Роль и место кооперации в организации помощи раненым воинам в начальный период Первой мировой войны 1914 - март 1918 года (на материалах Среднего Поволжья)
Автор: Моисеева Т.А.
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 1 (19), 2015 года.
Бесплатный доступ
В рамках 100-летнего юбилея со дня начала Первой мировой войны автор раскрывает малоизвестные страницы участия кооперации в организации медицинских лазаретов для раненых воинов в это время.
Раненые, медицинская помощь, кооперация, лазарет, финансовое обеспечение, благотворительная организация
Короткий адрес: https://sciup.org/14114054
IDR: 14114054
Текст научной статьи Роль и место кооперации в организации помощи раненым воинам в начальный период Первой мировой войны 1914 - март 1918 года (на материалах Среднего Поволжья)
В 2014 году мы отметили 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны, в которой Россия приняла самое активное участие. Сразу же после начала Первой мировой войны в стране развернулся небывалый патриотический подъем, вызванный унижением нашей страны на международной арене и желанием во что бы то ни стало отомстить «германским агрессорам», покусившимся на «Отечество».
Для нашего времени исключительный интерес представляет участие широких слоев населения в благотворительной деятельности по отношению к жертвам войны, в первую очередь раненым воинам, которые начали, особенно с осени 1914 года, массово поступать в медицинские учреждения губерний Среднего Поволжья. Эта работа носила объемный, массовый характер, затронула глубинные слои населения, практически все социальные слои, которые во что бы то ни стало хотели помочь фронту в борьбе с ненавистным врагом в 1914 — первой половине 1916 года. Почему мы берем именно этот период? Все дело в том, что в это время Россия еще не испытала сполна все тяготы и лишения этой войны (это произойдет гораздо позже), большинство населения еще не было «обработано» антивоенной пропагандой анти- государственных сил и находилось на высоком общественном подъеме.
Начиная с конца 1914 года практически все поволжские города заполонили тысячи раненых воинов. Были созданы десятки новых военных госпиталей, практически все больницы в губерниях, уездах, местные лазареты были заполнены ранеными, а новые эшелоны все продолжали и продолжали прибывать.
К размещению и выхаживанию раненых подключились самарские, симбирские, казанские кооператоры, которые также решили принять участие в общенародном деле выхаживания и излечения раненых. Сначала кооператоры ограничивались сбором денежных средств на закупку перевязочных средств, белья для раненых и больных, лекарственных средств. По деревням разъехались гонцы. Практически все сельские кооперативы приняли в этой работе посильное участие. Были собраны достаточно огромные средства. Так, только в Самарской губернии в 1914 году было собрано 12 тысяч золотых рублей, а в 1915 году — уже 25 тысяч [1]. В Симбирской губернии в 1915 году кооперативы собрали 17 тысяч рублей [2].
Практически все кооперативные товарищества Симбирской губернии также делали значи- тельные отчисления из прибылей на нужды войны. И хотя кооперативных лазаретов здесь не было открыто, симбирские кооператоры поддерживали имеющиеся в губернии военные госпитали. Так, в 1915 году на данные цели Ши-ловское кредитное товарищество выделило 200 рублей, Поселковское — 150 рублей, Те-тюшское, Вечкусское, Резоватовское, Порецкое, Кременское и Водарацкое — по 100 рублей, Лунгинско-Майданское, Папузинское и Жадов-ское — по 50 рублей и так далее [3]. Во второй половине 1915 года в общей сложности эти ассигнования составили солидную сумму — свыше 10 тысяч рублей [4].
Ввиду того, что губернские руководители отказывались предоставлять отчеты кооператорам о потраченных средствах, кооператоры решили взять все дело оказания помощи раненым и увечным воинам под свой личный контроль. В Самаре было объявлено об открытии целой сети лазаретов для раненых воинов.
