций, это 27% ВВП страны.[3].
По данным 2014 года Россия среди стран-членов БРИКС находится пока на последнем месте по использованию моделей ГЧП в реализации инфраструктурных проектов. По оценкам Всемирного банка, общие расходы на инфраструктуру в России должны составлять не менее 4-5% ВВП в год, то есть более 4 трлн руб. Эта цифра сопоставима с прогнозом Газпромбанка, по оценкам которого в ближайшее десятилетие потребность в финансировании инфраструктуры в стране, не считая социальной сферы, составит около 753 млрд долл., из которых около 75% будет приходиться на автомобильные дороги. По данным портала о ГЧП, в РФ на август 2015 на коммунальную инфраструктуру приходится 392 проекта, на социальную инфраструктуру - 196 проектов, в энергетической инфраструктуре - 319 проекта и в транспортной инфраструктуре - 92 проекта. Сегодня, по данным Центра развития ГЧП, в стране реализуется 999 проектов, находящихся на различных стадиях - от инициирования до эксплуатации. С начала года количество проектов увеличилось почти в 2 раза. Как отмечает исполнительный директор Центра развития ГЧП РФ Максим Ткаченко, «активный рост проектов обусловлен прежде всего желанием органов местного самоуправления передать в концессию объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения для реконструкции и эксплуатации и тем самым снизить нагрузку на бюджет». 13 июля 2015 года в России был принят Федеральный закон Российской Федерации N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рынок ГЧП это сильно не изменило, т.к. в стране действовали региональные законы, регулирующие деятельность ГЧП, однако, в законе предусмотрены положения, направленные на повышение качества подготовки проектов.
Одним из последних совместных достижений стран-участниц БРИКС является решение принятое в рамках саммита БРИКС в Уфе о создании совместного механизма для инвестирования в акционерный капитал инфраструктурных проектов. Соответствующее соглашение было подписано между РФПИ(Российского фонда прямых инвестиций), индийской группой компаний IDFC, бразильской BTG Pactual, китайским фондом Silk Road, а также Банком развития ЮАР.[2] Данная инициатива также была поддержана Деловым советом БРИКС.
Согласно достигнутым договоренностям, стороны будут вести совместный поиск и финансирование инфраструктурных проектов, способствующих укреплению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами БРИКС.
Список литературы Роль государственно-частного партнерства в развитии производственной инфраструктуры стран БРИКС
- Балиев Алексей. Выгода делится на пять. Страны группы БРИКС обмениваются опытом. Дата публикации 29.07.2014. http://www.rg.ru/2014/07/29/opit.html (Дата обращения 08.08.2015)
- Лютова Маргарита. РФПИ с партнерами из стран БРИКС намерен наращивать вложения в инфраструктуру. Дата публикации 07.07.2015. http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/07/08/599669-rfpi-s-fondami-iz-drugih-stran-briks-nameren-naraschivat-vlozheniya-v-infrastrukturu. (Дата обращения 09.08.2015)
- pppinindia.com/overview.php-сайт о ГЧП в Индии
- infraestruturaeppps.com.br/Ingles-CBIC-Radar-PPP.pdf -обзор рынка ГЧП в Бразилии
- www.ppp.gov.za/Pages/About.aspx -сайт о ГЧП в ЮАР