Инициатором выступило Самарское городское кредитное товарищество, которое на одном из своих заседаний избрало оргкомитет, создало специальный фонд и сделало в него первые отчисления. Была избрана ревизионная комиссия из трех лиц и заведующий лазаретом — председатель правления Самарского товарищества И. С. Анисимов [5]. Практически все кооперативы Самарской губернии откликнулись на почин.
Работа была достаточно сложная, так как необходимо было арендовать специальное здание, подобрать медперсонал, оснастить лазарет всем необходимым. В Самарской губернии первый лазарет на 50 коек был открыт 25 октября 1915 года. Он получил название «Имени кредитных товариществ Самарской губернии» [6]. На открытии лазарета присутствовали представители более 100 товариществ, принявших участие в сборе денег, члены Областного Комитета Всероссийского Городского Союза, почётные лица города, члены Государственного банка и инспекции, медицинский персонал. Лазарет был торжественно освящён и открыт для приёма больных и раненых.
Лазарет имени кредитных кооперативов Самарской губернии за время своей работы зарекомендовал себя с лучшей стороны. Командование воинских частей старалось направить туда в первую очередь раненых офицеров, так как там были созданы наилучшие условия. Расходы на одного больного в день составляли здесь 2 рубля 54 копейки, что для того времени была фантастическая сумма. В данную сумму входили не только расходы на питание, но и на содер- жание здания в образцовом порядке, на выплату высокого жалованья специально нанятому медицинскому персоналу. Здесь важное внимание уделялось питанию раненых как одному из решающих условий выздоровления больных. Суточные нормы благодаря усилиям кооператоров здесь были выше, чем в других лазаретах. Так, в Самарском кооперативном лазарете практически до марта 1916 года на человека выдавалось 1 фунт мяса в день вместо ¾ фунтов в военных госпиталях по соседству, 1½ фунта белого хлеба, что в условиях войны было делом очень сложным. Многие окрестные товарищества по собственной инициативе периодически доставляли в лазарет продукты по тем ценам, по которым отпускались продукты членам кооперативов. Более того, для организации культурного досуга раненых и больных в лазарете на пожертвования частных лиц была устроена небольшая библиотека, выписывались городские и уездные газеты, в праздничные дни устраивались бесплатные музыкальные вечера с участием местных артистов. Нередко в этих мероприятиях участвовал медперсонал и служащие лазарета. На рождественские праздники в лазарете был организован специальный развлекательный вечер. Среди приглашенных были местные любители музыки, студентки местной Народной консерватории. Гвоздем программы было выступление хора, созданного из больных и раненых. Были установлены новогодние ёлки, больным за счет специального кооперативного фонда были закуплены и розданы подарки [7].
Одно дело открыть лазарет, а другое — его содержать. Среди кооператоров Самарской губернии снова был брошен клич. Начиная с осени 1915 по март 1916 года на содержание лазарета кооператорами было собрано 36 748 рублей [8]. Но не все было так гладко, как хотелось бы. Вскоре общество захлестнули антивоенные настроения, которые охватили большинство населения города Самары. Благотворительность на поддержание «защитников Отечества» к весне 1916 года значительно уменьшилась, денег стали отдавать все меньше и меньше. Это было вызвано усилением военных тягот и лишений, дороговизной продуктов, появлением дефицита. Другой причиной стало нежелание местных, в первую очередь городских властей, финансово поддержать работу лазарета. Поэтому в марте 1916 года все раненые и больные были переведены в военные госпитали, а сам лазарет временно закрыт, медицинский персонал также был временно распущен.
Однако раненые с полей сражений продолжали прибывать во все возрастающем количестве, и кооператоры вновь проявили рвение. При поддержке Областного Комитета Всероссийского Городского Союза, выделившего ссуду в 5000 рублей, вновь возобновил свою деятельность лазарет. Но собранных средств хватило только до 1 января 1917 года. Комитет, созданный кооператорами для заведования лазаретом, неоднократно обращался с призывом о помощи как к кредитным кооперативам губернии, так и к потребительским обществам и другим товариществам. Однако груз довлеющих над обществами проблем превысил патриотический порыв. На призыв комитета откликнулось лишь 32 товарищества, собравшие по всей губернии 2975 рублей [9]. Собранных средств было явно недостаточно, поэтому лазарет был снова закрыт.
Попытки открыть кооперативные лазареты для раненых воинов отмечались и в других уездных городах губернии. Здесь лазарет открыли при содействии трех ведомств: уездного земства, кооперативных уездных объединений и уездного отделения Красного Креста 1 января 1915 года. Все эти три ведомства выделили необходимые средства, однако наибольший финансовый взнос внес Бузулукский союз кредитных товариществ. Соответственно, при поступлении раненых проводился их отбор и принимались в первую очередь жители Бузулукского уезда, а еще тщательнее следили за тем, чтобы они были членами кооперативных товариществ. Об этом говорят статистические данные. Так, за 1915—1916 гг. в данном лазарете прошли оздоровление 1560 раненых и больных, из которых 500 человек были жителями Бузулукского уезда и являлись членами различных товариществ [10].
В 1916 году и этот лазарет столкнулся с серьезными финансовыми трудностями, так как стоимость одного койко-места составляла в месяц 45 рублей, что было обусловлено высокими ценами на перевязочные материалы, лекарства, продовольствие и медикаменты. И это при том, что врачи, медсестры отказались от денежного вознаграждения за свой труд. Однако лазарет продолжал существовать вплоть до начала 1917 года, причем кредитные и другие товарищества практически сорвали принятые на себя обязательства и в начале 1917 года собрали только 43 % необходимой суммы [11].
Лазареты создавались на средства кооператоров и в других уездах, например, в Бугульминском. Здесь пошли по другому пути. В 1916 году в уезде, который считался одним из самых богатых в Самарской губернии, был организован
День Красного Креста, давший 15 тысяч рублей, собранных в качестве пожертвований. Кроме того, удалось собрать вещи и тёплую одежду для фронтовиков. В отличие от других уездов, целый ряд товариществ приняли решение об отчислении ½ и ¼ из получаемых товариществом процентов по ссудам. Удалось открыть не один, а целых три лазарета [12].
Значительные пожертвования из прибылей в пользу различных комитетов по оказанию помощи раненым делали также товарищества Симбирской, Пензенской и Казанской губерний. Кредитными и потребительскими товариществами Городищенского уезда Пензенской губернии в 1915 году был открыт специальный лазарет на 50 коек. Однако кооперативы не смогли его содержать, поэтому к финансированию подключилось уездное земство [13].
Почин самарских и пензенских кооператоров поддержали и казанские кооператоры. В Казанской губернии было открыто два лазарета — в городе Казани на 20 коек и в деревне Старое Тимошкино Казанского уезда на 12 коек. Они тоже испытывали финансовые трудности и временно закрывались. Последний за неимением средств в 1916 году был временно закрыт. За 1915 год через казанский лазарет прошло 96 раненых, через лазарет при деревне Тимошкино — 14. Кооператоры помогали как могли, делая главный упор на культурно-развлекательные мероприятия для раненых. На Рождество, как и в Самаре, устраивалась ёлка и раздавались подарки. С ранеными проводились занятия по кооперативному делу. Во время лечения несколько раненых прослушали курсы по счетоводству учреждений мелкого кредита и после экзаменов получили соответствующие свидетельства. При выписке из лазарета каждому больному выдавались смена белья (зимой, кроме того, тёплые рубахи, носки, полотенца, иногда тёплые жилеты), ¼ фунта чая, 2 фунта сахара, ¼ фунта табаку, ½ фунта мыла, карандаш, почтовая бумага, конверты и 5 рублей денег [13].
Подведем некоторые итоги. Несмотря на то что средневолжские кооператоры внесли значительный вклад в благотворительную деятельность по поддержанию раненых воинов, по сравнению с другими губерниями здесь эта работа была гораздо скромнее. Во-первых, кооперативные объединения были здесь значительно более слабыми, маломощными. Во-вторых, наплыв раненых по сравнению с западными губерниями России был значительно меньше, и проблема носила менее актуальный характер.
-
1. Государственный архив Самарской губернии (далее — ГАСО). Ф. 400. Оп. 1. Д. 809. Л. 256.
-
2. ГАУО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 33. Л. 205.
-
3. Ассигнования на нужды войны // Симбирский хозяин. 1915. № 3. С. 43; На койки имени кооперативов Симбирской губернии // Там же. С. 45; Кредитные товарищества на нужды военного времени // Там же. 1915. № 2. С. 37; В Посел-ковском кредитном товариществе // Там же. 1915. № 6. С. 46.
-
4. Кооператор. Краткий обзор деятельности кредитных товариществ // Симбирский хозяин. 1915. № 7. С. 29.
-
5. Лазарет имени кредитных кооперативов Самарской губернии // Вестн. мелкого кредита. 1917. № 6. С. 246—247.
-
6. ГАСО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 809. Л. 256—257.
-
7. Лазарет имени кредитных кооперативов Самарской губернии // Вестн. мелкого кредита. 1917. № 6. С. 250.
-
8. Там же. С. 248.
-
9. Там же. С. 251.
-
10. Труды IV Съезда кредитных товариществ и потребительских обществ Бузулукского уезда Самарской губернии 1—2 декабря 1916 г. (протоколы заседаний, доклады, постановления съезда). Бузулук, 1916. С. 42.
-
11. Ильин А. Мелкий кредит в Бугульминском уезде Самарской губернии и война // Вестн. мелкого кредита. 1916. № 46. С. 1912.
-
12. Фелицин П. С общих собраний (из Городищен-ского уезда Пензенской губернии) // Вестн. мелкого кредита. 1916. № 14. С. 609.
-
13. М. Л. По кооперативным лазаретам // Вестн. мелкого кредита. 1916. № 18. С. 798—799.
Список литературы Роль и место кооперации в организации помощи раненым воинам в начальный период Первой мировой войны 1914 - март 1918 года (на материалах Среднего Поволжья)
- Государственный архив Самарской губернии (далее -ГАСО). Ф. 400. Оп. 1. Д. 809. Л. 256.
- ГАУО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 33. Л. 205.
- Ассигнования на нужды войны//Симбирский хозяин. 1915. № 3. С. 43;
- На койки имени кооперативов Симбирской губернии//Там же. С. 45
- Кредитные товарищества на нужды военного времени//Там же. 1915. № 2. С. 37
- В Поселковском кредитном товариществе//Там же. 1915. № 6. С. 46
- Кооператор. Краткий обзор деятельности кредитных товариществ//Симбирский хозяин. 1915. № 7. С. 29
- Лазарет имени кредитных кооперативов Самарской губернии//Вестн. мелкого кредита. 1917. № 6. С. 246-247
- ГАСО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 809. Л. 256-257
- Лазарет имени кредитных кооперативов Самарской губернии//Вестн. мелкого кредита. 1917. № 6. С. 250
- Труды IV Съезда кредитных товариществ и потребительских обществ Бузулукского уезда Самарской губернии 1-2 декабря 1916 г. (протоколы заседаний, доклады, постановления съезда). Бузулук, 1916. С. 42
- Ильин А. Мелкий кредит в Бугульминском уезде Самарской губернии и война//Вестн. мелкого кредита. 1916. № 46. С. 1912
- Фелицин П. С общих собраний (из Городищенского уезда Пензенской губернии)//Вестн. мелкого кредита. 1916. № 14. С. 609
- М. Л. По кооперативным лазаретам//Вестн. мелкого кредита. 1916. № 18. С. 798-799